Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Работа №93743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Аппликация как средство развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [51]. Она отражена и в целевых ориентирах процесса образования, где говорится, о интеллектуальном, духовно-нравственном и о творческом развитии личности. Одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка (изобразительной, конструктивно-модельной и др.) [62]. Понятие «творчество», как необходимое условие реализации личности прописано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и определяется, как базовая национальная ценность [16].
В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка. Вопрос о развитии творческих способностей детей, является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества», и вопросы связанные с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста остаются открытыми. Вместе с тем, остается недооцененным потенциал такого вида изобразительной деятельности, как аппликация.
Аппликация отличается особым алгоритмом творческих действий. Аппликация способствует активному проявлению творческого потенциала (продуктивности мышления); развитию умения действовать не по шаблону (оригинальности мышления); совершенствованию технических умений и навыков; развитию способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта (гибкости решения); совершенствованию самовыражения, развитию эмоциональной сферы, развитию умения внедрять идеи в продукт деятельности (разработка идей) [57]. Дети могут создавать, 3
воплощать с помощью аппликации все, о чем фантазируют. Все это, обуславливает особое значение аппликации для развития творчества у детей дошкольного возраста. Однако, потенциал занятий по аппликации до конца не используется, чаще всего педагоги, стараются организовать этот процесс на занятиях в смешанных техниках. Также, не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития творческих способностей у старших дошкольников.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по аппликации.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по аппликации, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по аппликации у детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческих способностей
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей, на основании этого уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить возможности аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе;
5. Разработать содержание комплекса занятий по аппликации, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы авторов, изучающих творческие способности (Л.А. Венгер, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др.); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности и творческих способностях (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), аппликация как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Доронова, Н.Н. Поддьяков и др.), вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по аппликации (В.В. Выгонов, З.А. Богатеева, Е.Н. Бородина, Л.А. Каримова, И.А. Лыкова, Н.А. Мелькумова, С.В. Погодина и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ нормативно-правовых
документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по аппликации в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по аппликации, направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного образования и педагогов дополнительного образования, работающих в данном направлении. Дидактические материалы по теме исследования могут быть рекомендованы к использованию при организации занятий по развитию творческих способностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Арамиль. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящий из 64 источников, 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как: А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, Т.Е. Иванова, Е.Н. Бородина и других авторов сделаем следующие выводы:
1. Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) (А.Н. Леонтьев).
Развитие творческих способностей - это процесс преобразования знаний, умений и навыков, необходимых для видов любого творчества, заключающихся в следующих способностях (по А.И. Савенкову):
• вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на
заданную тему; выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых,
банальных;
• легко и быстро находить новые решения, устанавливать
необычные ассоциативные связи;
• выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных;
• внедрять идеи в продукты творчества, детализировать
выполненный продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями.
2. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития творческой деятельности. Развитие гибкости творческого мышления в период дошкольного детства позволяет ребенку видеть проблему с другой стороны и разрабатывать новый способ выхода из проблемной ситуации. Развивающиеся аналитические способности позволяют оценивать идеи, которые подходят или нет для дальнейшей их разработки.
Совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности предопределяют проговаривание своих 56
идей для убеждения других в их ценности что, безусловно, способствует четкости в представлении своих действий, их последовательности, что характеризует развитие продуктивности и оригинальности творческих способностей.
Развитость памяти и внимания способствует расширению опыта полученной информации, и проявляться в более новых идеях, детализированию выполнения продуктов творческой деятельности, наполнению продукт творчества интересными подробностями.
3. Аппликация выступает одним из средств изобразительной деятельности, способствующей развитию и проявлению творческого начала, самостоятельности, познавательной активности, что обуславливает эффективность аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Наличие способности дошкольников в процессе аппликации обращать внимание на существенные свойства предметов и явлений, способность к установке связи между отдельными явлениями и отражению их в образной форме.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности (аппликации) Т.Н. Дороновой, И.А. Лыковой, С.В. Погодиной, можно сказать, что аппликация способствует развитию мелкой моторики, способствует формированию у детей четких представлений о свойствах и качествах предмета, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности.
На занятиях аппликацией происходит ознакомление дошкольников со свойствами различных материалов, дети учатся различать геометрические фигуры; важное преимущество аппликации состоит в ее цветовом оформлении, оказывающем значительное влияние на формирование у старших дошкольников художественного вкуса, умения делать творческий выбор, создавать оригинальный продукт.
4. В соответствии с критериями и показателями развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации были подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по определению продуктивности творческого мышления - «Фигуры», «Волшебные очки».
• по определению гибкости творческого мышления - «Замок», «Незнайка».
• по определению оригинальности творческого мышления - «Клякса», «Закончи рассказ».
• по определению разработки творческих идей - «Вышла кошка погулять», «Зоопарк».
Результаты диагностики показали, что у 1 ребенка (5%) высокий уровень развитости творческих способностей, у 3 детей (15%) низкий уровень развитости творческих способностей, у большинства детей группы - 16 человек (80%) средний уровень развитости творческих способностей.
5. Данные показатели обусловили потребность в разработке комплекса занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации. Был разработан комплекс занятий «Загадочный космос», направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации. Комплекс занятий «Загадочный космос» разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
Интегрированность различных видов искусств в разработанном нами комплексе занятий для старших дошкольников «Загадочный Космос» представлена:
• с помощью таких компонентов как: зрительный, литературный, музыкальный;
• с применением следующих методов: словесный - беседа, чтение; наглядный - рассматривание репродукций картин художников; практический - дидактические игры, творческие задания и упражнения, физкультминутки;
• с применением форм работы: самостоятельная работа (выполнение игровых дидактических заданий, создание продуктов творчества), коллективная работа (создание выставки продуктов творчества);
• с применением различных видов деятельности по созданию аппликации.


1. Агапова, И. А. Лучшие аппликации для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : ЛАДА, 2010. - 92 с.
2. Акмеологический словарь / под ред. А. А. Деркача. - Москва : РАГС, 2005. - 161 с.
3. Богат, В. В. Развивать творческое мышление / В. В. Богат // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - С. 17-19.
4. Бородина, Е. В. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2015. - 176 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2010. - 287 с.
6. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер // Воображение и психологическое время. - 1994. - № 4. - С. 62-71.
7. Виноградов, Ю. Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.00 / Ю. Е. Виноградов. - Москва, 1972. - 14 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Наука, 1982. - 455 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 93 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2014. - 536 с.
11. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 20-28.
12. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования / Г. А. Глотова. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 287 с.
13. Горяинова, О. В. Аппликация на ткани / О. В. Горяинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 200 с.
14. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте / Г. Г. Григорьева. - Москва : Академия, 1997. - 268 с.
15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации / А. Я. Данилюк,
A. М. Кандаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2014. - 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ