Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 8
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии
творческого воображения у детей 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 32
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 8
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии
творческого воображения у детей 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 32
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие в наших детях качеств творческой, активной и самостоятельной личности - одна из важнейших задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Реализация задач по развитию фантазии, воображение и творческих способностей дошкольников находится в центре внимания реализации ФГОС в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Новые подходы в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных материалов направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании, позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования в процессе обучения способствует усвоению детьми не только знаний и умений, но и воспитанию у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
В настоящее время в практике существует противоречие между возможностями обращения к изобразительной деятельности в развитии у детей творческого воображения и недостаточного методического обеспечения данного процесса.
Указанное противоречие, позволяет указать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования в соответствии с проблемой. Позволило выделить тему работы - «Методические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования.
Цель исследования - разработать комплекс занятий для развития у детей творческих способностей и формирования интереса к нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью, определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
4. Спроектировать работу по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для решения поставленных задач, были использованы методы исследования:
• теоретические: изучение, анализ и обобщение психологопедагогической литературы по данной теме, педагогическое проектирование;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностическое исследование, анализ результатов диагностики и их обобщение.
Теоретической основой исследования являются:
• исследования по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Палагиной, Е.С. Романовой, Т.Т. Цквитария и других.
- методические работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Р.Г. Казаковой, С.Л. Киселёвой, И.А. Лыковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, может применяться в работе дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Капелька» п. Арти.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Новые подходы в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных материалов направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании, позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования в процессе обучения способствует усвоению детьми не только знаний и умений, но и воспитанию у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
В настоящее время в практике существует противоречие между возможностями обращения к изобразительной деятельности в развитии у детей творческого воображения и недостаточного методического обеспечения данного процесса.
Указанное противоречие, позволяет указать проблему исследования: каковы теоретико-методические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования в соответствии с проблемой. Позволило выделить тему работы - «Методические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования.
Цель исследования - разработать комплекс занятий для развития у детей творческих способностей и формирования интереса к нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью, определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
4. Спроектировать работу по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для решения поставленных задач, были использованы методы исследования:
• теоретические: изучение, анализ и обобщение психологопедагогической литературы по данной теме, педагогическое проектирование;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностическое исследование, анализ результатов диагностики и их обобщение.
Теоретической основой исследования являются:
• исследования по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Палагиной, Е.С. Романовой, Т.Т. Цквитария и других.
- методические работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Р.Г. Казаковой, С.Л. Киселёвой, И.А. Лыковой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, может применяться в работе дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Капелька» п. Арти.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы дано понятие творческого воображения- это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
2. Использование нетрадиционных техник рисования способствует эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Оно раскрепощает дошкольников, способствует возникновению положительных эмоций, усидчивости, сосредоточенности, самостоятельности, активности, умения доводить начатое дело до конца. При выборе методов обучения необходимо учитывать возраст, подготовленность дошкольников к выполнению работы
3. Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 26% от группы. Некоторые дети вообще не смогли справиться с заданием, некоторые только с помощью подсказки педагога смогли дорисовать некоторые элементы;
Средний уровень выявлен у 11 детей, что составляет 48% от группы. Смогли дорисовать самостоятельно некоторые элементы рисунков, рисунки довольно часто были походи между собой так же была оказана некоторая помощь педагога;
Высокий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 26% от группы. Рисунки были дополнены различными новыми элементами, были составлены оригинльные композиции, к помощи педагога не обращались, выполняли все самостоятельно.
Анализ диагностического исследования позволяет нам сделать вывод о том, что детей с низким и средним уровнем развития творческой активности необходимо активно вовлекать в процесс рисования посредством нетрадиционных техник в свободной и организованной деятельности. Детей нужно заинтересовывать творческой деятельностью так, чтобы свои результаты доставляли ему удовольствие. А это необходимо для того, чтобы они хотели самостоятельно вести поиски для решения задач, дополняли, изменяли, преобразовывали знакомый материал и находили адекватные выразительно-изобразительные средства для воплощения образа в соответствии с замыслом рисунка.
Таким образом, разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения с помощью нетрадиционных техник рисования можно применять в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы дано понятие творческого воображения- это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
2. Использование нетрадиционных техник рисования способствует эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Оно раскрепощает дошкольников, способствует возникновению положительных эмоций, усидчивости, сосредоточенности, самостоятельности, активности, умения доводить начатое дело до конца. При выборе методов обучения необходимо учитывать возраст, подготовленность дошкольников к выполнению работы
3. Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 26% от группы. Некоторые дети вообще не смогли справиться с заданием, некоторые только с помощью подсказки педагога смогли дорисовать некоторые элементы;
Средний уровень выявлен у 11 детей, что составляет 48% от группы. Смогли дорисовать самостоятельно некоторые элементы рисунков, рисунки довольно часто были походи между собой так же была оказана некоторая помощь педагога;
Высокий уровень выявлен у 6 детей, что составляет 26% от группы. Рисунки были дополнены различными новыми элементами, были составлены оригинльные композиции, к помощи педагога не обращались, выполняли все самостоятельно.
Анализ диагностического исследования позволяет нам сделать вывод о том, что детей с низким и средним уровнем развития творческой активности необходимо активно вовлекать в процесс рисования посредством нетрадиционных техник в свободной и организованной деятельности. Детей нужно заинтересовывать творческой деятельностью так, чтобы свои результаты доставляли ему удовольствие. А это необходимо для того, чтобы они хотели самостоятельно вести поиски для решения задач, дополняли, изменяли, преобразовывали знакомый материал и находили адекватные выразительно-изобразительные средства для воплощения образа в соответствии с замыслом рисунка.
Таким образом, разработанный комплекс занятий по развитию творческого воображения с помощью нетрадиционных техник рисования можно применять в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Подобные работы
- Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по каллиграфическому рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





