ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Онтогенез неречевых и речевых предпосылок к обучению грамоте детей
с нормотипичным развитием 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 10
1.3. Характеристика неречевых и речевыхпредпосылок к обучению грамоте
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего эксперимента...21
2.2. Анализ результатов обследования неречевых и речевых функций у детей
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 25
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 37
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 37
3.2. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
Очень часто родители не понимают, почему у одного и того же педагога одни дети учатся хорошо, а другие не могут понять и усвоить учебный материал и их обучение в школе оказывается долгим и трудным. При этом родителей больше всего удивляет то, что в дошкольном возрасте ребенок, казалось бы, развивался нормально.
Многих специалистов уже давно волнует то, что в последнее время во всем мире растет число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в речевом развитии детей. У ребенка может несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.п. Речь ребенка в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудностей в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней еще не предъявляется особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.
Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии сразу становятся заметны уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого- негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье и прочее.
В настоящее время количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Поэтому ранняя комплексная коррекция, проводимая в ДОУ, открывает большие возможности для преодоления трудностей дошкольников в подготовке к обучению грамоте.
В последнее время учеными замечено, что сильно увеличилось количество детей с таким сложным речевым расстройством, как общее недоразвитие речи. Как правило, у этой категории детей нарушено формирование всех сторон речи, но слух и интеллект сохранны.
Изучение детей с третьим уровнем речевого недоразвития и дизартрией показало, что они недостаточно готовы к обучению грамоте, так как у них недостаточно развиты компоненты языковой системы (фонематические процессы, звукопроизношение, лексико-грамматический строй). Дошкольники данной группы не дифференцируют звуки, искажают их из-за неустойчивой артикуляции, также встречаются замены и смешения звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается у детей при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук [21].
О проблемах, возникающих на начальном этапе овладения грамотой, а также и чтением еще в 50-е годы начал говорить Д.Б. Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения, но и речевого развития в целом писали такие авторы, как - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.
Р.Е. Левина одна из первых указывала на необходимость становления всех психических процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании устной и письменной речи.
Актуальным является необходимость раннего распознавания недостаточногоформирования фонетико-фонематического, лексико-грамматического недоразвития и формирования связной речидошкольников для предупреждения впоследствии возможности возникновения затруднений в усвоении грамоты.
Объект исследования- речевые и неречевые функции, определяющие готовность кобучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Предмет исследования- содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Цель исследования- определить состояние неречевых и речевых функций, лежащих в основе готовности детей к обучению грамоте, выделить основные направления и разработать содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Шуровня и дизартрией, провести обучающий эксперимент и проанализировать его эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературы по проблеме исследования;
2. Изучить психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Шуровня и дизартрией;
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на готовность детей к обучению грамоте и проанализировать результаты;
4. Провести обучающий эксперимент;
5. Проанализировать результаты проведенной работы в ходе контрольного эксперимента.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический;
2. Эмпирический (проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента);
3. Анализ полученных данных;
4. Сравнительный метод (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» с.Щелкун.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
В ходе нашей работы поставленные задачи достигнуть не удалось. Нами была изучена научно-методическая литература по проблеме исследования (П. Н. Анохин, А. Н. Леонтьев,Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). Изучена психолого- педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией. Был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого были проанализированы. Было определено содержание коррекционно-логопедической работы на совершенствование моторной сферы, коррекции нарушений звукопроизношения, совершенствование фонематических процессов, которые являются основой для обучения грамоте. Затем была проведена только некоторая часть обучающего эксперимента для выявления эффективности предложенной коррекционной работы. Полностью провести коррекционно-логопедическую работу нам не удалось в связи с пандемией по коронавирусу. Нами будет продолжен обучающий эксперимент после послабления режима самоизоляции.
После изучения научно-методической литературы, можно сказать, что эффективное обучение грамоте у дошкольника полностью зависит от высокого уровня физической, психической и речевой готовности. Именно поэтому уже в детском саду ребенок должен развиватьсявсестороннее. Дети с общим недоразвитием речи III уровня существенно отстают от нормально развивающихся сверстников. При дизартрии негативное влияние дефектного звукопроизношения проявляется в несформированности фонематических процессов. Дети искажают звуки, заменяют и смешивают их.
После проведения констатирующего эксперимента, мы видим, что у всех обследуемыхне сформирована моторная сфера, имеются нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, недоразвитие грамматических навыков. Данные нарушения затрудняют процесс овладения письмом и чтением при дальнейшем обучении ребенка. Таким образом, нами была спланирована коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, направленная на формирование готовности к усвоению грамоты.
Для оценки эффективности проведенного коррекционного обучения не удалось провести контрольный эксперимент.Не удалось выявить динамику, посмотреть показатели в развитии речи. После послабления режима самоизоляции нами будет закончен обучающий эксперимент и проведен контрольный.Где можно будет наблюдать результаты по совершенствованию моторной сферы, а также коррекции звукопроизношения и фонематического слуха. Проведенная часть коррекционной работы по повышению уровня готовности к обучению грамоте предполагала индивидуальный подход с учётом особенностей развития каждого ребенка. При подготовке ребёнка к школе нужно помнить, что обучение грамоте- это трудный процесс, который включает в себя множество компонентов. Наличие сформированности звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи будет считаться основой для овладения письма и чтения.
Отсюда следует вывод, что ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией испытывает затруднения в период обучения грамоте. Их можно предотвратить, если будет проводиться систематическая коррекционная работа на протяжении длительного времени.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 319 с.
3. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма речи/ В. И. Бельтюков. - Москва : Астрель,1984. - 170 с.
4. Бунак, В. В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе / В. В. Бунак. - Москва : Медицина, 2010. - 126 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
6. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте / Е. С. Воеводина. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 44 с.
7. Волков, Б. С. Начальные Логопедические приемы мышления/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова // Начальные Логопедические приемы мышления. - 2009. - №3. - С. 87-91.
8. Волков, Б. С. Трудности первоклассника / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // Педиатрия для родителей. - 2010. -№5. - С. 92-97.
9. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : Владос, 2012. - 364 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Владос, 2009. - 265 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Омега, 2010. - 112 с.
12. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи дошкольников с ФФНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2 - С. 56-73.
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
14. Каше, Г. А. Программа обучения дошкольников с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - Москва, 2002. - 90 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 97 с.
16. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - Москва : Лабиринт, 2002. - 48 с.
17. Лалаева, Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. - Москва : Феникс, 2005. - 224 с.
18. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 173 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : МиМ, 1994. - 192 с.
20. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - Москва : Союз, 2005. - 132 с.
...