ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 6
1.2. Современные подходы к исследованию нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности игры-драматизации в нравственном воспитании детей
старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика нравственной воспитанности у детей старшего
дошкольного возраста 33
2.2. Результаты диагностики уровня нравственной воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 42
2.3. Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста посредством игры-драматизации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
Актуальность исследования обусловлена социальным заказом государства на «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [54]. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, начиная с периода их начальной социализации - с дошкольного возраста, остро стоит перед дошкольными образовательными организациями в связи с изменением аксиологических приоритетов общественного сознания, ценностной дезориентацией детей, разобщенностью между родителями и детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, развитие их нравственных качеств [60]. Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных чувств, отношений, привычек. Это обусловлено большими изменениями в эмоционально-волевом, умственном развитии детей, в мотивационной сфере, в сфере общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Как показывает анализ научной литературы, проблема нравственного воспитания была предметом пристального внимания известных деятелей педагогики: Я.А. Коменского[24], В.В. Зеньковского [15], П.Ф. Каптерева [19], Н.К. Крупской[29, 30], А.С. Макаренко[32, 33], В.Ф. Одоевского[43], Н.И. Пирогова[48], К.Д. Ушинского [59], С.Т. Шацкого[66, 67]и др.
Многие современные исследователи подвергают осмыслению имеющийся материал по вопросам нравственного воспитания детей с точки зрения современных изменений, происходящих в обществе. Эти вопросы нашли отражение в трудах таких ученых, как Р.С. Буре, Г.Н. Година[10], Н.С. Карпинская[21], С.А. Козлова, Т.А. Куликова [23], В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская[40], Н.В. Мельникова[35, 36], С.В. Петерина[47], Л.П. Стрелкова [55]и др. Большинство исследователей считает, что основы таких нравственных качеств, как сострадание, сопереживание, доброжелательность, правдивость, трудолюбие, ответственность, закладываются именно в дошкольном возрасте.
В нравственном воспитании дошкольников большая роль отводится играм-драматизациям, которые позволяют расширять представления детей о нравственных нормах и качествах, развивать адекватное отношение к поступкам людей, формировать опыт нравственного поведения (Л.В. Артемова [2, 3], Л.Б. Баряева [5], И.Г. Вечканова [5], А.И. Буренина [9], М.Д. Маханева [34], Е.В. Мигунова [37, 38], Э.Г. Чурилова [64], А.В.Щеткин [68]).
Однако практика показывает, что уровень нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Воспитатели дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в организации игр-драматизаций и не используют в полной мере их возможности для нравственного воспитания детей.
Возникает противоречие между необходимостью использования игр- драматизаций в процессе нравственного воспитания дошкольников и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в ДОУ.
Появляется проблема: каков должен быть комплекс игр-драматизаций, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр-драматизаций, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс переживания нравственных
отношений старшими дошкольниками в процессе игр-драматизаций.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «нравственное воспитание дошкольников».
2. Рассмотреть современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности игры-драматизации в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ.
4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы, обобщение; эмпирические: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования:МБДОУ - детский сад № 396 «Семицветик»
г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В работе были рассмотрены вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации. В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогике менялось и зависело от социально-политического строя и ситуации в обществе. Являясь основой формирования личности, нравственное воспитание рассматривается исследователями в единстве трех аспектов: формирование знаний и нравственных представлений детей, воспитание нравственных чувств, получение детьми практического опыта и формирование привычек нравственного поведения.
Результатом нравственного воспитания становится нравственная воспитанность - система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, нравственных качеств, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах. Нравственная воспитанность старшего дошкольника представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного,
эмоционального и поведенческого.
Игры-драматизации - это разыгрывание в лицах литературных произведений, основанное на собственных действиях исполнителя с возможным использованием кукол бибабо или пальчиковых кукол. Такие игры являются эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игры-драматизации обогащают жизненный опыт ребенка, позволяют встать на позицию персонажа, проникнуться его печалями и радостями, присвоить на время черты его характера.
Практическая часть исследования проводилась в МБДОУ - детский сад № 396 «Семицветик» г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Для диагностики уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были определены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий) и показатели, даны уровневые характеристики нравственной воспитанности старших дошкольников. Также подобраны диагностические методики.
По результатам диагностики был сделан вывод о недостаточно высоком уровне нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. При этом наиболее высокий уровень нравственной воспитанности у детей старшей группы наблюдается по когнитивному критерию, т.е. более всего развиты знания о нравственных нормах, представления о нравственных качествах личности. Более низкий уровень наблюдается в развитии нравственной воспитанности по эмоционально-мотивационному критерию, т.е. нравственные чувства и переживания, нравственные отношения и мотивы нравственного поведения развиты хуже, чем нравственныепредставления. Самый низкий уровень наблюдается в развитии нравственной воспитанности по поведенческому критерию, т.е. нравственные привычки, поступки, действия детей сформированы хуже, чем знания и чувства.
Для организации работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста был составлен комплекс игр-драматизаций.При описании игр-драматизаций определены задачи игры, содержание занятий и виды детской деятельности. В работе даны методические рекомендации по организации игр-драматизаций, описаны этапы работы воспитателя с детьми , некоторые приемы дифференцированной работы с дошкольниками разного уровня нравственной воспитанности.
Таким образом, задачи исследования решены.
1. Алешина, И.Н. Диссонанс когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития ребенка [Текст]/ И. Н. Алешина // Вестник КРСУ. - 2009. - Том 9. - № 12. - С. 58-61.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника [Текст]/Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Артемова, Л. В.Театрализованные игры дошкольников[Текст]: кн. для воспитателя дет.сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Барик, М. Кукольный театр [Текст]/ М. Барик. - М. : Мелик-Пашаев, 2014. - 88 с.
5. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст]/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ф. И. Алибаева. - М. : КАРО, 2009. - 256 с.
6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Текст]/ В. С. Безрукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
7. Божович, Л.И.О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 80-90.
8. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 241 с.
9. Буренина, А. И. Театр всевозможного: от игры до спектакля [Текст]: уч.-мет. пособие / А. И. Буренина. - СПб. : Музыкальная палитра, 2002. - 114 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет.сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова : под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
11. Выготский, Л.С. Проблема возраста[Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений:в 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
12. Вялкова, Е.В. Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников [Электронный ресурс]/ Е. В. Вялкова. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2322 (дата обращения: 01.10.2021).
13. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст]/Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. -1967. - №5. - С. 107-114.
14. Детство. Примерная образовательная программа
дошкольногообразования [Текст]/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
15. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии [Электронный ресурс]/ В. В. Зеньковский.
URL:http://www.odinblago.ru/problemi_vospitania/ (дата обращения
29.09.2021).
16. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб.пособие [Текст]/ Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина ; под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
17. Калабина, И. А. Педагогические условия организации
нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
И. А. Калабина ; Карел.гос. пед. ун-т. - Петрозаводск, 2007. - 155 с.
18. Калинина, Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение [Текст]:дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Р. Р. Калинина ; Санкт-П. гос. ун-т. - СПб., 2008. - 193 с.
...