ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью дизартрии 13
1.3. Характеристика подготовки к обучению грамоте детей с ФФНР и
легкой степенью дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов обследования общей моторики у детей с ФФНР
и легкой степенью дизартрии 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 35
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 6
Актуальность. Легкая степень дизартрии - одно из самых распространенных нарушений речи в детском возрасте, при котором стойкие нарушения в произношении звука приводят к строению речевого дефекта, сходному по своим проявлениям с другими нарушениями и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Легкую степень дизартрии изучали: Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, О. А. Соботович и другие.
Фонетические и фонематические расстройства являются распространенными, стойкими, сходными по своим проявлениям с другими нарушениями артикуляции и представляют значительные трудности при дифференциальной диагностике. Нарушения фонетико-фонематической речи отрицательно сказываются на формировании и развитии других сторон речи, а главное, усложняют процесс воспитания детей, снижая его эффективность. Поэтому проблемы, связанные с организацией работы логопеда для этих детей, остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Данные авторы (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина и др.) утверждали, что существует определенная зависимость от детей в развитии их речи, что в будущем поможет им овладеть грамотностью.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности организации произношения, которая выделяется в нарушении произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме того, у детей с ФФНР часто сталкивается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для старших дошкольников непременно нужно развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Если не устранить нарушения у детей, в будущем станут затруднения при усвоении письма.
При раннем определение нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у старшего дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Цель - обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования - уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Методы исследования:
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме подготовки для обучения грамоте детей с ФФНР.
2. Проведение констатирующего эксперимента по изучению причины, симптоматики и механизма нарушения.
3. Разработка содержания, приемов и методов коррекционной работы с детьми ФФНР для подготовки их обучения грамоте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий изучение механизма и симптоматики, препятствующий полноценной подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
База исследования: данный эксперимент проходил в поселке Заря в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида». В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Структура работы: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 52, приложений 4.
Правильная речь - одна из важнейших приобретений ребенка в дошкольном периоде. Поэтому очень важно, еще в дошкольном возрасте помочь ребенку с речевыми дефектами в овладении звуковой стороной речи.
Особое место в логопедической работе занимает подготовка дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте. Поскольку успех овладения грамотой во многом зависит от общего уровня речевой подготовки ребенка, для этого требуется достаточный уровень обучения звуковому произношению, фонематическому слуху и восприятию.
Целью исследования было определение содержания логопедической работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения. Основным отличительным признаком ФФНР от других нарушений является, смешения, замены и искажения звуков и неправильное построение слогов в словах;
2. Во второй главе проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
3. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, было определено содержание коррекционной работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать моторику артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для дошкольников с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в котором мы исследовали уровень развития двигательных и речевых навыков. В ходе эксперимента у исследуемых детей были обнаружены нарушения общей моторики, произвольной подвижности пальцев и органов суставного аппарата. Кроме того, у дошкольников с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень сформированности фонетической стороны речи. При этом были обнаружены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
При составлении перспективного плана логопедической работы по подготовке грамотности детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и легкой степенью дизартрии, опиралась на методические рекомендации Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой и др.
На основании перспективного плана логопедической работы был разработан комплекс упражнений и специальных игр, направленных на обучение грамотности старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы выполнили поставленные задачи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2016. - 112 с.
3. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - Москва : Изд. АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 93 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова. - Москва : Феникс, 2006. - 108 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 44 с.
7. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
8. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
11. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2005. - 16 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 198 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
15. Воробьева, Т. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т. А. Воробьева. - Москва : Литера, 2014. - 144 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПИ, 1999. - 129 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
19. Емельянова, Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей 5 - 6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопедического пункта ДОУ / Н. В. Емельянова. - Москва : Детство-Пресс, 2013. - 268 с.
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
21. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л. Н. Зуева. - Москва : Астрель, 2013. - 382 с.
22. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва: Владос, 2008. - 279 с.
23. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина. - Москва, 1996. - 50 с.
24. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1972. - 192 с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : Академия, 2000. - 416 с.
26. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис, 2005. - 173 с.
27. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2014. - 216 с.
28. Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Л. Е. Кыласова. - Москва : Учитель, 2014. - 368 с.
29. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : Владос, 2004. - 129 с.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 364 с.
31. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности / А. Н. Леонтьев. - Москва : Изд. МГУ, 1982. - 287 с.
32. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 132 с.
33. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. - СПб. : СОЮЗ, 2005. - 67 с.
34. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 56 с.
35. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии / Л. В. Лопатина. - Санкт- Петербург : СОЮЗ, 2002. - 94 с.
36. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - Москва : Просвещение, 2017. - 312 с.
37. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - Москва : Владос, 1997. - 304 с.
38. Новикова, Е. В. Зондовый массаж / Е. В. Новикова. - Москва : Гном, 2010. - 496 с.
39. Пименова, Т. И. Выговаривать хочу. Исправление недостатков звукопроизношения у детей. Дидактический материал / Т. И. Пименова. - Москва : Каро,2013. - 624 с.
40. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
41. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый. - Москва : Владос, 2004. - 365 с.
42. Рыбина, А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей 5 - 7 лет / А. Ф. Рыбина. - Москва : Учитель, 2014. - 56 с.
43. Салахов, А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / А. Д. Салахов. - М. : Педагогика, 2006. - 210 с.
44. Светлова, С. В. Программа развития правильного звукопроизношения / И. Е. Светлова. - Москва : Эксмо, 2016. - 65 с.
45. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Союз, 2005. - 193 с.
46. Трубникова, Н. М. Логопедическое обследование дошкольников, страдающих дизартрией / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Союз, 2004. - 56 с.
47. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Союз, 1991. - 135 с.
48. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 2008. - 77 с.
49. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев.
Просвещение, 1996. - 39 с.
50. Чернякова, В. Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4 - 7 лет / В. Н. Чернякова. - Москва : Сфера, 2015. - 464 с.
51. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми / Г. В. Чиркина. - Москва : Союз, 2002. - 143 с.
52. Щерба, Н. В. Звуки в картинках. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения/ Н. В. Щерба. - Москва : Белый ветер, 2015. - 52 с.