ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие неуспеваемости в современном образовании 5
1.2. Проблемы неуспеваемости младших школьников 23
1.3. Педагогические условияпредупреждения неуспеваемости
. . . . . _ _ 27
у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
2.1. Педагогическая диагностика неуспеваемости у младших
31 школьников
2.2. Методические рекомендации к предупреждению
40 неуспеваемости у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
Овладению обязательной школьной программой мешают трудности в усвоении традиционных тем в начальной школе. Фундамент системы знаний закладывается у обучающихся в начальном периоде обучения, в дальнейшие годы они начинают пополняться, так же начинают формироваться умственные и практические операции, навыки и действия, без них невозможны следующие умения и практическая деятельность. В результате нарушения в усвоении программой начального образования и непрочного фундамента знаний, дети вылетают из общего обучения в средней школе.
Самая главная проблема, с которой сталкиваются учителя, это работа со слабоуспевающими учениками. Слабоуспевающими считают таких учеников, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Оказав профессиональную педагогическую помощь в самом начале той проблемы, есть возможность избежать всех подобных проблем.
Для предупреждения возможных причин и затруднения в учебной деятельности, необходимо установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть провести диагностику затруднения в учебной деятельности) и уметь предотвратить или устранить их.
Если оказать обучающимся своевременную помощь и поддержку, то можно избежать последствий затруднения в учебной деятельности. Но для этого необходимо знать причины, которые вызвали трудности в учебном процессе, и выяснить, какие из них определенным образом действую на ситуацию, а именно, диагностировать данные трудности в процессе обучения.
Проблеме школьной неуспеваемости большое внимание уделяли как педагоги, так и психологи. Из них наиболее известные Ю.К. Бабанский, К.В.Бардин, П.П. Блонский, П.П. Борисов, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, А.А. Смирнов, Л.С. Славина.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия предупреждения неуспеваемости у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия по предупреждению неуспеваемостиу младших школьников.
В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».
2. Выделить проблемы школьной неуспеваемости у младших
школьников.
3. Описать педагогические условия предупреждения неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
4. Выявить уровень неуспеваемости у детей младшего школьного возраста
5. Сформулировать методические рекомендации по предупреждению неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
База исследования:«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Среднеобразовательная школа п. Зюзельский», обучающиеся 4 класса в количестве 15 человек.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа),
количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Неуспеваемость - проблема не только социальная, но и педагогическая. И не только потому, что многое тут зависит от школьных условий (содержания программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что преодоление неуспеваемости - практическая задача, которая стоит перед каждым учителем, каждой школы.
Анализ проведенного нами исследования показывает, что педагог, реализуя указанные звенья преодоления неуспеваемости, опирается на:
1. Знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;
2. Знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;
3. Знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;
4. Знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость;
5. Знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Таким образом, предупреждение неуспеваемости связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого учащегося, ведь отставания возможны у любого успевающего школьника, даже очень способного. Неуспевающими иногда становятся те дети, познавательные силы которых не находят себе в школе достаточно пищи, те, кому не приходится серьезно работать, преодолевать трудности.
В результате диагностики, мы определили, что уровень развития мышления влияет на успеваемость учащихся начальной школы.
Регулярная и планомерная работа по развитию мышления, восприятия, развития опосредованного запоминания информации не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и станет залогом успешного обучения в школе.
В результате исследования, была выявлена группа учащихся с низким уровнем мотивационной сферы и низким уровнем познавательной активности. Именно эти учащиеся требовали особого внимания при освоении учебного предмета.
Далее были предложены методические рекомендации, направленные на успешное развитие психических процессов, влияющих на успеваемость детей младшего школьного возраста на уроках. Педагогические условия по предотвращению школьной неуспеваемости включают в себя следующие направления:
- развитие познавательной сферы младшего школьника;
- дифференцированный подход в обучении;
- педагогическое просвещение родителей младших школьников.
Результаты диагностики показали, что несформированная познавательная сфера характеризуется негативным отношением к учебному процессу и школе вообще. Познавательная активность формирует эмоциональное отношение к новому знанию, у учащихся появляется стремление узнать что-то новое, преодолевать на своем пути трудности и проявлять волевые усилия. Но у учащихся с низкого уровня познавательной активности отсутствует стремление и желание познания. Отсюда возникают проблемы в усвоении учебного материала, что влечет за собой формирование неуспеваемости.
Почти у всех испытуемых детей выявлены проблемы с самооценкой, тревожностью, и формированием положительной мотивации к учению. Поэтому в первую очередь необходимо проводить комплекс мероприятий для создания благоприятной атмосферы в классе, где обучаются испытуемые,создавать комфортную эмоционально-психологическую и образовательную среды.
Применять такой метод, как эмоциональное поглаживание ребенка. Через поглаживание ребенка во время его похвалы или просто разговора, учитель может передать ему заряд положительной энергии, что способствует повышению самооценки,снижению уровня тревожности и даже повышению мотивации ученика.
Кроме этого, для повышения уровня мотивации к обучению, целесообразно будет учителю сменить систему санкций на систему поощрения. Ребенок должен выполнять задания ради знания, а не ради оценки и учитель должен помочь ему осознать этот факт.
Для создания в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки нужно создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, систему самооценки [41].
У учащихся Сергея и Ульяны наблюдается общая неуспеваемость, связана с низкими показателями психической активности: отсутствие любознательности, интеллектуальной активности, низким уровнем притязаний в отдельных областях умственной деятельности, инертностью нервно-психических процессов, неумением рационально планировать умственную деятельность, неспособностью к самоконтролю,
самоорганизации. Необходимо контролировать усвоение материала учениками. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания инструкций неуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку.
Обучающиеся с низкими результатами выполнения ВПР, а именно Анна Д., Артем, Дмитрий, относятся к обучающимся со специфической неуспеваемостью. К ученикам целесообразно применять создание атмосферы особой доброжелательности при опросе, примерный план ответа, решение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Применять меры по поддержанию интереса изучаемой темы с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов. Стимулировать самостоятельные действия обучающихся, осуществлять тщательный контроль за их деятельностью, указывать на ошибки. Выбирать наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробно объяснять последовательность выполнения задания,
обучающимся давать использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.
Предотвращение неуспеваемости в начальной школе зависит от грамотно выстроенного педагогического процесса. Систематическая работы, как на уроках, так и во внеурочное время. Все специалисты должны достигать главной цели - формировать глубокий учебный интерес, повышать учебную мотивацию и познавательную активность учащегося.
Выстраивая педагогическую работу грамотно, учитывая тип восприятия каждого обучающегося, можно избежать зарождения дефицитов в знаниях школьной программы, а, следовательно, предупредить школьную неуспеваемость обучающихся.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что методические рекомендации будут эффективны при слаженной работе родителей учеников и всех специалистов начальной школы.
1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С.Н.Костромина. - М.: Просвещение, 2005. - 345 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей "группы риска". Учебное пособие для педагогов классов коррекционно¬развивающего обучения. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 224с.
3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.
4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей / под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, Изд-во Аст-пресс книга, 1972.- 77 с.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.
6. Битянова, М. Р. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Т. В. Земских. Профессия - школьник. В 3 ч. М.: Генезис, 2000.
7. Блонский,П. П. Школьная неуспеваемость / Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1961. - 13 с.
8. Блонский, П. П. Психология младших школьников / П. П.Блонский - М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 574 с.
9. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 2005. - 521 с.
10. БударныйА. А. Преодолевать неуспеваемость -М.: Народное
образование, 1963. С.37.
11. ВыгодскийЛ.С.Мышлениеиречь.-М.: Изд-во«Лабиринт».-1999. -
352с.
12. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - 326 с.
13. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух - М.: Знание, 1989. - 79 с.
14. Есипов, Б.П., Данилов, М.А. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов; под ред. Б.П. Есипова - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1997. - 518 с.
15. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова. - М.: Просвещение, 1991. - 23 с.
16. Зарецкий В.К. Психологические причины школьной
неуспеваемости// Культурно-историческая психология. - 2010. - №1. - 119-121
17. Завьялова, Т. Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. Л. Завьялова. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
18. Изучение мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхина / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.- С.139-141.
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер.- 2006. -287с.
20. Костромина, С.Н. Методические рекомендации / С.Н. Костромина, А.Д. Ануфриев - М.: Просвещение. - 1999. - 174 с.
...