Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и дизартрией

Работа №93654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 12
1.3. Готовность к обучению грамоте старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего
эксперимента 21
2.2. Анализ результатов обследования моторики и фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Принципы, основные направления и методики логопедической
работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 36
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55


Актуальность исследования: в дошкольных образовательных учреждениях сложилась тенденция, что у большинства детей отмечаются трудности в обучении. Чаще всего данные трудности вызваны наличием у ребенка речевых нарушений. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия относятся к категории речевых нарушений, возникающих чаще всего. Как правило, данные нарушения вызывают наибольшие проблемы на этапе подготовки к обучению грамоте. В период обучения дошкольников чтению и письму значительную роль играет уровень звукопроизношения и развития фонематических процессов. Недоразвитие данных компонентов приводит к низкой успеваемости в школе.
Хочется отметить, что данные дефекты не подлежат самокоррекции именно поэтому необходимо как можно раньше выявлять данные нарушения и выстраивать грамотную коррекционную работу с детьми.
В период подготовки к обучению грамоте, у детей появляются новые виды деятельности, такие как чтение и письмо. По мнению Б. Г. Ананьева они принадлежат к видам деятельности, основанным на устной речи. Опираясь на данный факт, коррекционную работу необходимо основывать на общеречевом развитии детей [2].
Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и пути коррекции данного нарушения освещены в трудах различных авторов. Р. Е. Левина считает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Это относится к детям с нормальным слухом и интеллектом [17].
В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Р. И. Лалаева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин посвятили свою работу раскрытию данной темы. Данные ученые выпустили немало книг, статей, методических пособий, где подробно описали причины возникновения, способы работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, последствия и особенности подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время, дети подготовлены к обучению в общеобразовательной школе совершенно на разных уровнях. Многие имеют недостаточный уровень школьной зрелости и большой процент таких детей именно с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Изучением дизартрии занимались такие авторы, как: Е. Н. Винарская, Л. А. Данилова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Н. М. Трубникова, И. А. Филатова.
Дизартрией называют нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [18].
О. В. Правдина в своих трудах дает более лаконичное определение. По ее мнению, дизартрия - это расстройство членораздельной речи- произношения [26].
Во время коррекции данного нарушения, в логопедической работе, следует учитывать тот факт, что существует несколько видов дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, корковая [26].
О. В. Правдина выделила общие особенности, характерные для всех видов дизартрии, а именно: смазанная, невнятная артикуляция звуков, сопровождающаяся полными и частичными заменами, а также нарушение плавности, темпа, громкости речи [26].
Зачастую родители дошкольников не придают особого значения качеству речи детей, пока они не достигают старшего дошкольного возраста. Отмечается, что обучение грамоте следует начинать с ребенком в возрасте 5 лет, так как именно в этом возрасте дошкольники являются наиболее восприимчивыми к звуковой стороне родной речи. Данные сроки установили в своих исследованиях Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова и Л. Н. Невская.
Данную теорию поддержал и А. И. Максаков. Он писал, что в этот период развития ребенка звуковая форма языка, звуковые игры и словотворчество вызывает у ребенка наибольший интерес. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и могут успешно им овладеть [ 20].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с хорошо развитой речью являются более успешными в школе.
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Проблема исследования: подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Объект исследования: моторика, фонетическая система речи и фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: определение направлений и содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией .
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести логопедическую диагностику детей и проанализировать ее результаты.
3. Подобрать содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно-методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: МДОУ "Детский сад "Ладушки", г. Качканар.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение грамоте затруднительно для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией. У детей возникают сложности сразу на нескольких этапах, именно поэтому необходима своевременная коррекционная работа логопеда с детьми данной категории.
Чтобы овладеть грамотой, дети должны достичь определенного уровня общей языковой готовности, а также своего собственного звукового произношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией характерны такие особенности, как: неправильное звукопроизношение, недоразвитие фонематических процессов, проявляется в неумении услышать и определить искаженные звуки, соответственно и невозможности контролировать правильное произношение нарушенных звуков в собственной речи, дети данной категории не могут самостоятельно исправить искаженные звуки, у детей нарушены представления о правильном звуковом составе слова, что сказывается не только на устной, но и на письменной речи, им тяжело анализировать.
Наличие данных нарушений влияет на успеваемость будущих первоклассников, страдает усвоение материала, скорость выполнения предложенных заданий, затрудняется работа в группах, общение со сверстниками и взрослыми, в результате чего появляется замкнутость, негативизм, агрессия. Детям тяжело коммуницировать, заводить новые знакомства, реализовывать себя, как личность.
Дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией не получающие коррекционную работу логопеда и других специалистов, менее успешны и развиты по сравнению с детьми, имеющими схожий диагноз, но получающими систематическую логопедическую коррекцию.
Для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого был изучен уровень развития моторики и речи. Данные эксперимента показали наличие нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, недостатки звукопроизношения, обусловленные пропусками, заменами, искажениями звуков. Отмечалось недоразвитие фонематических процессов.
На основании результатов констатирующего эксперимента был разработан план и содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на подготовку к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Коррекционная работа состояла из нескольких этапов. Подготовительный этап был направлен на развитие общей, мелкой моторики, дыхания, мышц мимической мускулатуры, просодики и артикуляционного аппарата.
Основной этап заключался в коррекционной работе по совершенствованию фонетико-фонематической системы речи и подготовку к обучению грамоте.
Цель исследования была достигнута, на основании изученной литературы подобрана методика и проведено логопедическое обследование детей, по данным обследования подобрано содержание логопедической работы для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией по подготовке к обучению грамоте.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев. - Москва : Просвещение, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 165 с.
5. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева. - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168 с.
7. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 896 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 141 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 362 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
12. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 279 с.
13. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Изд-во Просвещение, 1985. - 27 с.
14. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Изд-во Просвещение, 1972. - 192 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений., перераб. и доп. / С. А. Козлова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно - методическое / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 364 с.
18. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
19. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка /
А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1972. - 156 с.
20. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогических дошкольных учреждений. / А. И. Максаков. - Москва : Мозаика Синтез, 2005.- 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ