Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период

Работа №93646

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ современных исследований отношения матери к ребенку в дородовой и послеродовой
периоды 15
1.1 Теоретические представления об отношении матери к ребенку в
дородовой и послеродовой периоды 15
1.2 Патология беременности как фактор, влияющий на отношение
матери к ребенку в дородовой и послеродовой периоды 24
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 30
2.1 Организация исследования отношения матери к ребёнку в
дородовой и послеродовой
период 26
2.2 Анализ результатов исследования отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 32
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 78

Несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышение научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью, а с другой стороны, возможностью целостного психологического исследования материнства. Необходимость такого исследования диктуется постоянно повышающимся запросом со стороны практики, обострение демографических проблем, рост социального сиротства, усиление психологических проблем материнства и детства. И науки, огромное количество фактов в этой области психологии, отсутствие обобщающих концепций, разрозненность подходов, мать и ребенок в разных подходах рассматриваются фрагментарно, вне общего контекста их субъектной целостности, на изолированных этапах их взаимодействия.
Значимость настоящего исследования обусловлена также бурным развитием такой области психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и детско- материнского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии, как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос такого рода психологических услуг, сталкиваясь с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.
Как показали отечественные и зарубежные исследования, состояние беременности соответствует всем трем критериям С. Филиппа, определяющим ее как макрострессор. Во-первых, беременность датируется и локализована во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид - окружающий мир» и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни. (Абрамченко В.В., 1992, Батуев А.С., 1994, А.Е. Волков, Ю.С.
Садкова, Н.В. Шабалина, 1994, В.В. Абрамченко, 2001, Н.Ф. Смагин, Н.П. Коваленко, 2001, Н.П. Коваленко, 2002, Г.И. Брехман, 2003, Грон Е.А., 2003, Филлипова Г.Г., 2003, и др.). При критической жизненной ситуации
биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров (Katschnig Н., 1980, Filipp S.H., 1990, Plancherel В., 1998). В зависимости от желанности или не желанности беременности психика женщины по-разному подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости адаптации (Н.П. Коваленко, 2001). Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные сложности (стрессоры), инициирующие микроэпизоды, имеющие различную величину валентности (Gruen R.J., Folkman S., Lazarus R.S., 1988).
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Так, разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования (Г.Г. Филиппова). В многочисленных исследованиях в области психологии материнства показано, что психологическая неготовность женщины к материнству является причиной нарушений условий развития ребенка, особенно на ранних этапах этого развития (Колоскова М.В., Варга А.Я., Солоед К.В., Винникотт Д.). Одним из проявлений психологической неготовности женщины к материнству является нарушение течения беременности и родов (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., Захаров А.И., Брехман Г.И.). Существуют различные формы нарушения течения беременности. Одной из наиболее распространенных из них, является угроза прерывания беременности. Она может вести к двум последствиям, к прерыванию беременности, либо к нарушениям внутриутробном развитии плода.
Не вынашивание беременности — одно из осложнений в акушерской практике, которое является наиболее частой причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Причины возникновения угрозы прерывания беременности весьма многочисленны, в то же время вряд ли их можно рассматривать изолированно друг от друга. Частота невыясненных причин, приводящих к не вынашиванию беременности, достигает 41,2% (Серов В.Н.). Угроза прерывания беременности представляет собой интегральный и в некотором роде универсальный показатель реакции организма на любое выраженное неблагополучие в организме матери, плода, неблагоприятное воздействие факторов окружающей экологической среды, профессионально- производственных факторов, психологических проблем, и таким образом отражает системную неготовность к материнству, как самой женщины, так и актуальных условий ее жизни. Подготовка к жизненной ситуации и появлению ребенка в семье и оценка ее адекватности для рождения ребенка является одним их показателей общей психологической готовности женщины к материнству и расценивается в современной психологии родительства, как показатель осознанной родительской позиции, обеспечивающей рождение и воспитание ребенка в подготовленных для этого жизненных условиях. Об этом говорили такие авторы, как Лебединская О.И., Захарчук В.А., Бертин А., Радионова М.С., Хамитова И.Ю.. С этих позиций выделяется два варианта девиантного родительства: психологическая неспособность родителей к воспитанию ребенка, и неспособность родителей к созданию необходимых условий для жизни ребенка (жилищных, материальных, семейных и т.д.) (Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сатарова И.М., Агнаева Е.Х., Варга АЛБ).
Однако до сих пор нет комплексных исследований, в которых
изучались бы не изолированные факторы неготовности женщины к материнству (психологические, социальные, соматические и др.), а
выявлялась бы взаимосвязь этих факторов и определялась бы роль психологических особенностей женщины в формировании ее актуальной готовности или неготовности к материнству. Именно поэтому, вопросы выявления причин угрозы прерывания беременности, отражающей системную неготовность организма женщины к вынашиванию беременности, изучение психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, определение взаимосвязи этих особенностей с социальными и соматическими факторами, являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Опыт экспериментального клинического акушерства подтверждает огромную роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении и создании благоприятных условий для дальнейшего развития «маленькой личности». Отражением готовности к материнству является своевременно сформированная гестационная доминанта, задающая «вектор поведения» будущей матери. В связи с этим, изучение феномена материнства проводится в плане исследований позднего материнства и в том числе несовершеннолетних (Н. Н. Авдеева, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова). Изучаются особенности развития ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В. И. Брутман, О. А. Копыл). Разрабатываются опросники, могут помочь определить отношение родителей к еще не родившемуся ребенку. Изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (И. В. Добряков, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова, Г. И. Брехман, М. В. Сапоровская), в основе которого лежит материнское отношение.
Необходимость изучения указанных научных проблем, существующих на стыке акушерско-гинекологической науки и практики с медицинской и перинатальной психологией, а также имеющаяся потребность в разработке психодиагностического инструментария для исследования сферы самосознания и системы отношений беременных женщин, продиктовала логику и содержание проведенных теоретического и экспериментального исследований.
Цель исследования: выявление психологических особенностей
отношения к ребёнку женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, исследование их взаимосвязи с социальными и соматическими характеристиками этих женщин в сравнении с женщинами с нормально протекающей беременностью.
Объект исследования: материнское отношение к новорожденному.
Предмет исследования: беременности, женщины во время
беременности и после родов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Говоря о патологии беременности у женщин можно сказать, что выделены два главных фактора, которые влияют на возникновение какой- либо патологии.
Самоотрицание беременности, как сам факт ее возникновения, может сопровождаться тревогой, стрессом, депрессией, низким уровнем самоинтереса, отрицанием реальности происходящего с ней, также может подкрепляться социальными факторами.
Самообвинение женщины во время беременности, осложненной патологией, может определяться как соматический фактор, который влияет на отвержение плода (будущего ребенка) на физическом уровне. Такие женщины склонны к депрессии, личностной тревоге, дисморфофобии, плаксивости.
В группе беременных женщин, не имеющих патологи и беременности, не выявлены устойчивые самоотрицания и самообвинения, что подводит нас к выводу о том, что самоотрицание и самообвинение являются соматическими факторами, влияющими на возможность возникновение патологии беременности.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004 г.
2. Абрамова Г. С. Психология материнства / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2006. - 704 с.
3. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб., 2001 г.
4. Абрамченко В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. СПб, 1991 г.
5. Абрамченко В.В., Каплун И.Б., Толкалов А.В. Особенности психосоматического статуса у беременных при гестозе // В сб. материалов конф. "Перинатальная психология и нервно психическое развитие детей" - СПб., 2000-С. 24-27 с.
6. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 82-92 с.
7. Аверина В.А. Психология личности: учебное пособие.- СПБ.: 1999. - 89 с.
8. Айвозян Е.Б., Арина А. Телесные и эмоциональные опыты в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрогенитальной патологии. СП/б. - 2002 - 52 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008 - С 257-262 с.
10. Александрина А.Н., Денисов В.В. Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара. - СП/б. 2006 - С 148-153 с.
11. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., изд-во "Мысль", 2005 - С 133-136 с.
12. Баженова О.В., Баз Л.Л. - Готовность к материнству: выделение факторов, условия психологического риска для будущего развития ребенка. - М., 2005 - С 99-104 с.
13. Бажуев Л.Е. Возникновение психики в дородовый период. - М., 2000 - С 34-38 с.
14. Балин В.Д. Теория и методология психологических
исследований. Учебное пособие.- Л., 1989 г.
15. Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф.: Системный подход к исследованию психики // Психологический журнал, 2002, том 23, №4, С.27¬38 с.
16. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. диск. психол. н. - Шуя, 2000. - 27 с.
17. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) женщины // Перинатальная психология. - 2004. - № 2. - С. 34-39 с.
18. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы "мать дитя". // Вестник Санкт- Петербургского университета. - СПб.: СПбГПУ, 1999. - В. 2. - № 3. - С. 85102.
19. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998 - С 201-206 с.
20. Бибрих Р., Орлов А.Б. Мотивация и целеобразование в поведении в поведении с закономерным с случайным исходом // Вопросы психологии. - 2010. №1 - С 56-67 с.
21. Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. C. 114—119 с.
22. Борнштейн М ., Сувальски Д ., Брейкстоун Д . Emotional Relationships between Mothers and Infants: Known’s, Unknowns, and Unknown Unknowns.// Dev Psychopatol. - 2012. - № 1.
23. Бороковикова А.Н. Психологические аспекты трансформации Я- концепции беременной женщины // Психотерапевтический журнал. 1999. №6 - 30 с.
24. Боулби Джон. «Привязанность». - М.: Гардарики, 2003 г.
25. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990 г.
26. Брехман Г.И. Перинатальная психология и новая парадигма в эмбриологии и акушерстве // IV Всероссийский конгресс по перинатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием М., 2003 - С.24-27 с.
27. Брутман В.И. Девиантное материнское поведение // Московский психотерапевтический журнал. - 2010. № 5 - 56 с.
28. Брутман В.И. Динамика психологического состояния женщины во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопр. психологии. - 2002. - № 1. - С. 59-69 с.
29. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. / В.И. Брутман, М.С. Радионова. - М.: Смысл, 2003. - 160 с.
30. Брутман А. Я, Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - №2. - с. 79 - 87 с.
31. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Сидорова, В.Ю., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения, //Семейная психология и семейная психотерапия, 1999 г.
32. Брутман В. И, Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей. // Вопросы психологии. 2009. №5 - С 29-30 с.
33. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С.38-47 с.
34. Брутман В.И., Филиппова С.А., Хамитова М.Н. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Московский психотерапевтический журнал. 1996. №6 - 61 с.
35. Вагнер В. А. Сравнительная психология / В. А. Вагнер; под ред. Г. В. Калягиной. - М.: Институт практич. психологии; Воронеж: МОДЭК,1998. - 192 с.
36. Вараева Н. В. Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации «Планета друзей» [Электронный ресурс] / Н. В. Вараева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 46 с.
37. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. - М., 1986. - 134 с.
38. Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс. канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с.
39. Вартанова И. И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений: дайджест // Психология обучения. - 2005 - N 9 - С. 5-7 с.
40. Васильев И.А., Магомед - Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действиями. - М., 1991 - С 77-84 с.
41. Васильева, В.В., Авруцкая В.В. Особенности
психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3.С. 110 -119 с.
42. Васягина Н.Н. Субъективное становление матери в современном
социокультурном пространстве России: автореферат дис. доктора
психологических наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2011. - 46 с.
43. Винникот Д. В. «Маленькие дети и их матери». - М.: Класс, 1998 г.
44. Винникотт Д.Н. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Литур, 2004. - 400 с.
45. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. - М: Педагогика, 1983.- 368 с.
46. Гарибашвили Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. - 2006 - Т. 68 - № 13 - С. 119-120 с.
47. Гин А. Общение детей и взрослых : советы родителям // Сельская школа. - 2007 -Ы 2 - С. 39-44 с.
48. Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009 - Т. 6 - С. 25-34 с.
49. Горфункель П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива // Вопросы психологии. 1997. №4 - 55 с.
50. Грандилевская И.В., «Психосоциальный подход к
сопровождению беременности в учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования», СПб., 2006 г.
51. Грон Е.А. Личностные особенности, показатели стресса и онтогенез материнской сферы у женщин с привычной потерей беременности // Перинатальная психология и медицина. Международная конференция : сборн. науч. работ СПб., 2003.-С. 61 с.
52. Добряков И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК - Комплекс, 2004. - 415 с.
53. Добряков И.В. Перинатальная психология, СПБ, 2010 г.
54. Ениколопов С.Н., Забрянский Г.И., Цимбал Е.И., Якутова М.А. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. М. Новая юстиция, 2005.- 208 с.
55. Жарикова Ж.В. «Отношение к беременной в народной традиции» г. Москва, «Рожана», 1995 г.
56. Залевский Г.В., Мамышева Н.Л., Шелехов И.Л. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского поведения// Сибирский психологический журнал. - 2005. - №22. - С.7-12 с.
57. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С.23-29 с.
58. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб.: Союз, 1995 г.
59. Захаров А.И. «Ребенок до рождения и психология ребенка» г. С- Петербург, «Союз» 1998 г.
60. Захарова Е. И. Родительство, как ресурс личностного развития в зрелости.//Электронное периодическое издание «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы». - 2010. - № 1.
61. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Экспериментальные
исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002. - С.45-56 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ