Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр

Работа №93624

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТИРИЕЙ 9
1.1. Закономерности формирования фонетической системы речи у детей
в онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 15
1.3. Дидактическая игра как средство коррекции речевых нарушений у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 27
2.2. Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 30
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 44
3.1. Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по
коррекции фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материале дидактических игр 44
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
на материале дидактических игр 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59

Существует сензитивный период, когда мы изучаем названия предметов и явлений и, если взрослые должным образом восполняют эту жажду новых слов, они смогут дать свои детям богатство и точность языка, которые останутся с ними на всю жизнь [26].
Современное общество - современные родители, которые стараются найти подход к своим детям, многие читают литературу по воспитанию ребёнка, как воспитать хорошего человека, какие навыки привить ребёнку, развивают его творческие навыки, воображение, внимание, память. Во многих книгах по мимо всего этого огромное внимание уделяется речи ребёнка и подробно расписан онтогенез становления речи, но во многом родители игнорируют эти главы, считая, что у ребёнка речь появится сама и ничего для этого не нужно делать или же используют всесторонние интернет-ресурсы, в которых не компетентные люди рассказывают о всевозможных методах по развитию речи ребёнка, такие методы вполне могут только поспособствовать речевым нарушениям. Многие же считают, что ребёнку достаточно развивать мелкую моторику и он сам заговорит и речь у него будет правильная.
От этого образуются все дальнейшие проблемы ребёнка, с которым не проводилась работа по развитию речи в дошкольном возрасте, поэтому большинство детей поступают в школу имея в анамнезе патологию речевого развития. Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования можно сделать вывод о том, что речь ребёнка является для него важным этапом в формировании психических процессов, которые в свою очередь позволяют развиваться мыслительной деятельности.
Если ребёнок овладевает речевому общению в норме, то развивается и коммуникативная деятельность, что помогает ему устанавливать социальный контакт, который в свою очередь формирует и уточняет его представления об окружающей действительности.
Нарушения в системе речи у ребёнка имеют отрицательное влияние на психическое развитие, что в свою очередь мешает развиваться в норме эмоционально-волевой сфере, а также его социализации и адаптации.
В данной работе будет рассматриваться наиболее часто встречающаяся в дошкольном возрасте форма псевдобульбарной дизартрии.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной системы речи, вызванное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия является одним из сложных нарушений, проявляющихся в разной степени тяжести поражения нервной системы.
В клинической характеристике по принципу локализации созданный с учётом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют формы:
- бульбарная дизартрия;
- подкорковая;
- мозжечковая;
- корковая;
- псевдобульбарная дизартрия: лёгкая степень, средняя степень, тяжёлая степень.
Псевдобульбарная дизартрия - это результат двустороннего очагового поражения центральных кортико-нуклеарных нейронов (пирамидный путь).
Является патологией нейромышечной регуляции, патологически приводит к изменению тонуса мышц или явлению апраксии, обусловлено нарушением речевых движений [2].
Псевдобульбарная дизартрия в современном обществе имеет нарастающую тенденцию, при лёгкой степени дизартрии структура речевого дефекта проявляется в нарушениях со стороны фонетической системы речи [18, 28].
Исходя из этого возможно проявление вторичных нарушений в системе речи:
- фонематической;
- лексической и грамматической, что в свою очередь вызывает у детей трудности в усвоении школьной программы [33].
Своевременное выявление псевдобульбарной дизартрии и начало логопедической работы даёт нам возможность на постепенное формирование разборчивости речевого высказывания, с целью обеспечения лучшего понимания речи окружающими. Актуальным и эффективным для детей данной категории будет логопедическая работа, которая направлена на коррекцию фонетической системы речи.
Огромный вклад в исследование теоретических, методических аспектов в вопросе этиологии, симптоматики клинических проявлений неречевых и речевых отклонений при дизартрии и их коррекции внесли Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.В. Лопатина, Э.К. Макарова, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и другие авторы. В своих работах авторы отмечают тот факт, что коррекция звукопроизношения при данной дизартрии успешно проводится при использовании игр и игровых действий.
Дидактическая игра является целесообразным методом при коррекции фонетической системы речи, так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая.
Данный метод помогает ребёнку расширить представления об окружающем мире, применить полученные знания на практике, что несомненно станет основой для дальнейшего успешного обучения.
В логопедической работе на этапе дифференциации материала с использованием материала игр, усвоение происходит легче, интересней для ребёнка, что в свою очередь это приносит положительный результат в познавательней деятельности, оказывая эффективность коррекционной работы. Исходя из этого в данной работе использование дидактических игр поспособствует успешной коррекции фонетической системы речи [26].
Актуальность работы заключается в целесообразности проведения коррекционной работы над фонетической системой речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией для предупреждения и преодоления трудностей при поступлении в школу и в усвоении общеобразовательной программы.
Объект исследования: фонетическая система речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции и развитию фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования: на основе изучения теоретической литературы и анализа результатов констатирующего эксперимента разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материале дидактических игр.
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Провести анализ уровня теоретического изучения и разработки проблем.
2. Спланировать, организовать, провести констатирующий этап исследования у детей старшего дошкольного возраста с нарушением фонетической системы речи и псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции фонетической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на материале дидактических игр.
В ходе работы при выборе методов исследования были учеты специфика предмета и объекта в соответствии с целью и задачами работы:
- библиографический;
- аналитико-синтаксический;
- компилятивный.
Научно-методологическая основа исследования:
- основы положения Л.С. Выготского: единство законов развития нормального и аномального;
- научные сведения о развитии фонетической и фонематической системы речи, механизме произношения, психолингвистике в фонетической системе речи, данным вопросом занимались авторы (Р.И. Аванесов, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Щерба и др.);
- современные представления в области специальной психологии и педагогики в рамках нарушения речи у детей, имеющих дизартрию (Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, О.Ю. Федосова);
- принцип системности в диагностике и коррекции нарушений в системе речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
- коррекционное обучение и воспитания детей с речевыми нарушениями (Т.В. Волосовец, С.Н. Шаховская и др.).
База исследования: МАДОУ - детский сад № 49 «Дом радости» город Новоуральск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коррекция фонетической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией имеет свою актуальность в наше время и учёные вносят свой вклад по изучению данного вопроса, что показало нам изучение научной литературы по данной проблеме.
Также это подтверждается всевозможными вариантами наличия дидактических игр и появление новых интерактивных возможностей. В совокупности применение дидактических игр в логопедических занятиях, разработанные и направленные на нарушение определённого речевого дефекта даёт результаты эффективности и появление положительной динамики.
Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, А.Р. Лурия, Э.К. Макарова, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович, Г.Н. Соломатина, Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина и другие, внесли свой огромный вклад по изучению данного вопроса.
В своих трудах они описывали взаимосвязь фонетической стороны речи, процессов произношения звуков, в современном подходе психолингвистике к фонетической системе речи, в особенностях нарушения данной системы у старших дошкольников с дизартрией и методах коррекции с применением правильно подобранного материала дидактической игры.
Проведение констатирующего эксперимента исходя из методов исследования подобранных по данной проблеме результаты которого показали нам какие есть нарушения фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Результаты анализа обследуемых методов описаны качественно и количественно, что позволило нам увидеть картину нарушений детально.
Нарушения в моторной сфере отмечались в патологии развития мышечного тонуса. На фоне этого у старших дошкольников было выявлено, что уровень звукопроизношения ниже возрастной нормы, так же и выявлены 56
нарушения просодических компонентов. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со средней степенью дизартрии обусловлены расстройством мышц органов артикуляционного аппарата, что приводит к ограничению его движений, праксиса.
Исходя из анализа полученных данных по обследованию были обнаружены нарушения звукопроизношения, просодики, которые нарушились вследствие аномалии развития и иннервации мышц, что сказалось и на фонематических процессах.
На основе методов исследования, по качественным и количественным результатам обследования, была разработана логопедическая работа по коррекции фонетической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Содержание коррекционных методик по этапам логопедической работы подобраны с учётом уровня и формы речевого нарушения и с применением дидактического материала. Ссылаясь на эффективность применения дидактического материала в логопедической практике целесообразно сказать, что работа логопеда и должна заключаться не только в проведении занятий для ребёнка, но и вести активную работу с его родителями.
Для ребёнка родители - это вселенная, с которой ему хочется контактировать, выстраивать взаимоотношения, от этой вселенной он хочет получать помощь и поддержку, которая так необходима детям на разных возрастах, а особенно в периоды кризисов.
Если родители узнают, что у их ребёнка имеются какие-то заболевания, нарушения, то первым делом они в это отказываются верить, зачастую злятся и закрываются дома со своей проблемой, не показывая ребёнка специалистам. Но, если всё же родители проявили адекватную реакцию, то логопеду необходимо её сохранить путём общения, настраивание мамы на положительные мысли, ведь, если мама верит в своего ребёнка, то это уже победа, ребёнку так будет легче, он будет адекватно воспринимать значимость логопедических занятий. Когда в работу включаются родители, то при помощи созданных памяток, презентаций, дома они могут продолжать ту работу, которая была проведена в рамках логопедической помощи.
Конечно такие памятки должны содержать не только информацию и диагнозе, но и дидактические игры, в которые дома родители могут поиграть с ребёнком, описать в памятке на, что родителям акцентировать своё внимание при проведении таких игр и вносить эти заметки прям в памятку, по которой можно отследить динамику развития и эффективность игр.



1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 48 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: учеб. пособие / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 48 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Изд-во «Академия», 2000. - 400 с.
4. Алексеева, М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи / М. М. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 9 - 13.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия. / Л. И. Белякова. - Москва : Изд-во «Владос», 2009. - 287 с.
6. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова. - Москва : Книголюб, 2004. - 56 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : ACT : Астрель : Хранитель, 2006. - 141 с.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение ; 1989. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд. - Москва : Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
11. Гирилюк, Т. Н. Состояние психомоторной сферы и речи у детей 2 - 3 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Т. Н. Гирилюк // Логопед. - 2010. - № 4. - С 102 - 120.
12. Голоднова, О. И. Приключения весёлого моторчика / О. И. Голоднова. - Курган, 2001 - 65 с.
13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : учеб. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айриспресс, 2005. - 96 с.
14. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 325 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : УНПЦ «Энергомаш», 1973. - 296 с.
16. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 107 с.
17. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова // Специальное образование. - 2008. - №4. - С. 145 - 148.
18. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. - 16 с.
19. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 80 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ