ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 6
1.2. Психо физиологические механизмы письма 10
1.3. Характеристика артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация и методология констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 36
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции артикуляторно¬
акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Школа - это важный этап в жизни будущего ученика. Этот этап меняет социально-психологический фон ученика в речевом развитии. К школьному обучению ребенка необходимо подготавливать.
Ведущие ученые (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Спирова, Г. Е. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали, существование прямой зависимости речевого развития ребенка с его возможностями овладения письмом.
Как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, которые поступают в школу не подготовленные. Такие дети имеют следующие речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР, которые влекут за собой трудности в обучении [1].
Дефекты устной речи, неразвитая общая, мелкая, мимическая моторика, не сформированность психических процессов становится причиной нарушения письма у младших школьников. Нарушения письма проявляются в стойких специфических ошибках.
Как правило, такие дети являются не успешными по предмету русский язык.
Не успешность в обучении для каждого ребёнка может отражаться по- своему. У одного школьника не успешность отразиться на самооценке, у второго может повлечь к дизадаптации в классном коллективе, у третьего могут возникать коммуникативные трудности [6]. Из этого следует, что существующие дефекты речи у ребёнка следует устранять своевременно.
Актуальность данной работы связана со своевременным проведением логопедической коррекционной работы по преодолению нарушения письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией».
Объект исследования - моторика, устная речь и письмо у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить литературу по проблеме исследования,
проанализировать псифизиологические механизмы письма,
проанализировать формирование моторики и устной речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, а также выявить взаимосвязь между нарушениями моторики, устной и письменной речью.
2. Провести констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, определения наличия и формы дисграфии.
3. Теоретически обосновать и разработать план, содержание логопедической работы, способствующий преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Методы исследования:
• теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).
• организационные методы: сравнительный, комплексный;
• эмпирические методы - анализ деятельности;
• количественный и качественный анализ полученных данных;
• интерпретационные методы.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13, г. Серов Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Целью исследования было - теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить литературу по проблеме исследования, проанализировать псифизиологические механизмы письма, проанализировать формирование моторики и устной речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, а также выявить взаимосвязь между нарушениями моторики, устной и письменной речью.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования ведущих ученых Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. А. Никашина, доказали, существование прямой зависимости речевого развития ребенка с его возможностями овладения письмом.
При анализе литературы, выяснили, что у детей с псевдобульбарной дизартрией движения лицевой, мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством. Не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме. Вследствие данных нарушений дети с дизартрией чаще всего имеют нарушение фонетико-фонематической стороны речи.
Таким образом, полученные результаты исследования указывают на то, что ведущим в структуре дефекта при псевдобульбарной дизартрии является нарушение фонетической стороны речи.
Из этого следует, что по структуре речевого дефекта дети с псевдобульбарной дизартрией могут иметь: фонематическое недоразвитие речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); общее недоразвитие речи (ОНР).
Кроме речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией могут нарушаться и неречевые функции, а именно нарушения ВПФ: памяти, внимания, логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Дети при нормальных умственных способностях и слухе с трудом овладевают грамотой, в процессе письма допускают большое количество характерных ошибок, которые проявляются чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв (дисграфия).
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных не сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Младшие школьники с ФФНР, псевдобульбарной дизартрией чаще всего имеют артикуляторно-акустическую форму дисграфии.
В письменных работах этих учащихся имеются замены букв, указывающие на недостаточное различение определенных звуков, и различные виды нарушения структуры слова (пропуски букв, слогов, не дописывание слов), указывают на слабое усвоение звукового анализа в целом.
Следовательно, можно говорить о дисграфии как о нарушении письма, тесно связанном с нарушением определенных сторон речевой деятельности ребенка.
Таким образом, выяснили, что между моторикой, устной и письменной речью существует прямая связь. Если при формировании одного из аспектов имеется отклонение или нарушение, то это может повлечь за собой комплекс нарушений.
2. Провести констатирующий эксперимент с целью выявления нарушений моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, определения наличия и формы дисграфии.
Педагогический эксперимент организован на базе МАОУ СОШ № 13 г. Серов Свердловская область, с 01.2020г. по 03.2020г.
В нём принимала участие группа детей из 5 человек. 4 мальчика и 1 девочка. Возраст детей - 8 лет (2 класс).
Дети имеют логопедическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
Целью этапа экспериментальной работы стало выявление артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с ФФНР, псевдобульбарной дизартрией.
Констатирующий этап включал: логопедическое исследование на основе методических рекомендаций Н.М. Трубниковой. При работе использовалась речевая карта для обследования детей с нарушениями устной и письменной речи Н.М. Трубниковой, диагностический альбом для логопеда О.Б. Иншаковой.
В ходе констатирующего эксперимента, выяснили, что анамнез всех детей отягощён. Вследствие чего испытуемые дети имеют нарушения ЦНС.
Отмечено, что обследуемы ученики, имеют нарушения мимической моторики, что характерно для детей с псевдобульбарной дизартрией.
Нарушенное звукопроизношение у всех детей. Больше половины детей имеют нарушенное звукопроизношение полиморфного характера. Данные дефекты звуков указывают на наличие трудности в дифференциации акустических параметров.
Анализ фонематического слуха, указывает на то, что различение фонем затруднено у всех детей. Особенно в дифференциации сонорных звуков, а также шипящих - свистящих.
При обследовании фонематического восприятия возникали сложности в анализе и синтезе, где имеются нарушенные звуки детей.
Выше перечисленные данные свидетельствуют о том, что у всех испытуемых детей с псевдобульбарной дизартрией, фонетико-фонематическая сторона речи не соответствует норме.
Анализ проведенного обследования письма указывает на то, что все дети имеют стойкие специфические ошибки артикуляторно-акустического типа, на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).
В совокупности данных результатов, установили, что все дети имеют ФФНР, обусловленное псевдобульбарной дизартрией, а также артикуляторно-акустическую дисграфию.
3. Теоретически обосновать и разработать план, содержание логопедической работы, способствующий преодолению артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения комплексной логопедической работы с младшими школьниками с артикуляторно-акустической дисграфией и псевдобульбарной дизартрией.
С помощью полученных результатов определили основные принципы и направления логопедической работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Составили перспективное планирование и содержание коррекционной работы для каждого испытуемого.
Следовательно, в ходе написания работы мы достигли поставленной цели при помощи решения всех задач.
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. - Москва : АПН РСФСР, 1960. - 461с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика, 1999. - 272 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студ. вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 319 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 206 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. метод. пособие / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2007. - 127 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 141 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
9. Волкова, С. Н. Логопедия / С. Н. Волкова, Л. С., Шаховская ; под ред. С. Н. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 680 с.
10. Гаргуши, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Г аркуши. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 18 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
13. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Просвещение, 2006. - 98 с.
14. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Просвещение, 2007. - 224 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 335с
16. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Мозаика, 2010. - 92 с.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : «Просвещение», 2008. - 340 с.
18. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2010 - 279 с.
19. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 2005. - 207 с.
...