Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки

Работа №93612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВ­СТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКО­ЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 7
1.1. Формирование нравственных представлений у детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравст­венных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Педагогический потенциал сказки в формировании нравственных
представлений у детей 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 26
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представле­ний у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59

Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДО одной из приоритет­ных и актуальных задач современной педагогики являются вопросы, связан­ные с нравственным воспитанием воспитанников в учреждениях дошкольно­го воспитания, в том числе и старших дошкольников [42].
Дошкольное детство - это особый период усвоения норм морали и со­циальных способов поведения, именно этот период является началом форми­рования нравственных представлений у ребенка.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и определенных трудностей. Они зачас­тую связаны не только с тем, что он еще совсем мало знает об этом мире, а обязательно должен и постоянно хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что осуждают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. В процессе этого достаточно сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью, со своим личным мировоззрением, а так­же со своим пониманием добра и зла, со своими личностными реакциями на поступки других и собственным поведением.
Большое значение в процессе формирования нравственных представ­лений играет эмоциональная активность дошкольников, так как представле­ния - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств [51, с. 12].
Одним из средств, которое способствует эффективному формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, явля­ется сказка, ведь именно в сказках в образной форме содержится самая пер­вая информация о взаимоотношениях между людьми. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие от­ношения, а также подлинный мир народной жизни.
В то же время на практике существует противоречие между возможно­стями обращения к сказке как средству формирования нравственных пред­ставлений у детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических основ формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на ма­териале сказки.
Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки».
Объект исследования: процесс формирования нравственных пред­ставлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образова­тельной организации.
Предмет исследования: комплекс занятий по формирования нравст­венных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс заня­тий по формированию нравственных представлений у детей старшего до­школьного возраста на материале сказки.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал сказки в формировании нравст­венных представлений у детей.
4. Провести диагностику исходного уровня сформированности нравст­венных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и пе­дагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; пе­дагогические наблюдения; беседа; педагогическое проектирование; методы количественной и качественной обработки результатов диагностики.
Теоретической основой исследования являются педагогические тру­ды ученых, педагогов-практиков и известных методистов по вопросам:
• формирования нравственных представлений (К.Д. Ушинский, О.С. Богданова, Т.Б. Сандабкина, В.И. Рублик, В.А. Сластенин, М.Б. Кравченко, Г.Ф. Терешенко, Е.Д. Трофимова и др.);
• педагогических условий формирования нравственных представлений у детей (Е.В. Карпова, А.В. Луговская, Г.Д. Джукенова, Т.Б. Сандабкина,
O. С. Богданова, С.К. Овсянникова, Е.В. Вялкова, Н.И. Мохова,
Т.П. Шевырева и др.);
• существующих проблем формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Ерофеев, М.Н. Сокольников,
P. С. Буре, 3.С. Целенко др.);
• определения критериев и показателей сформированности нравствен­ных представлений у детей (О.С. Богданова, И.А. Каиров, А.С. Метелягин и др.);
• воспитательного потенциала сказки (О.В. Акулова, Т.В. Зуева,
A. В. Крестовский, В.Я. Пропп, Ю.А. Тимофеева, С.Н. Зенин, С.М. Жиров,
B. Ю. Клейменова, Е.В. Михайлина, Н.В. Кириллова, Л.Б. Фесюкова, Т.А. Филиппов, И.В. Цикушева и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке ком­плекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки, который может быть применен в воспитательной работе ДОО.
База исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ № 1 с. Нижнеиргинское. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа).
Структура исследования: выпускная квалификационная работа со­стоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы позво­лил подтвердить актуальность выбранной темы: проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых для на­шего современного общества.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было рас­крыто содержание понятия «нравственные представления» как представле­ния о таких качествах человека, которые помогают человеку действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и вклю­чающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о мораль­ных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нрав­ственных оценок и мотивов поведения (С.И. Божович).
В ходе исследования мы выяснили, что формирование нравственных представлений применительно к старшему дошкольному возрасту - это це­ленаправленный процесс, который характеризуются переводом моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения ребенка и их неуклонное соблюдение.
Опираясь на труды Н.И. Моховой, Т.Б. Сандабкиной, О.С. Богдановой и В.И. Петровой и др., были выявлены следующие условия формирования нравственных представлений:
• обязательное знание воспитателем закономерностей становления нравственных представлений на ранних ступенях развития онтогенеза;
• умение целенаправленно планировать работу по формированию нравственных представлений, разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
• единство требований к соблюдаемым нормам и правилам ребен­ка, их аргументация;
• развитие потребности в выполнении норм и правил и др.
Осуществлено диагностическое исследование исходного уровня сфор­мированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе критериев и показателей, которые выделила Г.А. Урун- таева, а именно:
• устойчивости нравственных представлений (понимание ребенком смысла произведения, выделение нравственных качеств героев, эмоциональ­ное отношение к произведению);
• сочетания нравственных образов и поведения (понимание ребенком мотивов как уже совершенных героем или героями поступков, так и предпо­лагаемых);
• наличие нравственной оценки (последовательность и развернутость описания ситуации, соотнесение выделенных нравственных качеств героев и своих собственных).
В ходе исследования детям прочитывались сказка и рассказ, после чего проводилась беседа с каждым ребенком индивидуально. Результаты беседы были проанализированы и оформлены в виде таблиц и графиков.
Анализ результатов показал преобладание высокого (45%) и низкого (35%) уровня сформированности нравственных представлений у детей стар­шего дошкольного возраста. При этом для старших дошкольников с высоким уровнем сформированности нравственных представлений характерно пони­мание смысла произведения, независимо от его жанра сказки (рассказа). Они могут выделить нравственные качества героев и аргументировать собствен­ное отношение к произведению. Не испытывают сложностей в определении мотивов уже совершенных героем поступков так и предполагаемых; обозна­чают нравственные качества и могут увидеть последствия их проявления; развернуто и последовательно объясняют ситуацию, дают нравственную ха­рактеристику героям.
Дошкольники со средним уровнем сформированности нравственных представлений испытывают затруднения при понимании смысла произведе­ния; могут определить характер поступка героя, однако затрудняются с кон­кретизацией нравственного качества. Дети не могут аргументировать свой ответ, при этом обозначенные ими мотивы уже совершенных и предполагае­мых героем поступков, не всегда отражают нравственные качества героя. Испытывают затруднения при объяснении ситуации, и не всегда могут дать нравственную характеристику героям и аргументировать свои ответы.
Дети с низким уровнем сформированности нравственных представле­ний испытывают затруднения в выделении смысла произведений, например, не могут определить нравственные мотивы поступка героя; эмоциональное отношение к произведению формулируют только в виде односложного отве­та, не могут аргументировать свой ответ. Также испытывают затруднения при объяснении ситуации, и не могут дать нравственную характеристику ге­роям.
Анализ полученных результатов показал необходимость работы, на­правленной на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На следующем этапе был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей 5-6 лет на материале сказки.
С учетом возрастных особенностей детей и особенностей сказок (нали­чия ярко выраженных нравственных качеств у героев), были отобраны сле­дующие произведения: русские народные волшебные сказки «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Снегурушка и лиса», «Морозко», «Несмеяна-царевна», «Петух и жерновцы» в обработке А.Н. Афанасьева; авторские сказки «Две­надцать месяцев» С.Я. Маршака, где нравственные качества выступают в ви­де помощи ближнему, совестливости, бескорыстности, и доброты.
Далее был разработан план комплекса занятий, направленных на фор­мирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного воз­раста на материале волшебных сказок. На занятиях были использованы сле­дующие методы и приемы.
Методы и приемы, которые были направлены на формирование нрав­ственных представлений в рамках сюжета конкретной сказки: чтение и пере­сказ сказки, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, беседа, при­думывание окончания сказки, продолжение сказки, инсценирование эпизода произведения и другие.
Методы и приемы, которые были направлены на формирование опыта реализации нравственных представлений в конкретных жизненных ситуаци­ях, в разных видах деятельности: рисование эпизода произведения, дидакти­ческие игры, прием передачи характера героя с помощью музыкальных инст­рументов, упражнения, подвижные игры, инсценирование жизненных ситуа­ции и другие.
Методы и приемы, способствующие формированию отношения ребен­ка к нравственным качествам: рисование нравственных качеств «Способ­ность отличить добро и зло».
В процессе реализации комплекса занятий отмечались положительные моменты в формировании нравственных представлений детей, а именно на­личие интереса к занятиям, эмоционального отклика на произведения, осо­бенно у детей с низким уровнем сформированности нравственных представ­лений, активность детей в процессе работы.
Кроме того, дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.
Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошколь­ном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, ко­торая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные ка­чества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном приоритете общечеловеческих ценностей, является формирова­ние чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.


1. Абраменкова, В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1986. - № 4 С. 27-36.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова // Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. - 704 с.
3. Авилова, Е. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Е. В. Авилова. - М.: Пресс, 2004. - 96с.
4. Антипина, Е. А. Кукольный театр в детском саду / Е. А. Антипина - М.: Сфера, 2012. - 320 с.
5. Антология гуманной педагогики: Аристотель / под ред. П. А.
Лебедева. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2002. - 223 с.
6. Арзамасцева, И. Н. Детская литература. / И. Н. Арзамасцева // М.: Академия, 2009. - С. 32.
7. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический ас­пект / Е. Г. Белякова // Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - 152 с.
8. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова // М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
9. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина - М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович - Спб.: Питер, 2009.
11. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в дет­ском саду / М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с.
12. Выготский, Л. C. Педагогическая психология / М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
13. Гусев, Д. А. Познавательно исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. - С. 104.
14. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.
• М., 1988 - С. 115-118.
15. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / М.: Наука, 1977. - 333с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ