ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 7
1.1. Формирование нравственных представлений у детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Педагогический потенциал сказки в формировании нравственных
представлений у детей 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ 26
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных и актуальных задач современной педагогики являются вопросы, связанные с нравственным воспитанием воспитанников в учреждениях дошкольного воспитания, в том числе и старших дошкольников [42].
Дошкольное детство - это особый период усвоения норм морали и социальных способов поведения, именно этот период является началом формирования нравственных представлений у ребенка.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и определенных трудностей. Они зачастую связаны не только с тем, что он еще совсем мало знает об этом мире, а обязательно должен и постоянно хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. Ребенку важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что осуждают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. В процессе этого достаточно сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью, со своим личным мировоззрением, а также со своим пониманием добра и зла, со своими личностными реакциями на поступки других и собственным поведением.
Большое значение в процессе формирования нравственных представлений играет эмоциональная активность дошкольников, так как представления - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств [51, с. 12].
Одним из средств, которое способствует эффективному формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, является сказка, ведь именно в сказках в образной форме содержится самая первая информация о взаимоотношениях между людьми. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения, а также подлинный мир народной жизни.
В то же время на практике существует противоречие между возможностями обращения к сказке как средству формирования нравственных представлений у детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в определении теоретико-методических основ формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки».
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс занятий по формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал сказки в формировании нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностику исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогические наблюдения; беседа; педагогическое проектирование; методы количественной и качественной обработки результатов диагностики.
Теоретической основой исследования являются педагогические труды ученых, педагогов-практиков и известных методистов по вопросам:
• формирования нравственных представлений (К.Д. Ушинский, О.С. Богданова, Т.Б. Сандабкина, В.И. Рублик, В.А. Сластенин, М.Б. Кравченко, Г.Ф. Терешенко, Е.Д. Трофимова и др.);
• педагогических условий формирования нравственных представлений у детей (Е.В. Карпова, А.В. Луговская, Г.Д. Джукенова, Т.Б. Сандабкина,
O. С. Богданова, С.К. Овсянникова, Е.В. Вялкова, Н.И. Мохова,
Т.П. Шевырева и др.);
• существующих проблем формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Ерофеев, М.Н. Сокольников,
P. С. Буре, 3.С. Целенко др.);
• определения критериев и показателей сформированности нравственных представлений у детей (О.С. Богданова, И.А. Каиров, А.С. Метелягин и др.);
• воспитательного потенциала сказки (О.В. Акулова, Т.В. Зуева,
A. В. Крестовский, В.Я. Пропп, Ю.А. Тимофеева, С.Н. Зенин, С.М. Жиров,
B. Ю. Клейменова, Е.В. Михайлина, Н.В. Кириллова, Л.Б. Фесюкова, Т.А. Филиппов, И.В. Цикушева и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки, который может быть применен в воспитательной работе ДОО.
База исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ № 1 с. Нижнеиргинское. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа).
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил подтвердить актуальность выбранной темы: проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых для нашего современного общества.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание понятия «нравственные представления» как представления о таких качествах человека, которые помогают человеку действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения (С.И. Божович).
В ходе исследования мы выяснили, что формирование нравственных представлений применительно к старшему дошкольному возрасту - это целенаправленный процесс, который характеризуются переводом моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения ребенка и их неуклонное соблюдение.
Опираясь на труды Н.И. Моховой, Т.Б. Сандабкиной, О.С. Богдановой и В.И. Петровой и др., были выявлены следующие условия формирования нравственных представлений:
• обязательное знание воспитателем закономерностей становления нравственных представлений на ранних ступенях развития онтогенеза;
• умение целенаправленно планировать работу по формированию нравственных представлений, разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
• единство требований к соблюдаемым нормам и правилам ребенка, их аргументация;
• развитие потребности в выполнении норм и правил и др.
Осуществлено диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе критериев и показателей, которые выделила Г.А. Урун- таева, а именно:
• устойчивости нравственных представлений (понимание ребенком смысла произведения, выделение нравственных качеств героев, эмоциональное отношение к произведению);
• сочетания нравственных образов и поведения (понимание ребенком мотивов как уже совершенных героем или героями поступков, так и предполагаемых);
• наличие нравственной оценки (последовательность и развернутость описания ситуации, соотнесение выделенных нравственных качеств героев и своих собственных).
В ходе исследования детям прочитывались сказка и рассказ, после чего проводилась беседа с каждым ребенком индивидуально. Результаты беседы были проанализированы и оформлены в виде таблиц и графиков.
Анализ результатов показал преобладание высокого (45%) и низкого (35%) уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. При этом для старших дошкольников с высоким уровнем сформированности нравственных представлений характерно понимание смысла произведения, независимо от его жанра сказки (рассказа). Они могут выделить нравственные качества героев и аргументировать собственное отношение к произведению. Не испытывают сложностей в определении мотивов уже совершенных героем поступков так и предполагаемых; обозначают нравственные качества и могут увидеть последствия их проявления; развернуто и последовательно объясняют ситуацию, дают нравственную характеристику героям.
Дошкольники со средним уровнем сформированности нравственных представлений испытывают затруднения при понимании смысла произведения; могут определить характер поступка героя, однако затрудняются с конкретизацией нравственного качества. Дети не могут аргументировать свой ответ, при этом обозначенные ими мотивы уже совершенных и предполагаемых героем поступков, не всегда отражают нравственные качества героя. Испытывают затруднения при объяснении ситуации, и не всегда могут дать нравственную характеристику героям и аргументировать свои ответы.
Дети с низким уровнем сформированности нравственных представлений испытывают затруднения в выделении смысла произведений, например, не могут определить нравственные мотивы поступка героя; эмоциональное отношение к произведению формулируют только в виде односложного ответа, не могут аргументировать свой ответ. Также испытывают затруднения при объяснении ситуации, и не могут дать нравственную характеристику героям.
Анализ полученных результатов показал необходимость работы, направленной на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На следующем этапе был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей 5-6 лет на материале сказки.
С учетом возрастных особенностей детей и особенностей сказок (наличия ярко выраженных нравственных качеств у героев), были отобраны следующие произведения: русские народные волшебные сказки «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Снегурушка и лиса», «Морозко», «Несмеяна-царевна», «Петух и жерновцы» в обработке А.Н. Афанасьева; авторские сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, где нравственные качества выступают в виде помощи ближнему, совестливости, бескорыстности, и доброты.
Далее был разработан план комплекса занятий, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебных сказок. На занятиях были использованы следующие методы и приемы.
Методы и приемы, которые были направлены на формирование нравственных представлений в рамках сюжета конкретной сказки: чтение и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, беседа, придумывание окончания сказки, продолжение сказки, инсценирование эпизода произведения и другие.
Методы и приемы, которые были направлены на формирование опыта реализации нравственных представлений в конкретных жизненных ситуациях, в разных видах деятельности: рисование эпизода произведения, дидактические игры, прием передачи характера героя с помощью музыкальных инструментов, упражнения, подвижные игры, инсценирование жизненных ситуации и другие.
Методы и приемы, способствующие формированию отношения ребенка к нравственным качествам: рисование нравственных качеств «Способность отличить добро и зло».
В процессе реализации комплекса занятий отмечались положительные моменты в формировании нравственных представлений детей, а именно наличие интереса к занятиям, эмоционального отклика на произведения, особенно у детей с низким уровнем сформированности нравственных представлений, активность детей в процессе работы.
Кроме того, дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.
Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Абраменкова, В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1986. - № 4 С. 27-36.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова // Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. - 704 с.
3. Авилова, Е. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Е. В. Авилова. - М.: Пресс, 2004. - 96с.
4. Антипина, Е. А. Кукольный театр в детском саду / Е. А. Антипина - М.: Сфера, 2012. - 320 с.
5. Антология гуманной педагогики: Аристотель / под ред. П. А.
Лебедева. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2002. - 223 с.
6. Арзамасцева, И. Н. Детская литература. / И. Н. Арзамасцева // М.: Академия, 2009. - С. 32.
7. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е. Г. Белякова // Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - 152 с.
8. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова // М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
9. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина - М.: Просвещение, 1979. — 111 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович - Спб.: Питер, 2009.
11. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / М.: Айрис-Пресс, 2011. - 204 с.
12. Выготский, Л. C. Педагогическая психология / М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
13. Гусев, Д. А. Познавательно исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития // Дошкольное воспитание. 2014. № 7. - С. 104.
14. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.
• М., 1988 - С. 115-118.
15. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / М.: Наука, 1977. - 333с...