Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа №93606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Значение семейных ценностей для развития личности ребенка 8
1.2. Особенности процесса формирования представлений о семейных
ценностях у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Педагогические условия использования средств народной педагогики в
формировании представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 35
2.1. Диагностика сформированности представлений о семейных ценностях у
младших школьников 35
2.2. Описание комплекса мероприятий по формированию представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами
народной педагогики 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного российского общества во всесторонне развитом нравственном гражданине. Главная обязанность школы - всесторонне развить подрастающее поколение, воспитать в каждом ученике чувство патриотизма, привить культурные, эстетические, нравственные, этические, духовные и культурные ценности. Семейные ценности выступают ядром нравственности человека.
Воспитание подрастающего поколения начинается в семье. Семья - первичная ячейка общества, которая формирует личность человека. Качество семейного воспитания зависит от многих факторов: от педагогической образованности родителей, от стиля общения в семье, от традиций семьи, от применяемых методов воспитания и др. Семейное воспитание продуцирует у ребенка развитие системы традиционных семейных ценностей. В идеале традиционные семейные ценности, это: любовь, доброта, верность, взаимоподдержка, взаимопомощь и др. Однако, так бывает не всегда. Постоянная занятость родителей, тяжелые социально-экономические условия жизнедеятельности семьи, недостаточная педагогическая грамотность родителей зачастую становятся препятствием для формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников. Педагогическая помощь родителям в этом случае, оказывается педагогом. Сказанное актуализирует значение воспитания традиционных семейных ценностей у школьников.
Начальная школа - переломный момент в жизни человека, который разделяет дошкольное детство и школьные годы. В начальной школе формируются нравственные ценности личности, в том числе и традиционные семейные ценности, образ семьи в структуре ценностных ориентаций личности. В последующие годы школьного обучения данные ценности лишь 4
развиваются и корректируется. Поэтому, очень важным для педагога начальной школы становится вопрос формирования у ребенка системы нравственных представлений о традиционных семейных ценностях, которые отчасти обусловлены качеством воспитательной работы педагога с учащимися и их родителями.
Огромным потенциалом для формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста обладают средства народной педагогики, которые возникнув в семье, развивались на протяжении многовековой истории и оказывают непосредственное влияние на морально-нравственную сферу личности ребенка.
Анализ научной литературы показал, что психологические аспекты формирования представлений о семейных ценностях у детей школьного возраста освещены в трудах Е.Е. Сапоговой [45], В.И. Петрушина [41], Р.С. Немова [37], Л.И. Божович [8] и других. В работах таких известных исследователей нравственного воспитания, как Н.В. Архангельского [6], Т.П. Гавриловой [13], Т.Г. Кислициной [19], И.А. Капровой [21], А.С, Макаренко [30] показано, что младший школьный возраст выступает сенситивным периодом развития нравственных представлений, в том числе и о семейных ценностях. Методические аспекты формирования представлений о семейных ценностях у обучающихся в начальной школе раскрыты в научных трудах таких педагогов, как: И.Ю. Миронова [33], В.В. Чечет [52]. Однако,
несмотря на наличие широкого круга исследований в области формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста, практически неисследованной остается проблема формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики, что подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию
5
представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников средствами народной педагогики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение семейных ценностей для развития личности ребенка.
2. Выявить особенности процесса формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста.
3. Определить условия использования средств народной педагогики в процессе формирования представлений о семейных ценностях у младших школьников.
5. Описать диагностику сформированности представлений о семейных ценностях у младших школьников.
6. Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики.
База исследования: МБОУ «СОШ № 56», г. Нижний Тагил, 4 класс.
Методы исследования: теоретический синтез и анализ; конкретизация и абстрагирование; изучение документов и литературы; аналогия; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение результатов деятельности педагогов; анкетирование.
Теоретическая основа исследования нашла свое отражение в трудах В.П. Азарова, В.Т. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского А.С. Куликович, И.С. Марьенко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина,
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников средствами народной педагогики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования представлений о семейных ценностях у младших школьников средствами народной педагогики. Также описана реализованная проектировочная работа. Сделаем обобщающие выводы.
Анализ научной литературы показал, что содержательная сторона направленности младшего школьника по отношению к окружающему миру и другим людям, к семье, где он живет, и самому себе, представляет, по сути, сердцевину мотивации его жизненной активности и основу будущей жизненной концепции в вопросах семьи и брака. Главное, чтобы ребенок понимал непреходящую ценность семьи и для своего собственного развития, куда входит и его семейная культура, т.е. понимание и принятие безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к своему народу; почитание родителей и забота о старших и младших; бережное отношение ко всем членам своей семьи; сохранение национальных и культурных традиций семьи и т.д.
Семейные ценности - это духовно-нравственные ориентиры и установки, основой которых выступают внутрисемейные отношения, традиции, обычаи семьи, модели общения и отношения к окружающему миру.
Семейные ценности - это признанная обществом совокупность мировоззренческих представлений и моральных установок о семье, основанных на традиционном понимании института семьи, супружеских и детско-родительских взаимоотношений в ней, которые влияют на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности семьи и взаимодействия ее членов и обеспечивают культурное и демографическое воспроизводство общества.
Анализ педагогической проблемы формирования представлений о семейных ценностях у младших школьников, привел нас к выводу, что формирование у младших школьников представлений о семейных ценностей представляет собой процесс воспитания у детей младшего школьного возраста отношения к семье как к высшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности в рамках нравственных установок и моральных норм, связанных с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепления установки на почтительное отношение к родителям и осознанное заботливое отношение к старшим и младшим, а также знакомства с культурно-историческими и этническими традициями национальной семьи с тем, чтобы младшие школьники чувствовали связь со своим народом, страной, понимали и уважали ее культурные ценности, реализуя тем самым ценностные ориентации в своей деятельности и поведении.
Формирование представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает: учет
особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями младшего школьного возраста; организацию взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.
Средства народной педагогики обладают исключительно высоким потенциалом в вопросе формирования представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста.
Мы выделили следующие педагогические условия использования средств народной педагогики в формировании представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста:
1) использование в воспитательном и образовательном процессе традиционных методов народного воспитания (семейной педагогики): метод примера; наглядно-иллюстративный метод с применением мультимедийных технологий; метод проектов; воспитывающие ситуации; беседа или дискуссия;
2) соблюдение принципов, которые отвечают психолого­педагогическим условиям воспитания личности младшего школьника: принципа стимулирования саморазвития человека; принципа нравственного саморегулирования; принципа актуализации ситуации; принципа социального закаливания;
3) осуществление воспитательной работы по формированию представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики в урочной и во внеурочной деятельности.
Нами была осуществлена диагностика уровня сформированности представлений о семейных ценностей у учащихся. Полученные результаты говорят о том, что, даже несмотря на то, что половина учащихся показала неплохие результаты, все равно есть небольшое количество детей, которым необходима помощь в получении знаний о понятиях нравственной сферы семейных ценностей. У детей есть представления о семейных ценностях, большая часть школьников имеет средний уровень сформированности данных представлений и использует семейные ценности в своем поведении. Однако есть обучающиеся, у которых данные представления сформированы не достаточно.
Нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий по формированию представлений о семейных ценностях у младших школьников средствами народной педагогики. Занятия проводились как с детьми, так и с их родителями (родительские собрания, совместные экскурсии, совместная проектная деятельность). В процессе работы использовались, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. На всех уроках и внеурочных занятиях помимо фронтальной использовалась парная и групповая работа.
Были применены различные типы учебных заданий с использованием средств народной педагогики, а так же разнообразные приемы и методы, как, например, создание эмоционально-комфортной обстановки, метод иллюстраций, и презентации, метод беседы, метод проектов.
По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях у младших школьников мы пришли к следующим выводам. Уровень представлений о семейных ценностях у младших школьников по результатам проведенной педагогической работы значительно повысился. Дети научились более четко и грамотно формулировать свои мысли и высказывания, научились давать оценку поступкам других людей на примере героев сказок и рассказов. Качественно изменилось воспитание некоторых учащихся: дети стали увереннее чувствовать себя в окружении сверстников, успешнее вступать в диалог и выступать на уроках. После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у младших школьников повысился как количественно, так и качественно.
Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной и разработанный комплекс мероприятий по формированию представлений о семейных ценностях у детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики может быть использован в работе учителя младших классов в 4 классе.


1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: пособие для учреждений высшего и среднего профессионального образования [Текст] / Ю. П. Азаров.
• Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 394 с.
2. Алавидзе, Т.А. Социальная психология в современном мире [Текст] / Т.А. Алавидзе. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 277 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2015. - 238 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 318 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• Москва: Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - Москва: Инфра-М, 2014. - 236 с.
7. Безнощенко Е.А. Семья в системе ценностных установок современного общества [Текст] / Е.А. Безнощенко// Вестник Российского университета дружбы народов. - Москва, 2010. - № 4. - С. 4-15.
8. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л. И. Божович Л. С. Славина. - Москва: Питер, 2016. - 750 с.
9. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: избранное [Текст] / Н. И. Болдырев. - Москва: Логос, 2017. - 245 с.
10. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: методическое пособие [Текст] / С.В. Васильева, Г.А. Бакурова и др. - Санкт- Петербург: ВВМ, 2015. - 128 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические труды [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Астрель, 1986. - 296 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 2014. - 536 с.
13. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств: избранное [Текст] / Т. П. Гаврилова. - Москва: Логос, 2016. - 256 с.
14. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С.19-23.
15. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: учебное пособие [Текст] / А. А. Деркач. - Москва: Академия,
2014. - 94 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ