Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Работа №93603

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 19
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 47
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 47
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 10

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [37]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно­нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] творчество определяется, как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (далее - ФГОС НО) развитие самостоятельной творческой деятельности ребёнка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [64]. В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития творческого потенциала каждого ребёнка. Реформирование образования нашло своё отражение в Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 48 указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Вопрос о развитии творческих способностей детей является одной из основных проблем школьной педагогики, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества» и вопросы, связанные с творческими возможностями ребёнка младшего школьного возраста 3
остаются открытыми. Младший школьник способен к собственному многомерному творческому раскрытию и творческой самореализации. Ведь именно в этом возрасте в большей степени сохранены черты сензитивности для развития творческих способностей и связанных с ними психических процессов.
Развитие творческих способностей младших школьников чрезвычайно важно для системы образования в целом. Дети младшего школьного возраста, имеющие развитые навыки самостоятельной художественной деятельности, проявляющие творческие способности, продолжают их развивать и в дальнейшем. Успешность школьного обучения детей младшего школьного возраста зависит от уровня развитости творческих способностей, коммуникативности, познавательного интереса в сфере искусства, самостоятельности и других значимых факторов.
Изобразительная деятельность является мощным толчком в развитии творческих способностей у детей младшего школьника, а также прогрессивным средством развития ребёнка и его творческих способностей. Каждый вид искусства наделен своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить её творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. Поэтому особое значение для развития творческих способностей представляет взаимодействие разных видов искусства и художественно­эстетической деятельности.
Если художественную школу посещают дети по особому желанию и при наличии талантов и способностей, то охватить всех детей и развить у них творческие способности, это задача общеобразовательных школ. Проблема правильно подобранных кадров преподавания искусства, существование нескольких программ по изобразительному искусству.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие: между необходимостью развития творческих способностей у младших школьников в изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Из вышеизложенного противоречия можно обозначить проблему исследования: как обеспечить развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях на занятиях изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий по изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса заданий по изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, уточнить понятие «развитие творческих способностей», применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Определить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание заданий по изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающие творческие способности (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, В.Н. Дружинин, П. Торренс, Л.С. Выготский, А.И. Савенков, В.Э. Чудновский, педагог Ш.А. Амонашвили), работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Д.Б. Богоявленская, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова, И.Э. Кох, В.В. Давыдов).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста; выявлялись возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса заданий по изобразительной деятельности, направленного на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приёмы развития творческих способностей у детей.
Практическая значимость: полученные материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов при решении задач творческого развития детей младшего школьного возраста и педагогов дополнительного образования в направлении творческого развития детей младшего школьного возраста. Разработанные задания могут быть применены в вариативной части основной образовательной программы.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (75 источников), приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.В. Дубровина, А.Н. Лук, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, Т.Е. Иванова, Е.Н. Бородина и др. сделаем следующие выводы:
1. Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) (А.Н. Леонтьев).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию показателей по А.И. Савенкову:
• оригинальность мышления - способность выдвигать новые, оригинальные и неожиданные идеи, которые отличаются от общепринятых, всем хорошо известных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка (выражается в характере и тематике собственных рисунков и творческих работ).
• гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые решения, проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление для решения какой-либо проблемы.
• продуктивность мышления - способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности.
- разработанность идеи - способность детально, творчески разрабатывать существующие идеи, способность ярко проявляется в детализации и подробности выполненной творческой работы.
2. Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей. Дети этого возраста способны оригинально и нестандартно решать творческие задачи, а отсутствие негативного опыта самовыражения, отсутствие страха проявления своих способностей им в этом помогают. Характерные черты развития мышления в период школьного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, оригинальности и продуктивности мышления. Основной особенностью этого этапа развития считается совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлеченного от конкретной ситуации, что определяет появление сложных языковых форм.
Развитие памяти, внимания ребёнка имеет огромное значение для развития творческих способностей ребёнка. Непосредственно данные качества, по данным психологов, считаются главным для развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов: следует культивировать творческое воображение; в особенной культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
3. Задания по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что занятия по изобразительной деятельности требует творческой активности, стабильной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы, а также присуща ярко выраженная эстетическая направленность, как по форме, так и по содержанию.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности можно сказать, что изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности, умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность помогает воспитывать у детей любовь ко всему лучшему, развивает чувство прекрасного. Чтобы сохранить интерес и мотивацию у ребенка к взаимодействию и созданию новой творческой работы, поделки, педагоги интегрируют творческую деятельность с тематическими упражнениями, направленные на эмоциональный отклик: «Открытка любимой маме», «Пригласительный билет на елку другу»...


1. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785// (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
2. Абрамовских, Н.В. К проблеме духовно-нравственного
воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. - 2016. - №5. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.05.2018).
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова. - Москва : Просвещение, 2015. - 240 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва : Московский государственный университет, 2013. - 367 с.
5. Бабунова, Е.С. Основы этнопедагогики: учебное пособие / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2014. - 60 с.
6. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. - Москва : Новая Москва, 2015. - 240 с.
7. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь / А.А. Беляев. - Москва : Политиздат, 2014. - 447c.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2012. - 320 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: Логика и история // Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Молодая гвардия, 2015. - 290 с.
10. Бородай, А.Д. Художественное образование в современной России: опыт структурного анализа / А.Д. Бородай // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 2.
11. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - Москва : Просвещение, 1986. - 230 с.
12. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1991. - 480 с.
13. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - Москва : Издательство АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
14. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - Москва. - 2011. - 520 с.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - Москва : ИНТОР, 2016. - 544 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ