Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Работа №93601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Развитие творческих способностей детей младшего школьного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Проектная деятельность как средство развития творческих
способностей младших школьников 16
1.3. Методы и приемы организации проектной деятельности младших
школьников 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 31
2.1. Диагностика творческих способностей младших школьников 31
2.2. Комплекс занятий по развитию творческих способностей обучающихся 4 класса средствами проектной деятельности на уроках
«Основы религиозных культур и светской этики» 57
2.3. Диагностика творческих способностей младших школьников по
результатам работы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Актуальность темы исследования. Современный мир подвержен постоянным изменениям, темпы развития общества принуждают человека к постоянному совершенствованию, познанию новшеств, приспособлению к новым жизненным условиям. На рынке труда, в данный момент времени, более востребованы личности, готовые быстро вникать в новую ситуацию иметь творческий подход в решении возникших проблем. Возникает потребность в изучении самой природы творчества, разнообразия его проявлений, путей развития творческих способностей, которые начинаются еще с детства.
Для подготовки будущего специалиста с развитыми творческими способностями, необходимо развивать их уже в младшем школьном возрасте. В этот период развития дети более любознательны, открыты всему новому, способны импровизировать, позитивно относиться к старшим, которые выступают образцом для подражания, полны желания создавать собственные творческие продукты. Развитие творческих способностей младших школьников очень важно и для системы образования в целом. Младший школьник, имеющий развитые навыки самостоятельной творческой деятельности, проявляющий высокие творческие способности, продолжает их развивать и в дальнейшем, в процессе обучения в основной школе. Успех школьного обучения ребенка связан с уровнем развития его творческих способностей, коммуникабельности, тяги к знаниям, явлениям окружающего мира, самостоятельности и других важных факторов.
Актуальность темы обусловлена и подчеркивается также в существующих документах в области образования. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) подчеркивает, что в современном обществе «...важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, также подчеркивается необходимость развития у обучающихся деятельности, направленной на «.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.» [46].
Исследование метода проектов как средства развития творческих способностей младших школьников содержится в научных работах В.В. Давыдова [17], Е.С. Полат [30], А.В. Хуторского [50], М.Б. Романовской [41] и др. Анализ метода проектов как педагогической технологии, которая включает совокупность исследовательских и проблемных методов творческого направления, представлен в научных трудах С.Е. Шишова [52], В.С. Юркевич [54] и др. В современной педагогике достаточно полно раскрыты особенности содержания, структуры, типологии метода проектов, этапы его применения в учебном процессе начальной школы. Проектная деятельность младших школьников признана мощнейшим рычагом развития творческих способностей. Особенности проектного обучения позволяют учителю начальных классов использовать метод проектов как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Всё вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предметом исследования выступает проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить теоретические основы и разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей обучающихся 4 класса средствами проектной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему.
2. Описать особенности проектной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников.
3. Охарактеризовать методы и приемы организации проектной деятельности младших школьников.
4. Провести диагностику творческих способностей младших школьников.
5. Спроектировать комплекс занятий по развитию творческих способностей обучающихся 4 класса средствами проектной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»..
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской психологической и педагогической мысли о развитии творческих способностей личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой,
A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли учебной деятельности в развитии творческой активности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев,
B. А. Сластенин, и др.).
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебников начального общего образования;
- частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности.
Новизна исследования:
• выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности;
• разработаны и спроектированы методические занятия по развитию творческих способностей учащихся в проектной деятельности.
Практической значимостью исследования являются разработанные программа и методические рекомендации для учителей школы, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.
База исследования: г. Екатеринбург, МБОУ СОШ №81, 4 класс.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема воспитания всесторонне развитого, творческого человека, одним из центральных направлений работы является развитие творческих способностей. Младший школьный возраст является восприимчивым для развития творческих способностей личности.
Теоретический анализ литературы подтвердил значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1) Предпосылками развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в проектной деятельности выступают такие положения:
• современная эпоха диктует необходимость поиска новых форм обучения, которые бы позволили усваивать большой объем сложной информации без психических срывов и без вреда для здоровья;
• наблюдается большая разница между традиционной и инновационной школой в стиле педагогического общения, характере обучения, постановке задач обучения, принципах обучения, идеях, связанных с повышением творческого потенциала учащихся, анализе и самооценке деятельности учителя и учащихся;
• одна из основных задач современной дидактики состоит в самостоятельном получении знаний, что предполагает согласование технологий обучения с требованиями жизни.
Использование проектных методов обучения в рамках эвристической модели обучения нацелено на развитие творческих способностей обучающихся. Действенными приёмами проектного обучения,
развивающими творческие способности детей младшего школьного возраста, являются такие инновации, как «эвристическое погружение в предмет», «размышления по проблеме», «банк идей и разработка креативного проекта», «мастерские», «модель бинарных оппозиций» и др.
Современная школа не может руководствоваться лишь репродуктивной (практической) технологией обучения. Приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, она призвана воспитывать личность с высокими творческими способностями, что требует от учителя творческого подхода к педагогическому труду и использования проектных методов обучения.
Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности является целенаправленным процессом, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности реализуется как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. В зависимости от цели урока и его содержания учитель применяет разнообразные методы и методические приемы обучения.
Констатирующая диагностика уровня развития творческих способностей у младших школьников показала, что большинство обучающихся при выполнении тестовых заданий не смогли использовать собственных элементов, все делали строго по заданию, боясь проявить творческую инициативу. Большинство обучающихся имеют
стандартизированное мышление, пытаются подсмотреть и списать у одноклассников результаты тестирования, что говорит о низком уровне развития творческой инициативности и творческих способностей в общем. Результаты диагностики доказывают необходимость проведения педагогической работы по развитию творческих способностей у школьников.
Нами был разработан и апробирован комплекс занятий по развитию творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ в 4 классе. В комплексе занятий представлены информационно-творческие; исследовательские; творческие (межпредметные); практико-ориентированные и игровые проекты. Всего разработано и апробировано 10 проектных занятий.
Результаты контрольной диагностики показали рост показателей развития всех компонентов творческих способностей детей, что позволило нам сделать вывод о положительном влиянии проведенного комплекса занятий на развитие творческих способностей младших школьников. Таким образом, проведенная работа способствовала развитию творческих способностей обучающихся и разработанный комплекс может быть использован в деятельности учителя младших классов.
Необходимо также отметить, что применение метода проектов в работе педагога начальных классов, по нашему мнению, повышает эффективность обучения в целом: способствует формированию у школьников умений
работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы, выдвигать идеи, находить креативные варианты решения проблемы, предвидеть возможные последствия решений, обосновывать собственное мнение, находить компромисс; прогнозировать результаты своей деятельности. Творческое сотрудничество педагога и обучающихся во время проектной деятельности обеспечивает творческую самореализацию как педагога, так и обучающихся, удовлетворяет их потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; способствует достижению высоких творческих результатов в процессе обучения.
В ходе этой работы обнаружилась новая проблема. Проведя анализ психологической и педагогической литературы посвященной вопросу развития творческих способностей, мы пришли выводу, что до сих пор не существует единого подхода к оценке творческих способностей. Несмотря на то, что существует множество подходов к их определению, исследователи единогласно придерживаются мнения, что творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) выступают обязательными компонентами творческих способностей. Критерием творческий способностей является процесс создания нового продукта, а также реализация человеком 90
собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создавать какой-либо продукт творческой деятельности и др. Почти во всех подходах к проблеме формирования творческих способностей, выделяется отличительная черта - креативность деятельности, которая главным образом предопределяет способность личности выйти за рамки стандартной ситуации и поставить собственную цель решения проблемы.


1. Агаркова, Н. Г. Основная образовательная программа начального
общего образования «Школа России» [Текст] / Н. Г. Агаркова. - М. : Академкнига, 2015. - 224 с.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика
преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля [Текст] / . - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире [Текст] / Т. А. Алавидзе. - М. : Издательство АСТ, 2002. - 277 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2005. - 238 с.
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2008. - 318 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
• М. : Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
6. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Асмолов. — М.: МГУ, 2013. - 367 с.
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
9. Бабунова, Е.С. Основы этнопедагогики текст.: учеб.пособие [Текст] / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 60 с.
10. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь-справочник [Текст] / А.А. Беляев.
• М.: Политиздат, 2014 - 447 с.
11. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1973. - 270 с.
12. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М. : Питер, 2008. - 750 с.
13. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
14. Богоявленская, Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: Логика и история [Текст] / Д.Б. Богоявленская //Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 136 с.
15. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки [Текст] / Л.С. Выготский. — 3-е изд. М.: Инфра-М, 2011. - 520 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ