Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию

Работа №93596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОММЕНТИРОВАННОМУ 8 РИСОВАНИЮ
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 18
1.3. Возможности комментированного рисования в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.... 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика исходного уровня развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста... 32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста посредством комментированного рисования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 96

В современном мире, где ведущую роль играет научно-технический прогресс, важнейшими человеческими качествами становятся гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению задач. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» [12] направлен на поддержку формирования творческих способностей у детей, а также их выявление и дальнейшее развитие. Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [38] становится сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Соответственно, в системе образования акцент переносится на воспитание подлинно свободной творческой личности, которая способна самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать.
Творческими способностями являются индивидуальные особенности, человеческие качества, определяющие успех выполнения им разнообразной творческой деятельности. Оптимальным периодом для начала развития творческих способностей является дошкольный возраст. Для детей старшего дошкольного возраста характерны большие психические и физические возможности: совершенствуются умственные способности, деятельность характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью, любознательностью. Мышление старших дошкольников, в отличии от взрослых, наиболее свободно от различных стереотипов.
Детское изобразительное творчество - это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Длительное время в дошкольном образовании обучение изображению подразумевалось, как приобретение детьми умения передать объективные свойства определенного предмета. Такое обучение не всегда положительно 3
влияло на развитие творческих способностей. Настоящие художественно­творческие способности детей проявляются при условии, предоставления свободы применения знаний и умений, поощрении проявлений инициативы, выдумки, фантазии.
Творчество для ребенка - это процесс, а не результат. В ходе этого процесса он обогащает свой субъектный образовательный опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. ФГОС ДО [38] подчеркивает, что важнейшим условием развития творческой активности и самостоятельности является возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, а также поддержка инициативы и самостоятельности детей. Все выше перечисленное можно наблюдать при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности и комментированного рисования. Это увлекательное рисование необычными способами, материалами и инструментами с последовательными комментариями, которое дает возможность детям успешно развивать воображение, образное и творческое мышление. Изобразительная деятельность с использованием приема комментированного рисования также способствует самовыражению ребенка, а также безопасному выходу эмоционального напряжения, что, в свою очередь, помогает укреплению психологического здоровья и благополучия ребенка. Прием комментированного рисования активизирует развитие зрительного восприятия, оптимизируют взаимодействие рук и глаза, формируют точность движения рук.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства детских дошкольных учреждений на занятиях по изобразительной деятельности не проводится систематическая работа по развитию творческих способностей дошкольников посредством приема комментированного рисования. Таким
образом, было выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Соответственно, мы выделяем проблему исследования, как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по комментированному рисованию.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по комментированному рисованию детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие их творческих способностей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлось: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по комментированному рисованию, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Творческие способности, по определению М.Ю. Олешкова, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В рамках нашего исследования мы ограничимся двумя творческими способностями - творческое мышление и творческое воображение. По мнению В.А. Бачинина, это продуктивная способность, позволяющая личности создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух видов - являющиеся вольными аналогами существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности.
Творческое мышление, по определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, представляет собой один из видов мышления, для которого характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в процессе познавательной деятельности по его созданию.
Развитие творческих способностей применительно к детям старшего дошкольного возраста, считаем процесс совершенствования индивидуальных продуктивных способностей ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода - создавать субъективно новый продукт в процессе творческого мышления, синтезировать новые идеи, благодаря творческому воображению (рабочее определение на основе А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). К показателям творческих способностей на основе работ П. Торренса, О.М. Дьяченко, В. Синельникова, В. Кудрявцева можно отнести развитость творческого мышления и творческого воображения.
Анализ научных взглядов таких авторов как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, М. Кольцова, Н.М. Рыбников, Н.П. Саккулина и др., доказывает необходимость для детей дошкольного возраста занятий изобразительным творчеством с целью развития творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий, в результате чего деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.
Изобразительное творчество, по определению С.В. Погодиной - это сознательный процесс корреляции внешних впечатлений, существующих традиций в области изобразительного искусства, личностного опыта и художественно-изобразительной интуиции. Одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности является создание условий, способствующих их формированию, которые сформулированы в работах С.Е. Игнатьева, А.Н. Лук, Н.П. Сакулиной и др. Эффективным методом является метод комментированного рисования, который представляет собой моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.
В опытно-поисковом этапе исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы МАДОУ пос. Рефтинский в возрасте от 5 до 6 лет. В ходе опытно-поисковой деятельности изучались следующие показатели творческих способностей: творческое воображение и творческое мышление. Для их изучения мы использовали творческие задания и критерии их оценки из методик В. Синельникова и В. Кудрявцева, О. Дьяченко и Э. Торренса. Высокий уровень развития творческих способностей 60
продемонстрировали 15% воспитанников, средний уровень у 55%, низкий уровень у 30 % воспитанников. Следовательно, общий уровень развития творческих старших дошкольников является недостаточным, и старшие дошкольники нуждаются в целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие творческих способностей с учетом выделенных показателей. В настоящее время в нашей стране успешно реализуются несколько образовательных программ, активно способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, такие как «Детство», «Развитие», «Истоки». Также успешно работают многочисленные парциальные и авторские программы, например, программа С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства», «ТРИЗ для дошкольников», программа С.В. Погодиной «Шаг в искусство». Анализ вышеуказанных программ показал, что в них недостаточно представлены приемы развития творческих способностей в художественной деятельности посредством использования метода комментированного рисования. На основании рассмотренных программ, нами был разработан комплекс занятий по комментированному рисованию «Обыкновенное чудо», в котором мы учли показатели творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель комплекса занятий: развитие творческих способностей детей посредством комментированного рисования. В структуре занятия можно выделить следующие взаимосвязанные этапы: процесс формирования замысла, включающий игры, слушание, рассматривание, обсуждение; знакомство и освоение новой техники, подразумевающие показ, пробные работы по освоению новой техники; воплощение замысла - непосредственная самостоятельная творческая работа; осмотр, презентация и обсуждение творческих работ, рефлексия занятия, все это обогащалось разнообразными приемами комментированного рисования.
На занятиях предлагается использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игры на развитие творческих способностей, 61
презентация продуктов творческой деятельности; метод проектов. В качестве ведущей технологии необходимо применять неклассические художественные техники - печать от руки, граттаж, монотипия, тампонирование и др. Ознакомление в увлекательной форме с особенностями нетрадиционных художественных техник и предоставление возможности непосредственного участия в создании с их помощью неповторимых творческих шедевров позволяет заложить в ребенке образные художественные представления, воспитывать эстетический вкус, творческое начало и творческие способности.
Дети постепенно начинают понимать и ценить искусство, испытывать потребность в нем, так как именно искусство является необходимым для самопознания и творческого самовыражения. Целенаправленная педагогическая работа по предложенному комплексу занятий по комментированному рисованию будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, так как составлена с учетом их возрастных психофизиологических особенностей; направлена на совершенствование основных показателей творческих способностей - творческого мышления и воображения; содержит методы, приемы и техники, способствующие формированию у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Таким образом, можем считать поставленную цель достигнутой.


1. Акуненок, Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования/Дошкольное образование. - 2010. - № 5. - С.23-24
2. Амиргазин, К. Ж. Инновационные процессы в художественном образовании [Электронный ресурс] /К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 220-222. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17873442 (дата обращения: 23.11.2018)
3. Антология педагогической мысли России XIX в. (до реформы 60­х гг.) / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.
4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедева. - М.: Педагогика, 1990. - 603 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 345с.
6. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2012. - 147с.
7. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белыйветер, 2016. - 146 с.
8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. /Г.Н. Давыдова. - М.: Издательство Скрипторий, 2017. - 88 с.
9. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. - С. 27-33.
10. Дубровская, Н.В. Конспекты занятия по художественно­творческой деятельности: блок занятий на третью неделю нояб. в подготов. к шк. группе / Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 24-26.
11. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника.
Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Электронный ресурс]. - URL: http: //iknigi.net/avtor-olga-dyachenko/(дата обращения:
23.11.2018) .
12. Евтушенко, С. Дорожки к познанию красоты / С. Евтушенко, Е. Быкова, О. Первова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 13-16.
13. Жукова, О.Г. Коллаж с использованием кружева: творч. работа для совмест. деятельности взрослого и ребенка (6 - 7 лет / О. Г. Жукова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 32-39.
14. Жукова, О. Рисуем нитками / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - С. 68-73.
15. Закон «Об образовании» Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-11/statya-77. (дата обращения: 10.10.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ