Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Работа №93594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие творческих способностей у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Урок изобразительного искусства как условие развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 33
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 7

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [49]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно­нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество определяется, как базовая национальная ценность. Реформирование образования нашло свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 48 указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности.
На данный момент до конца не изучен «феномен детского творчества» и вопросы, связанные с творческими возможностями ребёнка младшего школьного возраста остаются открытыми. Вместе с тем, недооценен потенциал такого вида изобразительной деятельности как изобразительное искусство.
Младший школьный возраст - время становления интенсивного развития творческого воображения у детей. Дети фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с детьми в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру младшего школьника.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач развития воображения детей, так как по своему характеру является художественной деятельностью, формирует у детей чувство красоты и гармонии. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие
возможности для познания прекрасного и развития воображения. Также воображение, проявляющееся в рисовании, выступает одним из целевых ориентиров образования по федеральному государственному образовательному стандарту школьного образования.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в образовательных организациях на уроках изобразительного искусства.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс уроков изобразительного искусства, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса уроков изобразительного искусства, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей, на основании этого уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Определить особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс уроков по изобразительному искусству направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
• работы авторов, изучающих творческие способности и (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.Н. Лук, Н.В. Кондратьева, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, В.И. Ефремов, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская и др.);
• работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Р.Г. Казакова и др.);
• изобразительное искусство как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста представлено в работах авторов (В.А. Ватагин, Л.В. Ровнейко, З.И. Помаскина, Д.Н. Колдина, О.А. Винс, М.Н. Черникова, Л.В. Куцакова, Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб, А.А. Грибовская, М.Б. Халезова-Зацепина, Т.Е. Иванова и др.),
• вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по изобразительному искусству широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов (Е.Н. Бородина, Д.Н. Колдина, Т.С. Комарова, Э.Г. Чурилова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста; выявлялись возможности уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание уроков изобразительного искусства направленного на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день особую актуальность в педагогике представляет формирование творческой личности, а следовательно одним из необходимых условий обучения является развитие творческих способностей детей. Нами был всесторонне изучен теоретический материал по представленной теме таких авторов как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, и др., а также проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «творческие способности». Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимым для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.) стремление к достижению цели, получению конкретных результатов своей деятельности (А.Н. Леонтьев).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста были выделены следующие показатели по Н.В. Кондратьевой: творческое мышление, творческое воображение и способность воплотить идею в творческий продукт. Выделенные показатели послужили надежным ориентиром для проведения исследования по развитию творческих способностей у младших школьников.
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее значимым этапом периода детства, а также является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте закладывается фундамент для развития способностей. Особенности процесса познания, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям (творческое мышление). Особенности видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят остальные и не похожее ни на что другое (творческое воображения). Возможность воплощать идею, определяющую внутренний мир самого ребёнка и его эстетическое отношение к миру (способность воплотить идею в творческий продукт) - все это необходимо учитывать при развитии творческих способностей и подборе тематики занятий.
3. Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей развиваются такие способностей как: способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений; способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления; умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта.
4. В ходе исследования был разработан и проведен комплекс уроков по изобразительной деятельности. Уроки, проводились на основе учебников Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. под редакцией Б.М. Неменского «Искусство вокруг нас» 3 класс, программа «Школа России» и Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А Величкина 3 класс, программа «Перспектива». В содержание комплекса уроков по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в процессе исследования и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.


1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Арапова. - СПб : КАРО, 2004. - 305 с.
2. Бабищева, П. А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / П. А. Бабищева, Н. Р. Некалов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416 с.
3. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией / З. А. Богатеева. - Москва : Просвещение, 1988. - 223 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - 402 с. : ил.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак: Олам - Пресс, 2004. - 672 с.
6. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С.5.
7. Ветлугина, Н. А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Н. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1972. С. 37-50
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 248 с.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 205 с.
10. Гусакова, М. А. Аппликация: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. А. Гусакова. - Москва : Просвещение, 2000. - 198 с.
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : Юрайт, 1996. - 198 с.
12. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики: учеб. пособие / С. Д. Давыдова ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2003. - 305 с.
13. Динерштейн, И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте / И. В. Динерштейн. - Москва : Академия, 2002. - 130 с.
14. Дружинина, В. Н. Психология / В. Н. Дружинина. - СПб : Спектр, 2002. - 300 с.
15. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. - Москва : Просвещение, 1986. - 315 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ