ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности психолого-педагогического развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 37
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами современных техник рисования 37
2.2. Организация работы по развитию творческих способностей средствами
современных техник рисования детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
В условиях внедрения ФГОС ДО анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника. Творческое осмысление и развитие всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социальнонравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем как он владеет средствами изображения. Творческая личность - одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество - это явление уникальное. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством. В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать современные техники на занятиях рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор современных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства современных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью современных методик.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. утверждают, что «современные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов» [12, с.56]. В условиях внедрения ФГОС ДО анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно - творческие способности дошкольника. Исходя из вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи работы.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством современных техник рисования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством современных техник рисования.
Задачи исследования:
• На основании анализа литературы раскрыть основные понятия исследования.
• Выявить особенности психолого-педагогического развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Раскрыть возможности современных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Провести диагностику исследования по определению исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
• Реализовать организацию работы по развитию творческих способностей средствами современных техник рисования детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что наряду с глубокими теоретическими исследованиями по данной проблеме, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию творческих способностей посредством ознакомления с произведениями искусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей.
• эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования современных техник рисования как средства развития творческих способностей.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке содержания серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей (посредством современных техник рисования) детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ №5 города Североуральска п. Черемухово, в котором приняли участие 13 воспитанников в возрасте до семи лет.
Данная работа по своей структуре состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе написания данной работы, были сделаны выводы, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение. Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Современные, современные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием современных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное.
Среди современных техник - рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Современные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 4-х летнего возраста. Однако большее количество таких техник лучше начать с 5 лет.
Анализируя возможности использования современных техник для развития творческих способностей дошкольников в условиях конкретного ДОУ, мы отмечаем, что в целом содержание образования и условия его реализации соответствует ФГОС ДО. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Вместе с тем, мы отмечаем, что в используемой в ДОУ образовательной программе «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой) больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования.
Наблюдение и общение с детьми даёт нам представление о том, что мышление, творчество, воображение, а также использование не стандартны методов рисования у ребёнка находятся на достаточно высоком уровне развития. При рисовании ребята вкладывают свои чувства и эмоции в создание рисунка, но не в полной мере. В ходе опытно-поисковой работы совместно с психологом была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте. При анализе полученных данных я сделала следующие выводы: дети дошкольного возраста с удовольствием включаются в творческую работу, без специальной педагогической работы творческое воображение развивается в основном на низком и среднем уровне. Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа (представленная во второй главе). Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через современные техники рисования. Особенностью программы является то, что при ее реализации используются современные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для рисования.
После завершения программы совместно с психологом был проведен повторный анализ творческих умений дошкольников. Результаты показали, что за первый год работы по программе в большей степени изменились показатели развития реализма воображения, в меньшей степени изменились показатели развития экспериментирования. Однако по всем показателям развития универсальных творческих способностей у детей старшей группы проявилась положительная динамика. Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Участие в выставках ДСУ демонстрируют ту же положительную динамику.
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 272с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - Москва: Педагогика, 1973. 117 с.
4. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как
проблема педагогической психологии [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey- kakproblema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 03.12.2019).
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок: монография / Н.А. Ветлугина. - Москва, 1972. 288 с.
6. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. Москва, 1978. 208с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С. Выготский.- МОСКВА: Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать./ С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, Н.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.- Ярославль: Академия и Ко, 2000. - 95с.
9. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству./ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова.- МОСКВА: Сфера, 1999. - 80с.
10. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - № 5.
11. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов./ Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская.- Санкт-Петербург: ОМ8, 1994.- 192с.
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: «Академия», 1999. 344с.
13. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования : необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование /В.В. Рубцов, А. Марголис, В.А. Гуружапов. - 2000. - №2, 2000. - С.5-18.
14. Давыдова Г.Н. Современные техники рисования в детском саду / Часть 1. - Москва: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с.
15. Давыдова Г.Н. Современные техники рисования в детском саду / Часть 2.- Москва: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с...