ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУ ВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Анализ развития нравственных чувств у детей как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития нравственных чувств у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития нравственных
чувств у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВ ЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 30
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости нравственных
чувств у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Организационно-педагогические условия по развитию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В настоящее время проблема нравственного воспитания дошкольника привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, психологии, педагогики и других наук. Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастно й ступени детства, имеют непреходящее, абсолютное значение для всесторон него развития, вносят свой неповторимый вклад в формирование человеческо й личности. Значимость развития нравственности у детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ст.12 «Об образовании», где одним из приоритетных направлений определено создание условий нравственных чувств у детей.
В старшем дошкольном возрасте именно чувства, которые испытывает ребенок, превалируют над волевыми процессами, влияют на формирование социально значимых качеств личности. При воспитании чувств важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных ситуаций, но и не бояться отрицательных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач и без ошибок. К вопросам развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста обращались А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Л.П. Стрелкова, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнас, Я. Рейковский и др.
Большой потенциал в развитии нравственных чувств дошкольников содержит театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Однако театрализованная деятельность как средство развития нравственных чувств старших дошкольников зачастую недооценивается педагогами, не в полной мере разработано содержание непосредственно образовательной 3
деятельности в ДОУ направленной на развитие нравственных чувств в процессе театрализованной деятельности.
«Театрализованная деятельность - это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики» И.В. Артемьева [2]. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, воспитывают в детях такие качества, как доброта, смелость, дружба, и т.д. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Театрализованная деятельность помогает раскрывать творческий потенциал ребенка. Посредством театрализованной деятельности дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу, свое видение на те или иные жизненные ситуации.
В рамках нашего исследования, мы ограничимся изучением пяти нравственных чувств человека: чувство любви к родным и близким, радость, доброта, уважение к старшим, гордости за победы и достижения соотечественников.
Таким образом, на основании проблемы исследования было выявлено противоречие между: необходимостью развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какие нужны организационно-педагогические условия для развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организаци онно-педагогические условия развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Объект исследования: процесс развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, направленный на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса организационно-педагогических условий развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития нравственных чувств у детей, на основании этого уточнить понятие «развитие нравственных чувств» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности театрализованной деятельности в развитии нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Выявить и описать комплекс организационно-педагогических условий развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности...
На основании изученной литературы таких авторов как А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Л.П. Стрелкова, Л.С. Выготский, и Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнас, Я. Рейковский и др. сделаем следующие выводы:
1. Нравственные чувства - это форма переживания ребенка в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям и нормам. (Рабочее определение автор Р.С. Буре).
Говоря о результатах процесса развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Н.В. Колдунова, дополняя и адаптируя в зависимости от темы исследования:
• когнитивный - полнота и объем представлений и понятий о нравственных чувств (чувство любви к родным и близким, радость, доброта, уважение к старшим, гордости за победы и достижения соотечественников);
• эмоционально-ценностный - убеждение в необходимости воспитания в себе нравственного чувства по отношению к людям, животным; способность к эмоциональному переживанию нравственных чувств чувство любви к родным и близким, радость, доброта, уважение к старшим, гордости за победы и достижения соотечественников в отношении окружающей действительности и человеческих отношений;
• поведенческий - способность к проявлению нравственных чувств чувство любви к родным и близким, радость, доброта, уважение к старшим, гордости за победы и достижения соотечественников в отношении окружающей действительности и человеческих отношений; способность давать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта проявления нравственных чувств.
2. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственн ым этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Активное нравственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительно го планирования действий, организованности.
3. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
• по когнитивному критерию - методика Г. М. Фригман, «Беседа»; методика И. А. Каплунович «Что такое хорошо и что такое плохо?»
• по эмоционально-ценностному критерию - методика Н.Е. Богуславской «Мое отношение к людям»; Методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»;
• по поведенческому критерию - Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина методика;
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие творческих способностей у 8 детей, на среднем уровне у 4 детей, на низком уровне у 10 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 37 %; средний уровень - 18 %; низкий уровень - 45 %.
5. Разработан комплекс условий «Мир чувств », направленный на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Комплекс условий «Мир чувств» разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития нравственных чувств, определенных в первой главе исследования. Тематика комплекса условий занятий по театрализованной деятельности была выбрана не случайно.
На занятиях по театрализованной деятельности дети знакомятся с нравственными чувствами человека, видят нравственные чувства в живописи русских художников, используются игровые упражнения, проигрывают отрывки из сказок направляя акцент на нравственное чувство. Процесс развития нравственных чувств можно выстраивать
при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, изображений вылепленных изделий и т.д.; словесные - беседа, чтение и т.д.; проблемно-мотивационный (включение проблемной ситуации и т.д.); игровые (игровые упражнения). Процесс развития нравственных чувств можно выстраивать при помощи следующих методов:
• Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
• Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
При организации процесса развития нравственных чувств на занятиях по театрализованной деятельности можно учитывать ряд принципов, предложенных Е.А. Антипиной:
• Принцип создания развивающей среды - создание в дошкольном образовательном учреждении и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
• Принцип психологической комфортности - создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
• Принцип активности и свободы самовыражения - создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
• Принцип наглядности - имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно - образный характер.
• Принцип индивидуального подхода к детям - педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
• Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком.
1. Антипина, А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» - Москва: Творческий центр, 2003. - 128 с.
2. Акулова, О. И. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
3. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : пособие для воспитателей детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф.Островская. - Москва : Просвещение, 1985. - 143
с.
4. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П. П. Буцинская. - Москва. : Просвещение, 1990. - 175 с.
5. Берлова, А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - Москва, 2008.
• 165с.
6. Ботнарь, В. Д.Суслова Э. К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.
7. Виноградова, Н. Ф. Нравственное воспитание дошкольников / Н.Ф.Вин оградова, Т. А. Куликова. - Москва: Просвещение, 1972. - 240 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6
т. Москва: 1984. Т. 4, ч. 2. - 432 с.
9. Гербова, В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада : пособие для воспитателя детского сада /, Р. А. Иванкова, Р.Г. Казакова.
• Москва: Просвещение, 1984. - 288 с.
10. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. - Москва: изд-во Владос-Пресс, 2003. - 176 с.
11. Гришин, В. Г. Серсо в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Гришин. - Москва: Просвещение, 1985. - 64 с.
12. Гумницкий, Г.Н. Нравственное воспитание / Г. Н. Гумницкий // Знание. - 1983. - № 6. - С.15-22.
13. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. институтов, часть 2 / под ред.В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 1998. - 270 с.
14. Доронова, Т.Н. « Играем в театр». - Москва: « Просвещение»-2005г.
15. Жукова, Р.А. « Театрализованная деятельность»( занимательные материалы подготовительная группа) - Волгоград: ИТД « Корифей»- 2010г. - С. 37-42...