ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие художественно-творческих способностей детей как
педагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей
детей младшего школьного возраста 15
1.3. Методические основы развития художественно-творческих
способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной 25 деятельности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1. Диагностическое исследование уровня развития художественно
творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 40
2.2. Содержание работы по развитию художественно-творческих
способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
В обществе все больше возрастает значимость творческой личности. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность, побуждение к творчеству с другой стороны, нельзя без специальных усилий системы образования, общества. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу современного процесса образования, является «извечной» педагогической проблемой, не теряющей своей актуальности с течением времени, требующей пристального внимания и дальнейшего изучения со стороны педагогического сообщества.
Реформирование российской системы образования, осуществляемое на сегодняшний день на основе ФГОС НОО, предполагает создание условий, «обеспечивающих эстетическое воспитание и развитие творческих способностей обучающихся» [59]. Личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. Значимость развития творческого потенциала отмечается и в Федеральном Законе «Об образовании» (Ст.34 п.22). В данном документе подчеркивается, что обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, а «учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2).
Ребенок по своей природе - исследователь. Творческая, художественная поисковая активность ребенка является естественным состоянием. У младшего школьника возникают важнейшие новообразования (произвольность воображения, внутренний план действий и рефлексия),
происходит преобразование всех психических процессов, что тесно связано с возможностью успешного развития художественно-творческих способностей.
Поэтому сегодня, как в педагогической науке, так и в педагогической практике происходит активный поиск новых форм, способов и приемов развития художественно-творческих способностей. Широкое
распространение получают нетрадиционные проблемные методы обучения, коллективные творческие проекты внеурочной деятельности, методы и средства музейной педагогики, способствующие развитию художественнотворческих способностей обучающихся начальной ступени образования.
Большой вклад в разработку проблем развития творческих способностей внесли психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, В.А. Ковалёв, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.А. Матюшкин, В.И. Панов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.
На сегодняшний день одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей в системе внеурочной деятельности можно считать художественно-эстетическое направление. Искусство играет огромную роль в формировании способностей растущей личности. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную гармонически развитую творческую личность. Это становится более реальным при использовании совокупности возможностей разнообразных видов искусств, а для этого необходимо приобщить ребенка к разным видам искусства на основе полихудожественного подхода.
Однако на практике зачастую наблюдается развитие художественнотворческих способностей на основе одного вида художественной деятельности, преобладание принципа дифференциации в художественноэстетическом воспитании ребенка (отчасти это объясняется наличием конкретной специализации у педагогов, желанием развить у ребенка творческие способности в одном виде художественной деятельности, игнорирование полихудожественности как характерной черты младшего школьного возраста).
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе интеграции искусств во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности...
Одним из главных условий совершенствования современного прогрессивного общества является развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию. В наши дни проблема развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста - одна из важнейших задач, стоящих перед современной начальной школой. На наш взгляд, к одному из условий развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста можно отнести внеурочной деятельности (в частности художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности), предоставляющей детям широкий спектр возможностей для самовыражения в искусстве.
Опираясь на теорию художественного развития А.А. Мелик-Пашаева и
З.Н. Новлянской, в данной работе художественно-творческие способности рассматриваются как психологические особенности личности, позволяющие ей качественно и легко овладевать способами освоения и созидания художественных образов в одном или нескольких видах искусства. Развитие художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста представляет собой целенаправленный, регулярный процесс влияния на личность младшего школьника с целью формирования у него способности замечать красоту окружающего мира и произведений искусства и воплощать свои представления в художественной деятельности на материале разных видов искусства.
На основе определения понятия «художественно-творческие способности» и выделенных структурных компонентов, нами были определены показатели и разработаны уровни развитости художественнотворческих способностей у младших школьников. Таким образом, к основным показателям развитости художественно-творческих способностей были отнесены:
- эстетическое отношение на произведения искусства;
• творческое воображение;
• практические умения и навыки при создании художественного образа.
Для выявления уровня развитости художественно-творческих способностей младших школьников в процессе практического исследования были использованы следующие методики:
1. «Беседа о произведении» (по методике А.А. Мелик-Пашаева).
2. «Немного пофантазируем» (методика Р.С. Немова).
3. «Создаем художественный образ» (по методике Л.В. Ясинских).
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников: низкий уровень развития
художественно-творческих способностей имеют 6 детей (30%), средний уровень имеют 9 школьников (45%), высокий уровень имеют 5 детей (25%). Полученные результаты показали о необходимости разработки содержания педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в современном образовании рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, как инновационная педагогическая технология. Внеурочная деятельность является одной из тех видов, который способен увлечь детей по интересам, предоставляет им возможность для самореализации в творчестве, является альтернативой применения тем знаниям, которые недостаточно полно задействованы в учебно-образовательном процессе. Процесс взаимодействия педагога с детьми в рамках внеурочной деятельности делает возможным сопоставление мыслей, предположений, чувств и является основой для самопознания, самореализации и самоутверждения.
Нами был разработан комплекс занятий, по развитию художественнотворческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Содержание деятельности включало в себя три этапа: - художественно-эстетический, эмоционально-творческий, преобразующий с целью развития выделенных показателей художественно-творческих способностей.
Исходя из выделенных этапов развития художественно-творческих способностей младших школьников, было определено содержание занятий по внеурочной деятельности:
• развитие (актуализация, обогащение) художественно-эстетического опыта ребенка яркими, живыми впечатлениями, развитие у него способности воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего, родственного человеку содержания и благодаря этому переживать свое непосредственное единство с окружающим миром;
• создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и поиск оригинальных средств, вариантов (экспериментирование с материалом) для выражения чувственный ощущений;
• развитие у детей способности перевода собственных чувственных впечатлений в соответствующий образ и форму, в которых оно (впечатление) получает объективное существование, становится видимым, слышимым для других.
В соответствии с содержанием каждого этапа были определены методы. На художественно-эстетическом этапе с целью развития эстетического отношения на произведения искусства использовались такие методы как: беседа; метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан); метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова); метод эмоционального сопереживания (А.А. Мелик- Пашаев, Н.А. Ветлугина); метод контрастного сопоставления (О.П. Радынова); уподобления художественному образу (О.П. Радынова); метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова).
На эмоционально-творческом этапе с целью развития показателя «творческое воображение» использовались такие методы как: метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр); метод созданий композиций (Л.В. Горюнова); метод сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева); метод перекодирования (Е.Д. Критская); метод осознания личностного смысла произведений (А.А. Пиличяускас).
Для развития такого показателя как практические умения и навыки в области разных видов искусств использовались такие методы как: метод установления взаимосвязи художественного и технического
(Е.В. Николаева); метод практических упражнений; метод размышления.
Мы выдвигаем предположение о том, что разработанный комплекс занятий по развитию художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным.