Методика развития коммуникативных умений при подготовке младших школьников к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у обучающихся начальной школы в дистанционном формате 6
1.1 Психолого - педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста 6
1.2. Коммуникативные умения как элемент формирования личности 12
1.3. Направление, структура, виды Кембриджских экзаменов для младших
школьников 21
1.4. Платформы Skype и Zoom в дистанцонном обучении иностранным
языкам 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2.Методика разработки дистанционного курса для развития коммуникативных умений в рамках подготовки младших школьников к
Кэмбриджским экзаменам 37
2.1. Средства диагностики сформированности коммуникативных умений 37
2.2. Дистанционной курс подготовки младших школьников к
Кембриджским экзаменам 43
2.3. Апробация методики развития коммуникативных умений в рамках
подготовки к Кембриджским экзаменам 51
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у обучающихся начальной школы в дистанционном формате 6
1.1 Психолого - педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста 6
1.2. Коммуникативные умения как элемент формирования личности 12
1.3. Направление, структура, виды Кембриджских экзаменов для младших
школьников 21
1.4. Платформы Skype и Zoom в дистанцонном обучении иностранным
языкам 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2.Методика разработки дистанционного курса для развития коммуникативных умений в рамках подготовки младших школьников к
Кэмбриджским экзаменам 37
2.1. Средства диагностики сформированности коммуникативных умений 37
2.2. Дистанционной курс подготовки младших школьников к
Кембриджским экзаменам 43
2.3. Апробация методики развития коммуникативных умений в рамках
подготовки к Кембриджским экзаменам 51
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованной литературы
Актуальность исследования:
В современном мире к результатам обучения выдвигаются все новые требования как со стороны общества, так и со стороны государства. Целью образования в стандартах первого поколениясчиталась непосредственно передача знаний педагогаобучающимся, а итогом, показывающим результаты обучения, обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков (ЗУН).
В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Изменилась и цель обучения. Сегодня школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и способныхсамостоятельнодобывать и применять их. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) начального образования одной из важнейших функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий [ФГОС 2010].Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и
самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!
И на взгляд автора, в решении этой задачи главное место, занимает формирование коммуникативныхумений.
Объект исследования — процесс подготовки младших школьников к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате.
Предметом исследования являются коммуникативные умения обучающихся начальной школы в процессе подготовки к Кембриджским экзаменамв дистанционном формате.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации методики развития коммуникативных умений обучающихся начальной школы при подготовке к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате.
Задачи исследования:
1. Проанализировать аспект формирования коммуникативных умений в нормативной документации.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности структуры Кембриджского экзамена.
4. Проанализировать особенности платформ дистанционного
обучения (Skype, Zoom).
5. Разработать и апробировать методику развития коммуникативных умениймладших школьников в процессе подготовки к Кембриджским экзаменамв условияхдистанционного обучения.
Гипотеза исследования:можно предположить, что специальным образом разработанная методика (комплекс упражнений) подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате способствует эффективному процессу развития коммуникативных умений у младших школьников.
Методологическая основа: труды отечественных и зарубежных авторовпо проблемам развития концепции коммуникативных умений А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова.
Методы исследования:изучение психолого-педагогической и методологической литературы; синтез; тестирование качества сформированности основных коммуникативных умений; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных результатов: сравнение первичных статистических показателей и вторичных показателей исследования.
Теоретическая значимостьисследования заключается в анализе взглядов методистов на проблему формирования коммуникативных умений у младших школьников, в результате которого представлены определение понятия коммуникативные умения, описание уровней их сформированности.
Практическая значимость заключается в подборке и разработке комплекса упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений в процессе подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате и дана сравнительная характеристика платформ Zoom и Skype для организации дистанционного обучения.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, разделенных на параграфы, заключение, список источников, состоящий из 54 наименований на русском и английском языках, приложение 1,2.
В современном мире к результатам обучения выдвигаются все новые требования как со стороны общества, так и со стороны государства. Целью образования в стандартах первого поколениясчиталась непосредственно передача знаний педагогаобучающимся, а итогом, показывающим результаты обучения, обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков (ЗУН).
В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Изменилась и цель обучения. Сегодня школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и способныхсамостоятельнодобывать и применять их. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) начального образования одной из важнейших функций начальной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий [ФГОС 2010].Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и
самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!
И на взгляд автора, в решении этой задачи главное место, занимает формирование коммуникативныхумений.
Объект исследования — процесс подготовки младших школьников к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате.
Предметом исследования являются коммуникативные умения обучающихся начальной школы в процессе подготовки к Кембриджским экзаменамв дистанционном формате.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации методики развития коммуникативных умений обучающихся начальной школы при подготовке к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате.
Задачи исследования:
1. Проанализировать аспект формирования коммуникативных умений в нормативной документации.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть особенности структуры Кембриджского экзамена.
4. Проанализировать особенности платформ дистанционного
обучения (Skype, Zoom).
5. Разработать и апробировать методику развития коммуникативных умениймладших школьников в процессе подготовки к Кембриджским экзаменамв условияхдистанционного обучения.
Гипотеза исследования:можно предположить, что специальным образом разработанная методика (комплекс упражнений) подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате способствует эффективному процессу развития коммуникативных умений у младших школьников.
Методологическая основа: труды отечественных и зарубежных авторовпо проблемам развития концепции коммуникативных умений А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова.
Методы исследования:изучение психолого-педагогической и методологической литературы; синтез; тестирование качества сформированности основных коммуникативных умений; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных результатов: сравнение первичных статистических показателей и вторичных показателей исследования.
Теоретическая значимостьисследования заключается в анализе взглядов методистов на проблему формирования коммуникативных умений у младших школьников, в результате которого представлены определение понятия коммуникативные умения, описание уровней их сформированности.
Практическая значимость заключается в подборке и разработке комплекса упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений в процессе подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате и дана сравнительная характеристика платформ Zoom и Skype для организации дистанционного обучения.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, разделенных на параграфы, заключение, список источников, состоящий из 54 наименований на русском и английском языках, приложение 1,2.
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому возникает необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, к общению с окружающими. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы.
Несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует развитию коммуникативных умений.
Развитие коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как то, насколько развиты данные умения, влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Поэтому нами была поставлена цель теоретического и практического исследования своевременного и интересного способа развитиякоммуникативных умений при помощи подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате, что актуально для сложившейся ситуации с эпидемией COVID-19. Так же, это тесно связано с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования.
В первой части работы проведён теоретический анализ литературных источников и рассмотрены актуальность развития УУД, дана психологопедагогическая характеристика современных детей младшего школьного возраста, особенности организации и содержание процедуры Кембриджских экзаменов, их значимость для будущего ребёнкаиаспектысистемы дистанционного обучения, которое обусловлено целым рядом преимуществ и возможностей.
Во второй практической части работы организовано и проведено исследование сформированности коммуникативных умений младших школьников и возможность их развития в процессе подготовки к сдаче Кембриджских экзаменов в дистанционном формате.
Контрольная диагностика показала о положительной динамике среди детей и полученные данные подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что разработанная методика подготовки к Кембриджским экзаменам способствует развитию коммуникативных УУД у младших школьников.
Таким образом, обозначенные задачи выполнены и цель исследования достигнута.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы.
Несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует развитию коммуникативных умений.
Развитие коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как то, насколько развиты данные умения, влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Поэтому нами была поставлена цель теоретического и практического исследования своевременного и интересного способа развитиякоммуникативных умений при помощи подготовки к Кембриджским экзаменам в дистанционном формате, что актуально для сложившейся ситуации с эпидемией COVID-19. Так же, это тесно связано с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования.
В первой части работы проведён теоретический анализ литературных источников и рассмотрены актуальность развития УУД, дана психологопедагогическая характеристика современных детей младшего школьного возраста, особенности организации и содержание процедуры Кембриджских экзаменов, их значимость для будущего ребёнкаиаспектысистемы дистанционного обучения, которое обусловлено целым рядом преимуществ и возможностей.
Во второй практической части работы организовано и проведено исследование сформированности коммуникативных умений младших школьников и возможность их развития в процессе подготовки к сдаче Кембриджских экзаменов в дистанционном формате.
Контрольная диагностика показала о положительной динамике среди детей и полученные данные подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что разработанная методика подготовки к Кембриджским экзаменам способствует развитию коммуникативных УУД у младших школьников.
Таким образом, обозначенные задачи выполнены и цель исследования достигнута.





