Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом в начальных классах школы

Работа №93531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.... 7
1.1. Содержание понятия «интеллектуально-речевые умения» в научной
литературе 7
1.2. Трудности при работе с текстом у обучающихся с задержкой
психического развития в начальных классах школы 14
1.3. Организация совершенствования интеллектуально-речевых навыков
при работе с текстом 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Примерное планирование коррекционно-развивающей работы 42
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО¬РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ 47
3.1. Совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся
начальных классов с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 47
3.2. Содержание и условия апробации программы 50
3.3. Методические рекомендации родителям по совершенствованию
умений при работе с текстом у обучающихся с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77


Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение: условий для индивидуального развития всех обучающихся, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ - закон «Об образовании в Российской Федерации». По статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества обучающихся с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют обучающиеся имеющие задержку психического развития (ЗПР). Большинство школьников данной группы по разным причинам поступает в общеобразовательные учреждения, где сталкиваются с рядом проблем разного характера [49].
Одной из главных проблем является недостаточная эффективность обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит интеллектуально-речевым умениям, а именно работе с текстом:
- обучающиеся не могут найти необходимую информацию, переработать и самостоятельно использовать ее в речевой деятельности;
- не обладают навыком переработки информации, представленной в разных знаковых системах (таблица, схема, текст, диаграмма);
- не могут извлекать информацию по заданным темам из
неадаптированных текстов (научно-популярных, философских, публицистических).
Немаловажной проблемой также является увеличение с каждым годом количества текстовой информации, новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки. Все это повлекло за собой необходимость подготовки обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы [60].
На основе изученной научной литературы по данной теме можно сделать вывод, что при работе с текстом обучающиеся испытывают значительные трудности, поэтому актуальным является использование и подбор таких методов, средств и технологий работы, которые будут способствовать совершенствованию интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития.
Проблема обучения обучающихся работать с текстом всегда являлась актуальной не только в педагогике, но и в социальной жизни. Ведь чтение и письмо являются важными навыками для каждого сознательного человека в обществе. Поэтому достижение совершенствования интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом - одна из наиболее сложных и актуальных задач начального уровня образования. Это и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - интеллектуально-речевые умения младших школьников.
Предмет исследования - процесс создания условий для совершенствования интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Цель исследования - составление и частичная апробация программы по совершенствованию интеллектуально-речевых умений обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических
исследований по изучаемой проблеме.
2. Подобрать методы педагогической диагностики уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
3. Провести педагогическую диагностику уровня сформированности интеллектуально-речевых умений у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития.
4. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме более эффективного усвоения обучающимися начальных классов с задержкой психического развития навыков работы с текстом.
5. Составить программу по совершенствованию интеллектуально-речевых навыков у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом.
Методы исследования:
1. Анализ научной, методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования.
Методика исследования: Диагностическая авторская стандартизированная методика исследования навыка чтения А.Н. Корнева.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам на уроках чтения и русского языка по совершенствованию интеллектуально-речевых умений посредством работы с текстом с обучающимися с задержкой психического развития.
База исследования: МАОУ «Криулинская СОШ» Свердловской области в Красноуфимском районе.
В исследовании приняли участие 6 обучающихся с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, включающий68 наименований и два приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение научной литературы показало, что обучающимся с задержкой психического развития характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы, речи, личности происходит замедленно, с отставанием от нормы.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающемуся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких обучающихся по одному или нескольким предметам. Так как огромную роль в усвоении школьных предметов играет успешное выполнение работы с текстом обучающимися, то необходимо совершенствовать интеллектуально-речевые умения для эффективной учебной деятельности.
Поэтому, для выявления уровня сформированности навыков работы с текстом нами была адаптирована стандартизированная методика исследования навыка чтения, предложенная А.Н. Корневым, которая помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения: как беглость, правильность и осознанность.
По результатам данного исследования у обучающихся эксперимента наблюдаются низкий технический компонент (беглость) чтения и уровень ниже среднего смыслового компонента (осознанности) чтения. Трудности у обучающихся проявляются в правильности чтения, недостаточное соблюдение пауз, логических ударений (выразительность), обусловленные замедленным темпом приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложностью установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низким темпом протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабостью самоконтроля.
На основе проведенного исследования составлена и частично апробирована программа курса, направленная на использование различных видов работы с текстом и совершенствование интеллектуально-речевых умений обучающихся с задержкой психического развития в начальных классах, начало проходить более успешно.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в
специальной (коррекционной) школе : учеб. для студентов пед.
ин-тов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий / Б. Г. Ананьев. - М., 1982. - 288 с.
3. Баязова, Л. Б. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения /
Л. Б. Баязова, В. А. Волков // Начальная школа. - 2012. - № 5. -С. 60-63.
4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Буторина, И. Формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Буторина // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 74-75.
6. Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора / А. П. Валицкая. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 127 с.
7. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность : автореф. дис. кан. пед. наук / М. П. Воюшина. - СПб., 2006. - URL :https://refdb.ru/look/-851815.html(дата обращения: 28.03.2019).
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 524 с.
9. Глаголева, Е. А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е. А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - № 4. - С. 23-26.
10. Гончарова, Е. Л. Обходные пути в формировании «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка / Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С.11-14.
11. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития: к теории вопр. / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 15-18.
12. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л. А. Гусарова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 30-33.
13. Дефектология: словарный справочник / авт.-сост.
Б. П. Пузанова. - М. : Сфера, 2005. - 420 с.
14. Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников / авт.-сост. Т. А. Бутенко. - Ростов н/Д. :Баро-пресс, 2005. - 318 с.
15. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. - М. : Школьная пресса, 2005. - 95 с.
16. Дмитриева, О. А. Особенности формирования навыков чтения у
детей с задержкой психического развития : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Дмитриева, Л. А. Брюховских // М., 2016. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navykov-chteniya-u- detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 19.06.2019).
17. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - М. : Наука, 1984. - 232 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М. : Просвещение, 1953. - 264 с.
19. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин - М. : Наука, 1982. - 160с.
20. Зайцева, А. И. Тесты для проверки осознанности чтения
произведений / А. И. Зайцева // Начальная школа. - 2003. - № 9. -
С. 24-27.
21. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений/ А. Г. Зикеев // учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Академия, 2000. - 217 с.
22. Зинченко В. П. Образование. Мышление / В. П. Зинченко // Культура / под ред. А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1989 - 154 с.
23. Зыков С. А. Содержание обучения в специальных школах / С. А. Зыков // Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М. : 1965, - 289-296 с.
24. Кабачек, О. Л. Детская библиотека для детей с нарушениями развития / О. Л. Кабачек // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 12-16.
25. Касьянова, З. А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З. А. Касьянова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 11-14.
26. Киселева, В. А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения
у детей с ЗПР / В. А. Киселева // Дефектология. - 2007. - № 6. -
С. 28-40.
27. Климанова, Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 2009. - № 18. - С. 17.
28. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей /
А. Н. Корнев. - М. : Сфера, 2004. - 299 с.
29. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова // пособие
для студентов сред. пед. учеб. заведений - М. : Академия,
2001. - 144 с.
30. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1994.- 137 с.
31. Лебединская, К. С. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К. С. Лебединская. - М. : Педагогика, 1982. - 128 с.
32. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В. В. Лебединский. - М. : Моск. ун-т, 2006. - 156 с.
33. Леонтьев, А. Н. Ощущения, восприятия и внимание детей младшего школьного возраста / А. Н. Леонтьев // Очерки психологии детей.- М. : АПН РСФСР, 1950. - 39-76 с.
34. Лободина, Н. В. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. 1-4 классы / Н. В. Лободина. - Волгоград. : Учитель, 2010. - 218 с.
35. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. / А. Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М. : Академия педагогических наук, 1950. - 352 с.
36. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. для студентов вузов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - М. : Просвещение, 1987. - 415 с.
37. Львов, М. Р. Школа творческого мышления: учеб. по рус. яз. для
обучения в нач. классах / М. Р Львов. - М. :Дидакт,
2003. - 288 с.
38. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы / Л. Г. Милостивенко. - СПб. : Речь, 2005. - 154 с.
39. Наумова, С. М. Повышение уровня читательского интереса у младших школьников / С. М. Наумова, Е. И. Важенина, А. А. Елисеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 32-26.
40. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 126 с.
41. Носко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / И. В. Носко. - Владивосток : ДВГУ, 2003. - 131 с.
42. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. - М. : АСТ, 1997. - 156 с.
43. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2003. - 480 с.
44. Посашкова, Е. В. Формирование читательских умений младших
школьников / Е. В. Посашкова // О детстве : портал для детей, родителей и педагогов. - М., 2009. - URL : https://www.o-
detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/127.html (дата обращения:
29.03.2019).
45. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. - М. : Каро, 2006. - 240 с.
46. Путина, Н. Д. Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения / Н. Д. Путина // Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 22-25.
47. Редозубов, С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе / С. П. Редозубов. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 61с.
48. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL :http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.07.2018).
49. Российская Федерация. Министерство образования и науки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. - URL: https://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-
doc.php(дата обращения: 17.12.2018).
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 736 с.
51. Рудыка, Т. П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т. П. Рудыка // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 28-30.
52. Самойлова, С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития / С. В. Самойлова // Специальная психология. - 2008. - № 1. - С. 22-25.
53. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 13-14.
54. Староверова, М. С. Инклюзивное образование: настол. кн.
педагога, работающего с детьми ОВЗ: метод. пособие /
М. С. Староверова, Е. В. Ковалев. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
55. Суворова Е. П. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников / Е. П. Суворова, М. П. Воюшина, Е. А. Купирова. - СПб. : ООО «Книжный дом», 2008.- 248с.
56. Суворова Е. П. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника / Е. П. Суворова, Е. А. Купирова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.- 31с.
57. Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР / Р. Д. Тригер // Дефектология. - 1972. - № 5.- С. 16-17.
58. Тригер Р. Д. Обучение русскому языку: Обучение письму / Р. Д. Тригер // Обучение детей с ЗПР. - М., 1981.- № 3.
59. Узорова, О. В. Практическое пособие для обучения детей чтению / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 128 с.
60. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 19-26.
61. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная .-СПб. : Питер, 2002.- 144 с.
62. Цукерман, Г. А. Игровые формы обучения чтению / Г. А. Цукерман // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С. 28-30.
63. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и
эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития / Е. В. Шамарина // Коррекционная педагогика. - 2005.-№ 4. - С. 26-33.
64. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: орг.-пед. аспекты: метод. пособие для учителей кл. коррекц.-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. -М. : ВЛАДОС, 1999. - 136 с.
65. Шишкова, М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения: пособие для педагога-дефектолога / М. И. Шишкова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 216 с.
66. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. - М., 1957. - 107-110 с.
67. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 1984. - 168 с.
68. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - М. : АРКТИ, 2007. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ