Управление тренировочным процессом по футболу в учреждениях основного общего образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях основного общего образования 6
1.1 Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом
по футболу 6
1.2. Содержание тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования 13
1.3 Организационно-педагогические условия управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования 23
Глава 2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Глава 1. Теоретические аспекты управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях основного общего образования 6
1.1 Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом
по футболу 6
1.2. Содержание тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования 13
1.3 Организационно-педагогические условия управления тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования 23
Глава 2. Методы и организация исследования 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования обусловлена тем, что в методике спортивной подготовки можно наблюдать изменения, связанные с высокой конкуренцией на крупных соревнованиях, в том числе и в футболе. Однако, многие направления физической подготовки и тренировки футболистов в условиях образовательных учреждений остаются устаревшими, что соответственно влечет за собой низкие показатели спортивных достижений, что обуславливает необходимость искать новые и более совершенные формы и методы спортивной подготовки для достижения более высоких спортивных результатов. Именно поэтому, существует необходимость в разработке тренировочного процесса, от которого бы зависел и спортивный результат.
При этом учет динамики возрастного развития игроков должен являться необходимым требованием в работе с футболистами. Ведь в футболе, как и в большинстве видов спорта, совершенствование технического мастерства совпадает с периодом активного естественного развития организма занимающихся. Вот почему средства и методы технической подготовки не должны вступать в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека, а, напротив, должны им соответствовать.
Именно поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Тренировочный процесс футболистов в целом рассматривается большим количеством научных исследований: В.Г. Алабин В.Ф. Борзов И.П. Вилков Г.Н. Максименко, Т.А. Рябинина, Т.П. Юшкевич.
Однако, несмотря на наличие подобных исследований, процесс построения тренировочного процесса футболистов в учреждениях школьного образования, освещен фрагментарно. Нет единого мнения специалистов о структуре процесса, последовательности построение модельных комплексов и тренировочных заданий, различаются мнения авторов о величине и направленности тренировочных нагрузок.
На наш взгляд, в настоящее время обозначилось противоречие между необходимостью управлением тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования и отсутствием достоверным теоретическим и практическим подходом к его построению.
Поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Объектом исследования послужил тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования.
Предметом исследования стала структура и направленность построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования.
Цель исследования - разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях основного общего образования.
Гипотеза исследования. Предположили, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно-педагогических условий, будет способствовать повышению уровня подготовленности что, в свою очередь, может оказать позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. изучить научно-теоретические подходы к построению тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
2. определить методы и средства в учебно-тренировочном процессе на занятиях по футболу в школе,
3. разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
4. по результатам проведенного исследования определить эффективность методики построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
5. предложить практические рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования.
Для решения поставленных задач использовались педагогические методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; анализ документов; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• разработан тренировочный процесс по футболу в условиях школьного образования,
• установлено, что при традиционном варианте тренировочного процесса распределение нагрузок различной направленности не обеспечивает совершенствование физической подготовленности и работоспособности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны конкретные рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования, которые, несомненно, могут послужить основной для выстраивания тренировочного процесса с целью совершенствования физической
подготовленности и работоспособности школьников.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При этом учет динамики возрастного развития игроков должен являться необходимым требованием в работе с футболистами. Ведь в футболе, как и в большинстве видов спорта, совершенствование технического мастерства совпадает с периодом активного естественного развития организма занимающихся. Вот почему средства и методы технической подготовки не должны вступать в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека, а, напротив, должны им соответствовать.
Именно поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Тренировочный процесс футболистов в целом рассматривается большим количеством научных исследований: В.Г. Алабин В.Ф. Борзов И.П. Вилков Г.Н. Максименко, Т.А. Рябинина, Т.П. Юшкевич.
Однако, несмотря на наличие подобных исследований, процесс построения тренировочного процесса футболистов в учреждениях школьного образования, освещен фрагментарно. Нет единого мнения специалистов о структуре процесса, последовательности построение модельных комплексов и тренировочных заданий, различаются мнения авторов о величине и направленности тренировочных нагрузок.
На наш взгляд, в настоящее время обозначилось противоречие между необходимостью управлением тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования и отсутствием достоверным теоретическим и практическим подходом к его построению.
Поэтому существует необходимость в управлении тренировочным процессом по футболу в учреждениях школьного образования.
Объектом исследования послужил тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования.
Предметом исследования стала структура и направленность построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования.
Цель исследования - разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях основного общего образования.
Гипотеза исследования. Предположили, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно-педагогических условий, будет способствовать повышению уровня подготовленности что, в свою очередь, может оказать позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. изучить научно-теоретические подходы к построению тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
2. определить методы и средства в учебно-тренировочном процессе на занятиях по футболу в школе,
3. разработать и апробировать структуру тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
4. по результатам проведенного исследования определить эффективность методики построения тренировочного процесса по футболу в учреждениях школьного образования,
5. предложить практические рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования.
Для решения поставленных задач использовались педагогические методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; анализ документов; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• разработан тренировочный процесс по футболу в условиях школьного образования,
• установлено, что при традиционном варианте тренировочного процесса распределение нагрузок различной направленности не обеспечивает совершенствование физической подготовленности и работоспособности школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны конкретные рекомендации по оптимизации построения тренировочного процесса по футболу в условиях школьного образования, которые, несомненно, могут послужить основной для выстраивания тренировочного процесса с целью совершенствования физической
подготовленности и работоспособности школьников.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, можно сделать следующие выводы:
Управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени. Специфика организации и управления тренировочным процессом основана на принципах физического воспитания и спортивной тренировки. Комплексный контроль и решаемые с его помощью задачи отбора и ориентации в процессе тренировки являются одной из составляющих частей общей концепции организации тренировки как управляемого процесса.
Тренировочный процесс по футболу в школе - самостоятельная структурная единица процесса обучения, в которой применяются различные средства, направленные на решения задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки.
С учётом специфики футбола тренировочный процесс по футболу может трактоваться как структурная единица учебного процесса, в котором в зависимости от цели и задач этапа подготовки целенаправленно и систематически осуществляется совершенствование физической, техникотактической и психологической подготовленности футболистов.
Тренировочный процесс юных футболистов предполагает использование разнообразных средств, форм и методов. Их выбор определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся.
Нами были обоснованы специально организованные организационнопедагогические условия, которые были учтены при построении тренировочного процесса:
1. Поиск и подбор упражнений, способствующих совершенствованию технической подготовки юных футболистов.
2. Постановка такой учебной задачи, которая должна быть связана с оптимальным освоением нового материала с учетом:
• возвращения уже усвоенного, но на более высоком уровне,
• подготовленности занимающихся,
• новых упражнений для совершенствования разучиваемых технических приемов.
3. Оптимальным учетом средств, форм и методов обучения, с учетом конкретных условий.
4. Оптимальное построение всех частей тренировочного занятия, которое должно состоять из вводной, основной и заключительной части.
5. Своевременное (адекватным возрасту) и перспективное (опережающим) овладение основами рациональной техники движений.
Согласно данным условиям, был разработан тренировочный процесс.
Каждое тренировочное занятие мы основывали на двух блоках: организационном и методическом.
В организационный блок вошли все составные части тренировочного занятия - подготовительная, основная и заключительная. Составляющими методического блока являются виды тренировочной работы - общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая, игровая и соревновательная подготовка.
Исходя из этого, построение основной части тренировочного занятия состоит из трех блоков - обучающих программ, тренировочных программ, а также собственно тренировочных заданий.
При освоении технического приема, были выделены этапы:
1 этап. Ознакомить футболистов со значением технического приема для игры, рассказать о преимуществах и недостатках определенного технического приема, показать взаимодействия игроков в процессе игры, в которых наиболее часто выполняется данный технический прием.
2 этап. Рассказать (и показать) биомеханическую структуру выполнения
ТП.
3 этап. Подобрать упражнения для вариативного выполнения ТП и определить пространственно-временные параметры их выполнения; определить необходимый объем (количество повторений) и темп (интенсивность).
4 этап. Выполнения упражнений при условии соблюдения последовательности и постепенности; определить интервалы отдыха между упражнениями. Требовать, чтобы при различных вариантах выполнения игрового приема не менялись основы техники.
5 этап. Подобрать игровые упражнения для совершенствования ТП (квадраты, эстафеты, двухсторонние игры и т.п.) и определить их продолжительность и интенсивность; определить уровень освоения ТП, эффективность его выполнения в процессе игрового упражнения; сделать корректирующие общие и индивидуальные указания относительно более четкого выполнения ТП в игровых условиях
Для доказательства гипотезы исследования, было проведено педагогическое исследование среди двух групп в течение 6 месяцев.
ЭГ- подростки, с которыми были реализованы организационно -
педагогические условия при управлении тренировочным процессом.
КГ - занимались по программе по футболу.
По результатам исследования было выявлено, что в ЭГ произошел прирост физических и технико-тактических показателей футболистов.
Эффективность выбранной методологии была подтверждена не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над субъектами контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что увеличение всех контрольных показателей в экспериментальной группе по сравнению с педагогическим экспериментом было выше, чем в контрольной группе.
Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность использования специально организованных организационно-педагогических условий, направленных на развитие физической и технико-тактической подготовки у мальчиков 13-14 лет на занятиях по футболу. Увеличены показатели как скорости (бега), так и мощности (прыжки, отжимания, нажатия, подтягивания).
Таким образом, подводя итоги исследования, следует сказать, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно - педагогических условий не только оказал позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков, но и оказал воздействие на функциональные показатели организма.
Построение тренировочных занятий в футболе осуществляется на основе комплексного подхода, учитывающего цели и задачи этапа подготовки футболистов, их квалификацию и уровень подготовленности. Одним из методических подходов в построении тренировочных занятий является использование методов моделирования, прежде всего, моделирование тренировочных упражнений и их комплексов.
Материал, и основные выводы имеют практическое значение для подготовки футболистов и позволит более целенаправленно решать задачи повышения их спортивного мастерства.
Управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени. Специфика организации и управления тренировочным процессом основана на принципах физического воспитания и спортивной тренировки. Комплексный контроль и решаемые с его помощью задачи отбора и ориентации в процессе тренировки являются одной из составляющих частей общей концепции организации тренировки как управляемого процесса.
Тренировочный процесс по футболу в школе - самостоятельная структурная единица процесса обучения, в которой применяются различные средства, направленные на решения задач физической, технико-тактической, психологической и интегральной подготовки.
С учётом специфики футбола тренировочный процесс по футболу может трактоваться как структурная единица учебного процесса, в котором в зависимости от цели и задач этапа подготовки целенаправленно и систематически осуществляется совершенствование физической, техникотактической и психологической подготовленности футболистов.
Тренировочный процесс юных футболистов предполагает использование разнообразных средств, форм и методов. Их выбор определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся.
Нами были обоснованы специально организованные организационнопедагогические условия, которые были учтены при построении тренировочного процесса:
1. Поиск и подбор упражнений, способствующих совершенствованию технической подготовки юных футболистов.
2. Постановка такой учебной задачи, которая должна быть связана с оптимальным освоением нового материала с учетом:
• возвращения уже усвоенного, но на более высоком уровне,
• подготовленности занимающихся,
• новых упражнений для совершенствования разучиваемых технических приемов.
3. Оптимальным учетом средств, форм и методов обучения, с учетом конкретных условий.
4. Оптимальное построение всех частей тренировочного занятия, которое должно состоять из вводной, основной и заключительной части.
5. Своевременное (адекватным возрасту) и перспективное (опережающим) овладение основами рациональной техники движений.
Согласно данным условиям, был разработан тренировочный процесс.
Каждое тренировочное занятие мы основывали на двух блоках: организационном и методическом.
В организационный блок вошли все составные части тренировочного занятия - подготовительная, основная и заключительная. Составляющими методического блока являются виды тренировочной работы - общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая, игровая и соревновательная подготовка.
Исходя из этого, построение основной части тренировочного занятия состоит из трех блоков - обучающих программ, тренировочных программ, а также собственно тренировочных заданий.
При освоении технического приема, были выделены этапы:
1 этап. Ознакомить футболистов со значением технического приема для игры, рассказать о преимуществах и недостатках определенного технического приема, показать взаимодействия игроков в процессе игры, в которых наиболее часто выполняется данный технический прием.
2 этап. Рассказать (и показать) биомеханическую структуру выполнения
ТП.
3 этап. Подобрать упражнения для вариативного выполнения ТП и определить пространственно-временные параметры их выполнения; определить необходимый объем (количество повторений) и темп (интенсивность).
4 этап. Выполнения упражнений при условии соблюдения последовательности и постепенности; определить интервалы отдыха между упражнениями. Требовать, чтобы при различных вариантах выполнения игрового приема не менялись основы техники.
5 этап. Подобрать игровые упражнения для совершенствования ТП (квадраты, эстафеты, двухсторонние игры и т.п.) и определить их продолжительность и интенсивность; определить уровень освоения ТП, эффективность его выполнения в процессе игрового упражнения; сделать корректирующие общие и индивидуальные указания относительно более четкого выполнения ТП в игровых условиях
Для доказательства гипотезы исследования, было проведено педагогическое исследование среди двух групп в течение 6 месяцев.
ЭГ- подростки, с которыми были реализованы организационно -
педагогические условия при управлении тренировочным процессом.
КГ - занимались по программе по футболу.
По результатам исследования было выявлено, что в ЭГ произошел прирост физических и технико-тактических показателей футболистов.
Эффективность выбранной методологии была подтверждена не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над субъектами контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что увеличение всех контрольных показателей в экспериментальной группе по сравнению с педагогическим экспериментом было выше, чем в контрольной группе.
Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность использования специально организованных организационно-педагогических условий, направленных на развитие физической и технико-тактической подготовки у мальчиков 13-14 лет на занятиях по футболу. Увеличены показатели как скорости (бега), так и мощности (прыжки, отжимания, нажатия, подтягивания).
Таким образом, подводя итоги исследования, следует сказать, что разработанный тренировочный процесс по футболу в учреждениях школьного образования с учетом специально организованных организационно - педагогических условий не только оказал позитивное влияние на эффективность спортивной деятельности и физической подготовке игроков, но и оказал воздействие на функциональные показатели организма.
Построение тренировочных занятий в футболе осуществляется на основе комплексного подхода, учитывающего цели и задачи этапа подготовки футболистов, их квалификацию и уровень подготовленности. Одним из методических подходов в построении тренировочных занятий является использование методов моделирования, прежде всего, моделирование тренировочных упражнений и их комплексов.
Материал, и основные выводы имеют практическое значение для подготовки футболистов и позволит более целенаправленно решать задачи повышения их спортивного мастерства.
Подобные работы
- Методика использования технических приёмов и игровых ситуаций в учебно-тренировочном процессе юных футболистов 10-12 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование скоростных качеств и основных технических действий футболистов 18-25 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Формирование и использование финансовых ресурсов муниципальных бюджетных учреждений (на примере МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ФУТБОЛИСТОВ СБОРНОЙ НИУ «БЕЛГУ» В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Организация внеурочной деятельности по волейболу у учащихся 13-15 лет в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Исследование развития двигательных способностей у каратистов на начальном этапе подготовки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности физической подготовки у школьников 15 - 16 лет на уроках футбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





