ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Психофизиологические основы письма, их становление у обучающихся с
нормотипичным развитием 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дизартрией 9
1.3. Нарушения письма у младших школьников с дизартрией 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов обследования устной речи и письма у младших
школьников с дизартрией 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 58
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по
коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией 58
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших
школьников с дизартрией 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность - дисграфия является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.
Значимым показателем готовности к школьному обучению является сформированность у младших школьников предпосылок к овладению письмом. Аналитический обзор литературы позволил выделить, что именно недостаточная сформированность предпосылок к овладению письмом у дошкольников с дизартрией является причиной возникновения у них в младшем школьном возрасте нарушений письменной речи.
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба). У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая, артикуляционная моторика, что приводит к нарушениям речи и, соответственно, к трудностям обучения письму [24], [37],
В настоящее время в литературе представлено много исследований, посвященных формированию готовности детей дошкольного возраста к обучению письму. Необходима организация специальной логопедической работы с детьми школьного возраста с дизартрией по подготовке к обучению грамоте.
Решение данной проблемы связано со сложностью коррекционной работы, имеющая комплексный характер и требует продолжительного времени коррекционного воздействия. Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, систематизировать, определить основные направления и разработать содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования - общая, мелкая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, активный словарь, грамматический строй речи, чтение и письмо у младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Определить закономерности становления психофизиологического аспекта письма у детей с нормальным речевым развитием, дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам с дизартрией, на основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений письма у младших школьников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление дисграфии у детей данной категории, и проанализировать полученные результаты обследования в качественном и количественном плане у младших школьников с дизартрией, изучить принципы, организацию и методику логопедического обследования по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
3. На основе теоретической и методической литературы определить содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод, который включал в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, который заключается в проведении констатирующего эксперимента. Проведение логопедического обследования с использованием рекомендаций Н. М. Трубниковой и анализ полученных данных с целью содержания коррекционной работы по проблеме исследования.
База исследования: обследование детей проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка № 152 «Аистёнок», г. Екатеринбург, ул. Черепанова, д. 28А.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части работы, включающая три главы, состоящая из параграфов и выводов, заключения, списка источников и литературы, включающий сорока шести наименований, пяти приложений.
Во введении обозначена актуальность проблемы исследования, определены цель, объект и предмет, сформулированы задачи исследования.
В первой главе проанализированы теоретические источники по проблеме исследования, рассмотрены психофизиологические основы письма, их становление у обучающихся с нормотипичным развитием, психолого-педагогическая характеристика и нарушения письма у младших школьников с дизартрией.
Во второй главе представлены организация и методика констатирующего эксперимента, где описаны обследования речи и письма, проанализированы результаты логопедического обследования устной речи и письма у младших школьников с дизартрией.
В третьей главе представлены теоретическое обоснование, принципы и организация работы по коррекции дисграфии, а также написано содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
В заключении изложены проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования, описаны итоги констатирующего эксперимента и составлено содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
В приложении представлена речевая карта на ребёнка, таблицы по обследованию детей, перспективные индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка, а также подобраны коррекционные упражнения по всем направлениям, написано 3 индивидуальных конспектов, 2 конспекта фронтальных занятий.
В результате проведенной работы нами были решены все поставленные задачи, а именно, проведен анализ литературных источников по проблеме исследования (Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина), рассмотрены теоретические подходы к классификациям и исследованиям дизартрии, изучены психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на преодоление дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Также нами были проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном плане. Были определены направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Анализ литературных данных показал, что вопрос по коррекции у младших школьников с дизартрией освещен достаточно полно. Сведения, которые получили в процессе анализа специальной литературы, говорит о том, что нарушения в фонематических процессах находят свое отражение в - собственной речи и на письме.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей данной категории недостаточно сформированными оказались моторная сфера, фонематические процессы, фонетическая сторона речи, грамматическая сторона речи, активный словарь, собственно процессы чтения и письма.
Таким образом, можно сказать, что у детей с дизартрией страдают все компоненты речи, приводящие к возникновению нарушений звукопроизношения и письма.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, по методикам констатирующего эксперимента. Нами было спланировано содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей, также были подобраны необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. В ходе обследования всех речевых и неречевых функций, выяснилось, что у одного ребёнка оптическая форма дисграфии, у двоих детей акустическая форма дисграфии, у двоих детей артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
В особенностях логопедической работы по коррекции вышеперечисленных форм дисграфии у младших школьников с дизартрией будет являться устранение нарушений в звукопроизношении, фонематической стороны речи и лексико-грамматической с помощью разнообразных специальных приёмах, дидактических игр и упражнений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность, которая необходима для своевременного проведения логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией, как предотвращение возникновения трудностей в усвоении учебной программы в дальнейшем.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута, а именно, разработали содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях. М., 2007. 27 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. 319 с.
3. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб. для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. зав. М., 2013. 400 с.
4. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2003. 203 с.
5. Волкова Л. С. Логопедия: уч. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. зав. М., 2009. 703 с.
6. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. зав. М., 2000. 200 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб, 2007. 480 с.
8. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Самара, 2003. 83 с.
9. Гурьянов М. С. Нарушение письма у младших школьников. М., 1989. 36 с.
10. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики: учеб. пособ, 2011. 228 с.
11. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекци: учеб.-метод. пособ. М., 2001. 74 с.
12. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2018. 279 с.
13. Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М., 2010. 64 с.
14. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. СПб, 2006. 128 с.
15. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособ. для студ. М., 2001. 320 с.
16. Лавская Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей. М., 2014. 514 с.
17. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.,1967. 542 с.
18. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособ. СПб, 2000. 160 с.
19. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб, 2005. 192 с.
20. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. М., 2003. 384 с.
...