Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа №93493

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 10
1.1. Закономерности развития звукопроизношения ребенка в процессе
онтогенеза 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3. Особенности звукопроизношения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и методология исследования устной речи, письма и
чтения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 23
2.2. Анализ результатов исследования устной речи, письма и чтения у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) 41
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления логопедической
работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 41
3.2. Содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68


Речь одна из самых важных психических функций человека. Речевое общение является одним из способов социализации человечества, благодаря чему развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда.
Какого-либо рода отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими людьми и мешают правильному формированию познавательных процессов, а также затрудняют усвоение чтения, письма и впоследствии других школьных навыков и знаний.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижении навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Государство реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [58], Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [41]. В указанных документах подчёркивается важность задачи социализации лиц данной категории. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [23].
В современном обществе появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые в свою очередь усложняются по своей структуре. Проблема исследования между необходимостью формирования самоконтроля для успешной автоматизации правильно звучащих звуков в речи и возможностями детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей возможностей школьников, но и разработки новых технологий целенаправленной и эффективной работы над формированием звукопроизношения.
«Дизартрия» - это расстройство речи, которое обусловлено в затрудненном произношении отдельных слов, отдельных звуков, слогов, а также в их искаженном произношении. Нарушения произношения звуков при дизартрии проявляется в разной степени, и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы.
Актуальность заключается в том, что от сформированности устной речи, письма и чтения зависит успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились: концепция Л. С. Выготского [14] о зоне ближайшего развития, концепции П. А. Гальперина о поэтапном планировании действий. Положение о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии, выявленные Т. А. Власовой, А. Н. Гвоздевым, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, и другими. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. Н. Малофеев рассматривают как важнейший фактор речевого развития.
Над проблемой формирования звуков у детей работали многие известные ученые, психологи, методисты. Такие как Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [37], Е. М. Мастюкова [38], О. В. Правдина [48], К. А. Семенова [54] и другие. Они изучали вопросы этиологии и
симптоматики речевых и неречевых нарушений при дизартрических расстройствах, а также вопросы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии, методы дифференциации обучения школьников с данным речевым расстройством. Однако недостаточно изученной остается проблема формирования звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Исследованием проблемы расстройств устной и письменной речи у умственно отсталых младших школьников занимались А. К. Аксенова [1],
В. В. Воронкова [13], Р. И. Лалаева [28], В. Г. Петрова [46], Е. Ф. Соботович [56], С. Я. Рубинштейн [53]. Все же малоисследованной стала проблема нарушения фонетической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Р. И. Лалаева отмечает, что возможность своевременно и целенаправленно предотвратить нарушения речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных операций, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся коррекционной школы [28].
Самыми распространенными речевыми расстройствами у учащихся младших классов с умственной отсталостью являются нарушения звукопроизношения и письменной речи. Вследствие этого коррекции данных дефектов нужно уделить особое внимание, но на сегодняшний день лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, которая отражает современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у таких детей [19].
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определило выбор темы исследования.
Объект исследования - автоматизация звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - содержание логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - изучить особенности логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Логопедическая работа с детьми данной категории осуществляется в процессе коррекционной работы, задачами которой являются:
1. Теоретически изучить методическую литературу онтогенеза звукопроизношения у детей в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Изучить особенности звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе изученных теоретических источников подобрать методику констатирующего эксперимента.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать
полученные результаты обследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
6. По данным констатирующего эксперимента определить цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Определить содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации поставленных задач в квалификационной работе используются следующие методы исследования: теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, наблюдение); биографический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»; город Сысерть, улица Коммуны, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы неречевых и речевых нарушений, перспективные планы логопедической работы, дифференцированный массаж, игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, дидактический материал для автоматизации звуков в устной и письменной речи, конспекты логопедических занятий.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 67 страницами печатного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению специфики логопедической работы на этапе автоматизации звуков детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время действительно отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей младшего школьного возраста с данной проблемой.
В рамках теоретического исследования проблемы было проанализировано более 60 источников, литературы и научных изданий. Проанализировав научную и методическую литературу по вопросу коррекции нарушения произношения звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), автором была изучена методика обследования детей данной категории. Опираясь на изученный материал, проведена диагностика учеников начальной школы с помощью методики Н. М. Трубниковой. В логопедическом обследовании принимали участие 5 учащихся младшего школьного возраста. При обследовании особое внимание уделено подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношению, а именно этапу автоматизации и фонематическим процессам.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией полиморфное нарушение звуков, требующее автоматизации, нарушена моторика и динамика артикуляционного аппарата, а также недоразвитие фонематических процессов. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз, незакрепленных артикуляционных укладов звуков у детей влекут нарушения правильного произношения звуков в собственной речи. Данная подгруппа детей нуждаются в коррекционной помощи.
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений.
С учетом диагностики были подобраны методы и способы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения, направленные на стимулирование подвижности органов артикуляционного аппарата, продолжительности дыхания, развитие функций фонематического слуха, игры и приемы для автоматизации звуков.
Таким образом, учитывая структуру речевого дефекта и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включает в себя:
1) Развитие моторики и динамики артикуляционного аппарата.
2) Развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений.
3) Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
4) Развитие фонетической стороны речи (автоматизация звуков в устной речи с использованием письменных приемов).
Поэтому можно сказать о том, что стойкому устранению звукопроизносительных нарушений у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов автоматизации звуков в речи.



1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов /
А. К. Аксенова. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бабина, Е. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия» : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; отв. ред. Г. В. Бабина. - Москва : Прометей, 2012. - 104 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : [б. и.], 2014. - 224 с.
7. Брюховских, Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Брюховских, ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.], 2015. - 216 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у
детей : справ. начинающего логопеда : учеб.-метод. пособие /
Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 128 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические
положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи : методы диагностики и коррекции : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2013. - 262 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 159 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/5/0096/5-0096-l.shtmll (дата
обращения: 20.04.2021).
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Волкова, Л. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал.
диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
13. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка : монография / В. В. Воронкова ; Акад. социал. упр. - Москва : АСОУ, 2016. - 197 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 591 с.
15. Галкина, В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В. А. Галкина // Образование и наука. - 2015. - № 2 (121). - С. 104-116.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
17. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-пед. комиссии / С. Д. Забрамная. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 32 с.
18. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка /
Н. В. Занков. - Москва : Учпедгиз, 1973. - 64 с.
19. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ