Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 10
1.1. Закономерности развития звукопроизношения ребенка в процессе
онтогенеза 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3. Особенности звукопроизношения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и методология исследования устной речи, письма и
чтения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 23
2.2. Анализ результатов исследования устной речи, письма и чтения у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) 41
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления логопедической
работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 41
3.2. Содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Речь одна из самых важных психических функций человека. Речевое общение является одним из способов социализации человечества, благодаря чему развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда.
Какого-либо рода отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими людьми и мешают правильному формированию познавательных процессов, а также затрудняют усвоение чтения, письма и впоследствии других школьных навыков и знаний.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижении навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Государство реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [58], Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [41]. В указанных документах подчёркивается важность задачи социализации лиц данной категории. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [23].
В современном обществе появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые в свою очередь усложняются по своей структуре. Проблема исследования между необходимостью формирования самоконтроля для успешной автоматизации правильно звучащих звуков в речи и возможностями детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей возможностей школьников, но и разработки новых технологий целенаправленной и эффективной работы над формированием звукопроизношения.
«Дизартрия» - это расстройство речи, которое обусловлено в затрудненном произношении отдельных слов, отдельных звуков, слогов, а также в их искаженном произношении. Нарушения произношения звуков при дизартрии проявляется в разной степени, и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы.
Актуальность заключается в том, что от сформированности устной речи, письма и чтения зависит успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились: концепция Л. С. Выготского [14] о зоне ближайшего развития, концепции П. А. Гальперина о поэтапном планировании действий. Положение о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии, выявленные Т. А. Власовой, А. Н. Гвоздевым, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, и другими. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. Н. Малофеев рассматривают как важнейший фактор речевого развития.
Над проблемой формирования звуков у детей работали многие известные ученые, психологи, методисты. Такие как Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [37], Е. М. Мастюкова [38], О. В. Правдина [48], К. А. Семенова [54] и другие. Они изучали вопросы этиологии и
симптоматики речевых и неречевых нарушений при дизартрических расстройствах, а также вопросы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии, методы дифференциации обучения школьников с данным речевым расстройством. Однако недостаточно изученной остается проблема формирования звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Исследованием проблемы расстройств устной и письменной речи у умственно отсталых младших школьников занимались А. К. Аксенова [1],
В. В. Воронкова [13], Р. И. Лалаева [28], В. Г. Петрова [46], Е. Ф. Соботович [56], С. Я. Рубинштейн [53]. Все же малоисследованной стала проблема нарушения фонетической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Р. И. Лалаева отмечает, что возможность своевременно и целенаправленно предотвратить нарушения речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных операций, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся коррекционной школы [28].
Самыми распространенными речевыми расстройствами у учащихся младших классов с умственной отсталостью являются нарушения звукопроизношения и письменной речи. Вследствие этого коррекции данных дефектов нужно уделить особое внимание, но на сегодняшний день лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, которая отражает современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у таких детей [19].
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определило выбор темы исследования.
Объект исследования - автоматизация звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - содержание логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - изучить особенности логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Логопедическая работа с детьми данной категории осуществляется в процессе коррекционной работы, задачами которой являются:
1. Теоретически изучить методическую литературу онтогенеза звукопроизношения у детей в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Изучить особенности звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе изученных теоретических источников подобрать методику констатирующего эксперимента.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать
полученные результаты обследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
6. По данным констатирующего эксперимента определить цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Определить содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации поставленных задач в квалификационной работе используются следующие методы исследования: теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, наблюдение); биографический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»; город Сысерть, улица Коммуны, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы неречевых и речевых нарушений, перспективные планы логопедической работы, дифференцированный массаж, игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, дидактический материал для автоматизации звуков в устной и письменной речи, конспекты логопедических занятий.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 67 страницами печатного текста.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению специфики логопедической работы на этапе автоматизации звуков детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время действительно отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей младшего школьного возраста с данной проблемой.
В рамках теоретического исследования проблемы было проанализировано более 60 источников, литературы и научных изданий. Проанализировав научную и методическую литературу по вопросу коррекции нарушения произношения звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), автором была изучена методика обследования детей данной категории. Опираясь на изученный материал, проведена диагностика учеников начальной школы с помощью методики Н. М. Трубниковой. В логопедическом обследовании принимали участие 5 учащихся младшего школьного возраста. При обследовании особое внимание уделено подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношению, а именно этапу автоматизации и фонематическим процессам.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией полиморфное нарушение звуков, требующее автоматизации, нарушена моторика и динамика артикуляционного аппарата, а также недоразвитие фонематических процессов. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз, незакрепленных артикуляционных укладов звуков у детей влекут нарушения правильного произношения звуков в собственной речи. Данная подгруппа детей нуждаются в коррекционной помощи.
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений.
С учетом диагностики были подобраны методы и способы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения, направленные на стимулирование подвижности органов артикуляционного аппарата, продолжительности дыхания, развитие функций фонематического слуха, игры и приемы для автоматизации звуков.
Таким образом, учитывая структуру речевого дефекта и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включает в себя:
1) Развитие моторики и динамики артикуляционного аппарата.
2) Развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений.
3) Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
4) Развитие фонетической стороны речи (автоматизация звуков в устной речи с использованием письменных приемов).
Поэтому можно сказать о том, что стойкому устранению звукопроизносительных нарушений у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов автоматизации звуков в речи.
1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов /
А. К. Аксенова. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бабина, Е. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия» : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; отв. ред. Г. В. Бабина. - Москва : Прометей, 2012. - 104 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : [б. и.], 2014. - 224 с.
7. Брюховских, Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Брюховских, ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.], 2015. - 216 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у
детей : справ. начинающего логопеда : учеб.-метод. пособие /
Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 128 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические
положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи : методы диагностики и коррекции : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2013. - 262 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 159 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/5/0096/5-0096-l.shtmll (дата
обращения: 20.04.2021).
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Волкова, Л. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал.
диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
13. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка : монография / В. В. Воронкова ; Акад. социал. упр. - Москва : АСОУ, 2016. - 197 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 591 с.
15. Галкина, В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В. А. Галкина // Образование и наука. - 2015. - № 2 (121). - С. 104-116.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
17. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-пед. комиссии / С. Д. Забрамная. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 32 с.
18. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка /
Н. В. Занков. - Москва : Учпедгиз, 1973. - 64 с.
19. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
...