ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГОВ 8
1) Сущностные характеристики и этапы профессионального
развития педагогов 8
1) Современные подходы к методическому сопровождению педагогов в общеобразовательной организации 21
2) Содержание методического сопровождения профессионального развития педагогов на ступени
начального общего образования 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 45
2.1. Из опыта - лучше анализ деятельности Муниципального
автономного образовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа № 1 г. Североуральска по
методическому сопровождению профессионального развития
педагогов начальной школы 45
1.2. Программа по методическому сопровождению
профессионального развития педагогов на ступени начального общего образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Важнейшие мировые тенденции развития в образовании являются повышения его качества, и в то же время, понимание важности непрерывного образования «через всю жизнь». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчёркивает, модернизацию и инновационность развития как единственную ветку в развитии, при которой в России повысится конкурентоспособность общества, и обеспечение достойной жизни всем гражданам. Реформируя современное образование, было выявлены новое требование к педагогическим кадрам. Таким образом, можно выделить один из важных путей улучшения в образовании - профессиональное развитие педагогов, как один фактор повышения качества образования.
Актуальность исследования состоит в том, что от уровня профессионального развития педагогов, (которые будут способны к непрерывному образованию), будет зависеть результат социальноэкономического и духовного развития общества, инновационной экономики. Данная зависимость отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Р.Ф. Профессиональное развитие педагога будет рассматриваться как основная приоритетная задача государственной политики.
Анализ научной литературы теоретический баз, позволили определить основную идею, положение и позицию, которая послужила методологическим основанием по осмыслению и разработке проблем в исследовании.
Рассматривая понятие «личность», как сложную, саморазвивающуюся, внутренне многогранную систему рассматривались в работах А. Маслоу, К.Р. Рождерс, Э. Фромм. Важным исследованием оказалась идея развития и саморазвития личности на этапе решений важной жизненной проблемы через определение пути становлении в собственной сущности. Важным, в философских размышлениях, стоит отметить идею непрерывности внутреннего создания личности. Таким образом, под сущностью в образовани будем рассматривать создание условия для мотивации процессов развития личности. Н.А. Бердяев считал, «понимание личности как задача самого человека». М.К. Мамардашвили считал «как особое состояние жизни». Как «продукт самостроительства» считал Э.В, Ильенков. Как путь «восхождения к себе лучшему», - С.Л. Рубинштейн. Анализируя разные подходы ученых к определению саморазвития личности, таких как «М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С, библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинчегнко и др., можно определить саморазвитие как совокупность сознательных усилий человека по самопроектированию и самотворчеству.
Общие закономерности профессионального развития педагогов находят свое отражение в исследованиях С.Г.Вершловского, Ф.Н.Гонобулина, Е.А.Климова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.И. Щербакова, в которых используется понятие «профессиональное становление личности». Но в данных трудах не были рассмотрены вопросы о профессиональном развитии, хотя профессиональное развитие педагога является целостным процессом определения жизненного и профессионального пути и профессионального самоопределения, совершенствование творческого потенциала, профессионального роста, продвижения к более высоким квалификациям на определяемом участке практической деятельности.
Многие отечественные и зарубежные ученые представляли профессиональное развитие специалистов как процесс многоуровневый, включающий процесс актуализации и обобщения полученного результата, а также и становление профессиональной этики и культуры труда (О.А. Абдулина, А.К. Маркова, К.А. Нефедова, Е.И. Пассов, Н.А. Филлипов); совершенствование интеллектуальных и деловых качеств (Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, М.В. Кларин, Е.С. Полат, Э.И. Савицкая); расширение профессиональной компетентности, необходимой для выполнения профессионально-педагогических функций (И.Л. Бим, Р.К. Миняр-Белоручев, Т.Е. Сахарова, Э.И. Соловцова). Компетентность как личностная характеристика выражает единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению педагогической и методической деятельности и характеризует его профессионализм (В.А. Сластенин)...
Современному обществу нужен современный педагог. В условиях кардинального обновления содержания образования, смены приоритетов и целевых установок процесса обучения и воспитания, его форм и средств, педагогу все труднее становится ориентироваться в решении профессиональных задач. Следует понимать необходимость повышения своей профессиональной компетентности, и не ограничиваться только изменением отдельных методов обучения, так как должно быть понимание и готовность к активному конструированию собственного профессионального саморазвития.
Под понятием педагог будем понимать специалиста, формирующего учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательный, воспитывающий и развивающий характер для личности, на которую направлена его деятельность. К педагогам относятся также ученые, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки.
Развитие - это динамический процесс необходимого и необратимого качественного преобразования действительности, реализуемый посредством управляемой активной и осознаваемой деятельностью личности, направленный на сохранение существенного процессуального качества и содержащий в себе связанный с этим педагогически преодолимый риск психического травматизма при переходе через некоторую нулевую отметку, как точку отсчета.
Как процесс, развитие обладает рядом существенных признаков :- чередованием критических и постепенных периодов; средовой опосредственностью - задается тип развития, внутрисредовой противоречивостью; деятельностной проблемностью, вызванную переходом задач переходов, преобразованием взаимосвязей функциональным разделением в моменты скачкообразных переходов; потенциальной управляемостью; личной зависимостью; относительной независимостью от внешних воздействий - постоянное продвижение, поэтапная последовательностью.
Как явление - развитие признаков в группах понятий: имеет сходство признаков в группах понятий: развитие личности и развитие социального статуса (карьеры ), развития явления и общего развития природы, общества и мышления (диалектики); профессионального развития и развития как общего понятия, соответственно: личностно-средовая противоречивость; переменчивость и взаимосвязанность; проблемность, непрерывность, изменчивость, цикличность и преодоление «нулевого» момента.
Под понятием «профессиональное развитие педагога» будем понимать это процесс позитивных изменений в профессиональных и личностных качествах педагога, способствующих всестороннему развитию детей, достижению каждым ребенком результатов определенных стандартов, приобретение педагогом новых профессиональных и личностных качеств, освоение им новых функций. Выделяют несколько этапов профессионального развития педагогов: овладение профессией, профессиональная компетентность самореализация, стагнация.
Критерии оценки профессионального развития и вытекающими из них показателями, которые должны быть количественно измеримыми.
Первую группу критериев могут характеризовать такие показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность труда и др.
Во вторую группу критериев входят следующие показатели: профессионально важные свойства (ПВК); профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная мотивация; профессиональная самооценка и уровень притязаний; возможности саморегуляции и стрессоустойчивость; особенности профессионального взаимодействия; общая физическая тренированность.
Возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику профессии, например уровень сформированности профессиональной компетентности, знания и умения, применяемые в своей деятельности, оценку деятельности посредством разнообразных форм методической работы.
Критериями для оценки профессионального развития педагогов можно отметить: знание и умение применять учебно-методические материалы непосредственно в своей педагогической деятельности; умение взаимодействовать со всеми субъектами педагогического процесса; оценка профессиональных компетентностей; оценка соответствия проводимой педагогической деятельности установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.
По понятием сопровождение в педагогической науке будем пониматьо информационно - методический метод, предполагающий процесс совместной деятельности сопровождаемых и сопровождающих. Приставка «со» предполагает совместный, долговременно протекающий процесс, приставка «про» ориентирует на длительность действий и корень «вожд» обозначает ведение деятельности. Данный процесс непосредственно связан с сопровождающим, который доводит деятельность до определенного результата. Сопровождение имеет значение следование рядом, совместно с кем-либо в качестве попутчика или проводника. Сопровождение необходимо, когда человеку нужна помощь, содействие в преодолении образующихся трудностей, в процессе самореализации при достижении особо важных целей.
На основе всего вышеизложенного будем принимать методическое сопровождение профессионального развития педагога как целостную, системно организованную деятельность, направленную на создание условий для непрерывного профессионального развития педагога в образовательной организации, а также на развитие системы мотивации педагогов к профессиональному развитию с целью улучшения качества образования в образовательной организации.
В качестве форм методического сопровождения профессионального развития педагогов на ступени начального общего образования стоит использовать: организация (участие) педагогов в мастер-классах, семинарах; проведение педагогами начальной школы открытых мероприятий; самоанализ и самооценка деятельности; тренинги; консультирование педагогов по вопросам разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. М., 1998. - № 1 - 145 с.
2. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И.Ю. Алексашина. - СПб: Свет, 1997. - С. 153.
3. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. М., 1996. - С. 71-88.
4. Атласова, О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе профессионального повышения квалификации: Дис.канд.пед.наук.; СПб, 1995. - С. 162.
5. Бакурадзе, А.Б. Мотивация труда педагогов: - М., 2005. - С. 192.
6. Битянова, М.Р. На перекрёстке развития ситуации. М., - 2000. - № 10. - С. 15-18.
7. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб., 2001. - С. 512.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, - 1997. - С. 12-54.
9. Болотов, В.А. и Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - 2003, - № 10. - С. 8-14.
10. Болотов, В.А. Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании. 2007. - 784 с.
11. Братченко, C.JI. Миронова М.Р. Психологические проблемы
самореализации личности. СПб., 1997. - С. 38-46.
1. Введенский, В.Н. Педагогическая профессия как социальный институт.. 2006, № 2. - 111 с.
2. Выготский, T.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский /. Отв.ред. В.В. Давыдов.- М.:, - 1991. - С. 192.
3. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. М., 2000. - № 3. - 412 с...