Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях в условиях реабилитационного центра

Работа №93464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Процессы внимания в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
психического развития 15
1.3. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА... 36
3.1. Средства коррекции внимания 36
3.2. Программа коррекционно-развивающих мероприятий по
развитию внимания у детей с задержкой психического развития на коррекционных занятиях 41
3.3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития 43
3.4. Результаты реализации коррекционно-развивающей программы
развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61


На современном этапе развития общества с каждым годом увеличивается число детей с задержкой психического развития (ЗПР), которая опосредована, неблагоприятной социальной ситуацией, частично, недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных организаций.
Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике, поскольку дети с подобной неврологией не могут справляться с требованиями программ детского образовательного учреждения, и на момент поступления ребенка с ЗПР в общеобразовательную школу обладают недостаточным уровнем подготовки к поступлению к школе. В том числе у детей с ЗПР помимо нарушений различных психических функций наблюдаются нарушения речевой системы и использование элементов речи на практике, что в свою очередь не позволяет перейти на более высокий уровень развития усвоения речи и осознанию сложных элементов звукопроизношения.
Исследования в данной области заключается в недостаточном изучении процессов внимания у дошкольников с задержкой психического развития. Рост детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом, и поэтому существует необходимость изучения данного вопроса, а также разработки эффективных средств коррекции внимания в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.
Ранний и дошкольный возраст являются наиболее важными для становления ребенка. В эти периоды закладываются основы его психофизиологического здоровья, эмоционально-волевого состояния, умение взаимодействовать с социумом, становление познавательной деятельности, определение норм и правил поведения, формирование ценностей и многое другое.
Источниками научного познания о необходимости реабилитационных мероприятий и включение детей дошкольного возраста, с трудностями в развитии в социальные институты (детский сад, школу) являются работы Л. С. Выготского о теории влияния социальных факторов на развитие ребенка с проблемами в развитии. Теоретической базой исследования особенностей развития детей с проблемами являются достижения отечественной педагогической и психологической науки (в том числе - дошкольной), которые отражены в трудах П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. Н. Дроновой, О. В. Дыбиной- Артамоновой, А. В. Запорожца, В. В. Зеньковского, Б. В. Зейгарник, В. С. Ильина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Н. Б. Крыловой, А. Л. Лурии, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского С. Л. Рубинштейна.
Своевременное выявление, исследование и коррекция нарушений познавательной сферы, и, прежде всего, такого психического процесса, как внимание у детей с ЗПР в дошкольном возрасте является необходимым и обязательным условием для их дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Гипотезой нашего исследования выступает следующее: внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно повысить через коррекционно-развивающую работу.
Объектом исследования являются процессы внимания у дошкольников с ЗПР.
Предмет - процесс развития внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы - определение и реализация содержания коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Для изучения поставленной цели следующие задачи:
1. Повести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста с нормативным развитием в условиях реабилитационного центра.
3. Определить особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра.
4. Разработать программу коррекционно-развивающих мероприятий по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
6. Оценить возможные изменения в развитии внимания у дошкольников с задержкой психического развития после проведения коррекционно-развивающих занятий.
7. Провести сравнительных анализ контрольной и экспериментальной групп дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения задач были использованы следующие методы: анализ методической, научно-теоретической литературы и периодической печати, эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР, анализ результатов педагогического эксперимента

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования теоретического и эмпирического аспекта развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития были рассмотрены характеристики внимания в разных аспектах. Внимание является стороной всех познавательных процессов сознания в которой данные процессы выступают как деятельность, направленная на объект - это организованность избирательного характера процессов нашего сознания.
Выделены и рассмотрены основные свойства внимания:
- концентрация внимания характеризуется степенью
сосредоточенности на объекте;
- устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточенности, умении не отвлекаться в течение определенного периода времени;
- объем внимания определяется количеством одновременно
воспринимаемых ребенком объектов;
- распределение характеризуется способностью выполнения
нескольких действий одновременно;
- переключение характеризуется способностью менять направленность внимания, переходить от одного вида деятельности к другому.
Выделены основные особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- неустойчивость внимания, ведущая к снижению продуктивности, которая обусловливает трудности выполнения заданий и требует постоянного контроля;
- сниженная концентрация внимания характеризуется трудностями сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- снижение объёма внимания: ребёнок способен удерживать одновременно наименьший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у детей с ЗПР затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания: ребёнок окружен
раздражителями, которые затрудняют выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей;
- сниженное распределение внимания: ребёнок не способен выполнять несколько действий одновременно;
- «прилипание внимания» характеризуется трудностями переключения с одного вида деятельности на другой в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
У дошкольников с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное. Все яркое, новое, что способно привлечь к себе внимание, является для них самым интересным. Детям такого возраста очень сложно сосредоточиваться на однообразной и скучной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного, не игрового и длительного напряжения. Дошкольники способны удержать внимание на некоторых интеллектуальных задачах, которые не требуют особых усилий, воли и высокой мотивации.
Благодаря полученным теоретическим данным у нас появилась необходимость проверить внимание у дошкольников с ЗПР практически. Для этого мы организовали и провели психолого-педагогическое исследование посредствам специально подобранных методик.
В результате исследования внимания у дошкольников были выявлены следующие показатели:
- дети дошкольного возраста без ЗПР, по сравнению с детьми с ЗПР, обладают более высокие показателями устойчивости и концентрации внимания;
- распределение и концентрация внимания у дошкольников с ЗПР значительно ниже показателей дошкольников без ЗПР;
- показатели объема и степени концентрации внимания детей с ЗПР занижены в отличие от дошкольников с нормативным развитием;
- уровень продуктивности, устойчивости, концентрации,
переключения и распределения внимания у дошкольников с ЗПР ниже уровня дошкольников с нормативным развитием;
- у дошкольников с задержкой психического развития преобладает целостный тип внимания, а у нормотипичных дошкольников преобладает многофокусное внимание.
Благодаря проведенному эксперименту по развитию внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР в ходе реализации коррекционно-развивающей программы было выявлено, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте, уровень внимания повысился, однако у двух детей остался неизменным, поэтому мы считаем необходимым индивидуальный и дифференцированной подход к построению работы по развитию данного психического процесса в условиях реабилитационного центра.



1. Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации : монография / И. И. Апарина. - М. : Альфа-Пресс, 2000. - 207 с.
2. Волгин, Н. А. Социальная политика: энциклопедия / Н. А. Волгин. - М, : Альфа-Пресс, 2006. 540 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 3 : Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции / отв. ред. А. М. Нечаева. - М. : Институт государства и права РАН, 2004. - 194 с.
5. Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие монография / В. Г. Игнатов. - М. : Изд. «МарТ», 2005. - 205 с.
6. Климантова, Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России монография / Г. И. Климантова. - М., 2001. - 156 с.
7. Кон, И. С. Ребенок и общество : монография / И. С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
8. Конституция Российской Федерации : [принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. - 63 с.
9. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР монография / Р. И. Лалаева. - СПб., 2005. - 188 с.
10. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
11. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М., 2005. - URL :
https://eknigi.org/gumanitarnye nauki/167296-osnow-teorii-rechi.html (дата
обращения: 26.11.2020).
12. Максимова, Н. Ю. Основы патопсихологии монография : учебное пособие / Н. Ю. Максимова, К. Л. Милютина, В. М. Пискун. - М. : Перун, 2009. - 464 с.
13. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития : монография / Е. В. Мальцева // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 66-70.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество : монография / В. С. Мухина. - М. : Академия,
2004. - 456 с.
15. Немов, Р. С. Психология, психодиагностика : монография / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2001. - 640 с.
16. Права детей : международные акты о правах человека / под ред. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М. : Инфра, 2010. - 323 с.
17. Пешихонов, Ю. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы : монография / Ю. В. Пешихонов, С. В. Водопьянов // Финансы. - 2001. - № 3. - С. 58-90.
18. Павленок, П. Д. Основы социальной работы : монография / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 310 с.
19. Пронина, Е. И. Роль основных агентов в социализации в формировании ценностей молодежи и подростков современной России : монография / Е. И. Пронина. - М. : ЦСП, 2003. - 432 с.
20. Роик, В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты : монография / В. Роик. - М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2007. - 247 с.
21. Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2005. - 87 с.
22. Смирнов, С. С. Социальная политика. Новый курс / С. С. Смирнов, Н. А. Исаев // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - С. 258-268.
23. Социальная работа: теория и практика / ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М. : ИНФРА, 2004. - 210 с.
24. Социология семьи / под ред. А. И. Антонова. - М. : ИНФРА,
2005. - 276 с.
25. Социология управления социальной сферой / В. Н. Ковалев. - М. : Академический проект, 2003. - 314 с.
26. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : книга для учителей и преподавателей / Е. С. Слепович. - М. : Педагогика, 1989. - 64 с.
27. Сохин, Ф. А. Развитие речи дошкольников с ЗПР : монография / Ф. А. Сохин. - М. : Проспект, 1984. - 156 с.
28. Тетерский, И. О. Введение в социальную работу : монография / И. О. Тетерский. - М. : Академический проект, 2004. - 335 с.
29. Тишин, Е. А. Актуальные проблемы социального развития : монография /Е. А. Тишин // Экономист. - 2016. - № 4. - С. 175-185.
30. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : монография / Г. А. Урунтаева, Ю. Г. Афонькина. - М. : Просвещение, 2011. - 291 с.
31. Холостова, Е. И. Глоссарий социальной работы : монография / Е. И. Холостова. - М, 2007. - 214 с.
32. Холостова, Е. И. Социальная работа : монография /
Е. И. Холостова. - М. : Изд. «Дашков и К», 2004. - 287 с.
33. Холостова, Е. И. Теория социальной работы : учебное пособие / Е. И. Холостова - М. : Юристъ, 2019. - 269 с.
34. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образа жизни : монография / Б. Н. Чумаков. - М. : Издательство «Педагогическое общество России», 2004. - 198 с.
35. Шаронов, А. О. некоторых аспектах социальной политики :
монография / А. О. Шаронов // Экономист. - 2008. - № 8. - С. 158-167
36. Щеглова, С. Н. Детство : социологическая энциклопедия /
С. Н. Щеглова. - М. : Педагогика, 2003. - 600 с.
37. Электронная национальная социологическая энциклопедия - URL:
НИр://уо1ип1агу.ги/&с1юпагу/1106^огб/сепо51/(дата обращения: 21.07.2020).
38. Эльконин, Д. Б. Развитие речи детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. - М., 2003. - URL :http://fusionpiter.ru(дата обращения: 21.07.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ