Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА АБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 9
1.1. История возникновения и сравнительный анализ понятий
абилитация и реабилитация 9
1.2. Особенности физического развития обучающихся с умственной
отсталостью 13
1.3. Классификация видов занятий по физической культуре при работе с
обучающимися младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 22
1.4. Методы и приемы, используемые при работе с умственно отсталыми
обучающимися младшего школьного возраста на занятиях по физической культуре 31
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 49
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем эксперименте 49
2.2. Методика обследования координационных способностей у
обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 52
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 56
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 58
3.1. Содержание программы координационных способностей у
обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре 58
3.2. Апробация программы координационных способностей у
обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре 60
3.3. Анализ контрольного эксперимента и полученных результатов 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ. 1 91
Актуальность данной работы обусловлена тем, что умственная отсталость из всех функциональных отклонений здоровья человека считается наиболее распространенным и тяжелым дефектом, в настоящее время количество таких людей не уменьшается, поэтому в первую очередь необходимо создавать условия для того, чтобы максимально скорректировать нарушения развития детей с данным заболеванием.
Согласно представленным сведениям Управления реабилитационных служб и специального образования Министерства образования Российской Федерации, из 600 000 учащихся с отклонениями в развитии дети с
ограниченными интеллектуальными возможностями составляют 60%.
Понятие «умственная отсталость» объединяет множество патологических форм, различающихся патологией, патогенезом, клиническими проявлениями, временем начала и особенностями течения. Они состоят из одной особенности, эти особенности включают неразвитость когнитивной области, абстрактное мышление, процесс обобщения и инерцию психологического процесса, все из которых необходимы на уроках физического воспитания. Основная цель воспитания и обучения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями - дать им определенные знания, навыки и умения, чтобы они могли адаптироваться к социальным нормам независимой жизни [18].
На сегодняшний день адаптивная физическая культура, а именно физическая культура, которая предназначена для людей с нарушениями в развитии и ограниченными функциональными возможностями, считается мощным «агентом социализации» личности.
При проведении учебно-воспитательной работы физическое воспитание для детей с умственной отсталостью является значимым и решает образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи [20].
Согласно предположению Н.П. Вайзмана, у ребенка с умственной отсталостью нарушается двигательная сфера, где происходят определенные нарушения, которые относятся к составной части ведущего дефекта. Данные нарушения можно определить так же, как и дефект в интеллектуальной сфере, а конкретно за счет нарушений аналитико-синтетической коры головного мозга. Чтобы обучить детей с интеллектуальными нарушениями двигательным действиям необходимо учитывать данные нарушения, так как они являются преградой [15].
У большинства детей с легкой степенью умственной отсталости нарушение интеллекта практически всегда связано с неправильным развитием моторной сферы. Движение необходимо ребенку для познания окружающей среды, также он овладевает речью, у него развивается познавательная деятельность и происходит воспитание его личности, поэтому адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью направлена на коррекцию двигательных нарушений и считается значимым направлением учебно-воспитательной работы [29].
На данный момент существует специальная система обучения для детей с умственной отсталостью, а именно специальные школы и детские дома. Ребенку с умственной отсталостью необходимо обучаться не в массовой школе, а во вспомогательной, где есть все необходимые условия для его обучения.
Основная задача обучения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, обучающихся в специальных (коррекционных) школах- интернатах, - развитие их потенциальных познавательных способностей, участие в поведенческой работе, привитие трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечная цель обучения и воспитания детей с ограниченными интеллектуальными возможностями - дать им возможность выполнять легкодоступные рабочие места, приносящие пользу обществу и приобретающие их социальный опыт. Для достижения этих целей необходимы материально-технические условия, кадры, программное и методическое обеспечение [48].
Проблема развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью остается актуальной на сегодняшний день даже несмотря на многообразие средств и методов, направленных на развитие координации. Для детей с умственной отсталостью развитие координационных способностей считается значимым в процессе их физического воспитания, так как в дальнейшем они смогут с наименьшими усилиями осваивать сложные движения, а также новые умения и навыки. Так как на данный момент усложняются условия современного производства и, в целом, повышается темп жизни, то важно развивать их координационные способности, чтобы обучающиеся с умственной отсталостью легче социально адаптировались.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для процесса адаптивного физического воспитания наиболее важным является развитие координации, поэтому необходимо создавать условия, которые бы способствовали эффективному овладению двигательных умений и навыков. Также требуется учитывать методические рекомендации по полу, возрасту, степени тяжести дефекта, особенностям психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Проблемой физического развития детей с умственной отсталостью занимались такие авторы, как А. А. Дмитриев, А. Н. Плешаков, Е. С. Черник, доказавшие, что такие дети отстают в двигательной сфере от нормально развивающихся сверстников [27, 55, 64].
Объектом исследования выступает процесс развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.
Предметом исследования является комплекс абилитационных мероприятий, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре.
Цель исследования - на основе теоретического анализа и полученных экспериментальных данных разработать программу развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ основ становления комплекса абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре.
2. Изучить координационные способности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать программу развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре.
4. Экспериментально проверить эффективность программы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре в сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости повлечет за собой рост показателей двигательных способностей, повысит эффективность процесса физического воспитания, а также уровень социальной адаптации данной категории детей.
Новизна исследования заключается в том, что разработана и описана программа развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре, которая может быть использована педагогами по адаптивной физической культуре в школе.
Практическая значимость исследования заключается в накоплении опыта, касающегося особенностей данного контингента обучающихся, на основании которого возможно в перспективе составление методических рекомендаций для руководителей дошкольных, школьных образовательных учреждений, а так же реабилитационных центров и центров досуга для детей с умственной отсталостью.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании принимали участие 10 детей 8 - 9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Целью настоящего исследования было на основе теоретического анализа и полученных данных разработать программу развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре.
Решая задачи исследования, мы, прежде всего, уточнили, что входит в понятие «умственная отсталость». А, именно, в данное понятие объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по миологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекании. Общий объединяющий их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов, что играет немаловажную роль и на уроках физкультуры. Целью воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является приобретение ими знаний, умений и навыков такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и самостоятельной жизни.
Также в данной работе мы раскрыли понятие «абилитация». Абилитация входит в систему лечебно-педагогических мероприятий, которая имеет цель предупредить и лечить патологические состояния у детей в раннем возрасте, когда они еще не адаптировались к социуму, следовательно, не имеют возможность в полном объеме трудиться, учиться и быть полезным для общества.
Анализ литературы показал, что при подборе средств для развития координационных способностей у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости важно обращать внимание на особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, а также, насколько трудно воспринимается учебный материал.
Следовательно, мы выделили определенные дидактические правила, на которые опирались в своей работе, а именно иметь необходимый запас легких упражнений для дальнейшего усложнения, во время выполнения физических упражнений побуждать к словесной регуляции и стимулировать наглядно-образное мышление, стараться разными способами воздействовать на познавательную деятельность детей с умственной отсталостью. Также во время работы обращать внимание на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка с легкой степенью умственной отсталостью. В свою очередь не забывать, что упражнения в игровой форме даются детям легче и развивают ассоциативную память.
В эмпирической части работы подробно освещена процедура исследования на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». В исследовании принимали участие 10 обучающихся 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Исследование проводилось в два этапа. Первичная диагностика была проведена до начала формирующего эксперимента. На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента, а также на основе проведенного теоретического анализа, нами была разработана и апробирована программа развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре. На этапе контрольного эксперимента был реализован комплекс методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Проанализировав результаты, достигнутые после внедрения нашей программы, можно с уверенностью сказать, что выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости повлечет за собой рост показателей двигательных способностей, повысит эффективность процесса физического воспитания, а также уровень социальной адаптации данной категории детей, подтвердилась.
Подведя итог, следует отметить, что нарушение интеллекта у ребёнка с умственной отсталостью почти всегда сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Коррекция двигательных нарушений средствами адаптивной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательной работы, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребёнка.
Таким образом, цель исследования реализована полностью, задачи, поставленные в работе, решены.
1. Аксенова, Л.И Специальная педагогика / Л. И. Аксенова ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2002. - 400 с.
2. Астафьев, Н. В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н. В. Астафьев,
А. С. Самыличев. - Омск : СибГАФК, 1997. - 136 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 128 с.
4. Бабенкова, Р. Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания / Р. Д. Бабенкова. - М. : Педагогика, 1963. - 96 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 1982.
6. Барабаш, О. А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида / О. А. Барабаш ; под общ. ред. С. П. Евсеева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2007. - 172 с.
7. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова [и др.]. - Псков, 1999. - 218 с.
8. Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основа ми организации коррекционной помощи / С. Б. Башмакова. - Киров : ВятГГУ, 2007. - 101 с.
9. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова [и др.]. - М. : Владос, 2010. - 338 с.
10. Бебриш, Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э. П. Бебриш // Дефектология. - М., 1976. - № 4. - С. 29-32.
11. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
12. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген.- М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
13. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. - М. : ФиС, 1987. - 144 с.
14. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородулина.- Ростов-н/Д. : Феникс, 2004.
15. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. - М. : Аграф, 1997. - 247 с.
16. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. - М. : АСТ, 2005.
17. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
18. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 2000. - 103 с.
19. Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей /
B. М. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5. -
C. 41-48.
20. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 478 с.
21. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : ЛАНЬ, 2003. - 54 с.
22. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/ О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова.- М. : Просвещение, 1985. - 72 с.
23. Гатев, В. А. Развитие зрительно-двигательной координации в детском возрасте / В. А. Гатев. - М. : София, 1973. - 154 с.
24. Горская, И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта / И. Ю. Горская, Т.В. Синельникова. - Омск : СибГАФК, 1999. - 114 с.
25. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. - Омск : СибГАФК, 2000.
26. Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб., 2002. - 169 с.
27. Дмитриев, А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития /
А. А Дмитриев. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 67 с.
28. Дмитриев, А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / А. А. Дмитриев. - Красноярск, 1987. - 152 с.
29. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании /
A. А. Дмитриев. - М. : АКАДЕМИЯ, 2002. - 176 с.
30. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта /
B. И. Дубровский. - М. : Владос, 2003. - 512 с.
31. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев, Т. А. Власова, В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
32. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения / С. П. Евсеев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2014. - 298 с.
33. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. - 94 с.
34. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 199 с.
35. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков.
- М., 1988. - 241 с.
36. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин.
- М. : Просвещение, 1980. - 45с.
37. Карабапова, О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка / О. А. Карабапова. - М., 1997. - 129 с.
38. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева. - М., 1993.
- 239 с.
39. Козленко, Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Н. А. Козленко // Дефектология. - 1991. - № 2. - 43 с.
40. Колтаков, Л. С. Об особенностях и взаимодействиях некоторых проявлений способностей, овладения новыми двигательными действиями в школьном возрасте / Л. С. Колтаков, Л. П. Матвеев // Теория и методика физической культуры. - 1975. - 243 с.
41. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. - 63 с.
42. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. : Просвящение, 2014. - 127 с.
43. Кузнецова, З. И. Возрастные особенности развития физических способностей / З. И. Кузнецова. - М., 2006.
44. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. - М. : Академия, 2003. - 211 с.
45. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого¬
педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н. Л. Литош.
- М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 115 с.
46. Лопухина, И. Л. Логопедия. Ритм. Речь. Движение / И. Л. Лопухина. - СПб. : Дельта, 1997. - 105 с.
47. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : АПН, 1960. - 215 с.
48. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : АСТ, 2001. - 218 с.
49. Маринчева, Г. С. Умственная отсталость. Руководство по психиатрии / Г. С Маринчева, М. Ш. Вроно ; под ред. А. С. Тиганова. - М. : Медицина, 1999. - 55 с.
50. Нарзулаев, С. Б. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие / С. Б. Нарзулаев, В. Ф. Пешков. - Томск, 2002. - 210 с.
51. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. - М. : Эксмо- Пресс, 2020. - 224 с.
52. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. - М. : Изд. АПН, 1959. - 160 с.
53. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
54. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / В. Г. Петрова. - М., 1969. - 215 с.
55. Плешаков, А. Н. Исследование учащихся вспомогательной школы и коррекционная работа на уроке физической культуры : автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) / А.Н. Плешаков. - Воронеж, 1975. - 181 с.
56. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника /
С. Я. Рубинштейн. - М., 1986. - 113 с.
57. Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта / Н. О. Рубцова. - М. : РГАФК,1995. - 47 с.
58. Сапин, М. П. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М. П. Сапин, В. И. Сивоглазов. - М. : Академия, 1997. - 405 с.
59. Сермеев, Б. В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей: к итогам десятилетних исследований / Б. В. Сермеев, М. Н. Фортунатов // Дефектология. - М., 1980. - № 4. - С. 36-44.
60. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - СПб. : Речь, 2008. - 246 с.
61. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов. - М. : Владос-Пресс, 2002. - 286 с.
62. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Олимпия Пресс, 2001. - 345 с.
63. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2003. - 55 с.
64. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе / Е. С. Черник. - М., 1997. - 165 с.
65. Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная.- М. : Академия, 2006. - 208 с.
66. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры:
Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и
развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова ; под ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2001. - 95 с.
67. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры:
Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и
развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова ; под ред. проф. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2001. - 152 с.
68. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры/ под. ред. Л. В. Шапковой. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
69. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 120 с.
70. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965.