Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией

Работа №93435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента
исследования по выявлению особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 19
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольного возраста с дизартрией 35
3.2. Содержание работы логопеда по коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 41
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63


В современное время одной из ключевых проблем логопедии является проблема нарушений в области звукопроизношения у детей дошкольного возраста различными формами тяжелых расстройств речи, в том числе с дизартрией.
Последние десятилетия показали усиленный рост нервно-психических заболеваний у детей, что способствует задержке развития основных психических функций, а это приводит к речевым патологиям. Поэтому проблема коррекции речевых нарушений остается актуальной на сегодняшний день. В современной логопедической практике большое значение отводится разработке разнообразных инновационных форм работы с дошкольниками с речевыми патологиями, интегрируя их с традиционными способами коррекционно-развивающей деятельности, достигаются эффективные результаты.
Основываясь на исследованиях таких ученых, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др., можно отметить, что одним из главных симптомов дизартрии является нарушение звукопроизношения, которое проявляется в смешении, искажении, замене и отсутствии звуков.
Объект исследования - звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - на основе анализа литературы и данных логопедического обследования старших дошкольников с дизартрией подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у этих детей.
Задачи:
1. Дать характеристику развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Определить особенности нарушения звукопроизношения у старших дошкольников при дизартрии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и выявлению особенностей организации коррекционной логопедической работы.
4. Представить специфику организационно -методической работы логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
5. Обработать результаты реализации логопедической работы формирующего этапа эксперимента у старших дошкольников с дизартрией.
Проблема исследования: на базе исследования актуальности темы настоящей работы была выявлена проблема, заключающаяся в невозможности повышения уровня навыков звукопроизношения у детей с дизартрией без комплексной логопедической работы, содержание которой должно быть разработана на основе результатов исходного диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предположительна положительная динамика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в формирования грамотного звукопроизношения будет наблюдаться в случае организации корректной логопедической работы, которая должна включать в себя следующие этапы работы над звукопроизношением:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция нарушений звукопроизношения: постановка звуков и закрепление их в слогах, словах и высказываниях.
3. Формирование фонематических процессов.
Теоретико-методологическая база исследования: работы в области закономерностей нормального и аномального развития
Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и др.; исследования, посвященные выявлению причин возникновения дизартрии и других речевых расстройств Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и др.; труды В.В. Виноградова и Р.Е. Левиной относительно специфики понимания речи, как структурной системы со взаимосвязанными между собой компонентами; исследования, посвященные рассмотрению онтогенетического принципа, предполагающего учет при коррекционном воздействии онтогенетической последовательности формирования психических новообразований (труды Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, И.Ю. Левченко и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка данных.
4. Анализ, синтез и интерпретация полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР «Академия успеха» детский сад №550.
В исследовании принимало участие 5 детей (ФФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии).
Теоретическая значимость: подтверждены имеющиеся научные сведения о нарушении звукопроизношения и ограничении подвижности речевого аппарата у детей с выявленной спецификой нарушений.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подробно изучив в рамках настоящего исследования вопрос специфики изучения нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, мы сформулировали следующие выводы.
В теоретической части настоящего исследования нами был проведен анализ научной и специальной литературы, в результате которого были сформулированы характерные особенности относительно развития и формирования у детей фонематического слуха в норме речевого развития и при дизартрии.
Мы определили, что речь не является врожденной способностью человека, а представляет собой приобретенный через процесс активного взаимодействия с окружающим миром и обществом навык. Развиваясь вместе с ребенком, речь не может формироваться самостоятельно - она зависит от разнообразных факторов, которые прямо или косвенно влияют на формирование будущей личности.
С опорой на специальную литературу мы выяснили, что одним из этапов в формирования грамотной речи является процесс овладения ребенком фонетической стороной речи. Исходя из того факта, что «гуление», начинающееся у детей с 3 месяцев от рождения, считается одним из первых этапов развития речи и представляет собой подготовку артикуляционного аппарата к последующему произнесению звуков.
Также мы пришли к выводу, что нельзя выискивать нарушения в области звукопроизношения на ранних этапах развития ребенка. Слова, произнесенные ребенком в раннем дошкольном возрасте, очень сильно деформированы, искажены. Ребенок не может сразу произносить слова без искажения звуков, лишь постепенно он овладевает грамотным произношением.
Рассматривая особенности звукопроизношения у детей с дизартрией, для начала мы определились с толкованием термина «дизартрия», в результате чего нами было определено, что под дизартрией следует понимать комплекс сложных форм нарушений речи, в частности звукопроизношения, характеризующиеся невнятностью и гнусавостью речи ребенка дошкольного возраста.
Опираясь на работы разных специалистов (дефектологов и логопедов), мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией зачастую выявляются нарушения в области звукопроизношения полиморфного характера, недоразвитие и несформированность основных фонематических процессов, проявляющиеся в том, что ребенок не распознает на слух близкие звуки. Несформированная артикуляционная моторика и недоразвитие слухового восприятия способствуют тому, что звукопроизносительные нарушения и возникающие при этом дефекты начинают приобретать устойчивый характер.
Во второй главе настоящего исследования нами было проведено опытно-экспериментальное обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления исходного уровня развития звукопроизношения у детей 5 лет с дизартрией, включающее в себя 4 этапа. В рамках подготовительного этапа экспериментальной деятельности нами был произведен тщательный отбор и изучение основных материалов методико¬диагностического характера относительно выявления уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией. В рамках констатирующего этапа нами была проведена диагностическая работа по выявлению особенностей звукопроизношения у детей обследуемой логопедической группы с дизартрией по методике Е.Ф. Архиповой, подобранной нами на подготовительном этапе опытно-экспериментальной работы. На формирующем этапе эксперимента нами были предложены содержание и методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с дизартрией звукопроизношения и фонематического слуха посредством индивидуальных и коллективных занятий. На контрольном этапе проводилась повторное обследование уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников логопедической группы с дизартрией. Также мы проанализировали и обобщили полученные данные после проведения формирующего этапа эксперимента, направленного на активизацию звукопроизношения и повышения уровня фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией посредством индивидуальных и коллективных занятий.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод, что представленная нами модель логопедической работы по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на формирующем этапе эксперимента является успешной и эффективной, ее результаты показали положительную динамику в развитии у детей с дизартрией навыков звукопроизношения.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза доказана.


1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 110 с.
2. Артеменко О. Н., Хлюстова И. А. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. - М., 2011. - № 8. - С.43-44.
3. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М., Педагогика, 1977. - 175 с.
4. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С.17-31.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. , АСТ, 2009. - 144 с.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб .: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 1. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». В 2 ч. Ч. 2. «Ринолалия. Дизартрия». - М., Владос, 2007. - 320 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., Детство- Пресс, 2007. - 480 с.
10. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Союз, 2003. - 60 с.
11. Диброва Е. И. Современный русский язык. 5 изд. - М., Дрофа, 2010. - 560 с.
12. Грунская Л. Я. Речевая полянка // Логопед - научно¬методический журнал. - 2008. - № 8. - С. 88-89.
13. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
14. Карелина И. Б. Дифференциация, диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С.10-15.
15. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., Медиа, 2012. - 192 с.
16. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда - М., Медиа, 2012. - 171 с.
17. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., Школьная пресса, 2007. - 48 с.
18. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. - СПб.: Каро, 2006. - 128с.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М., Гном и Д, 2013. - 136 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ