Введение 3
Глава 1. Художественные традиции в декоративно-прикладном искусстве России 10
1.1 Особенности русского стиля на примере произведений
декоративно прикладного искусства 10
1.2. Русский народный костюм, его состав, материалы и декор 21
Глава 2. Народные традиции как вектор в формировании и
развитии современного стиля 21
2.1 Интерпретация русского стиля в современных коллекциях
дизайнеров 38
2.2. Стилевые признаки народного костюма 50
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 60
Список иллюстраций 64
Иллюстрации
Русский народный костюм является уникальным памятником народного творчества, сочетающим в себе утилитарность, информационность и эстетичность. Он является одним из самых значимых пластов русской культуры. Традиционный костюм является связующим звеном между бытовой жизнью народа и его эстетическим наследием.
Основополагающее значение для выявления значимости народного искусства, органической частью которого является русский народный костюм, имеют исследования ученых-искусствоведов: Л.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, В.С. Воронова, К.М. Кирсановой, Н.Т. Климовой, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной и др. Основные закономерности искусства костюма, его функции и особенности художественного построения были сформулированы и раскрыты Р.М. Кирсановой, Г.С. Масловой, М.Н. Мерцаловой, Ф.М. Пармон и др.
Однако как отмечает кандидат философских наук Бакшаева О.А. в своей диссертации: «Отрыв традиций от обновления и развития не только превращает живые культурные ценности в мертвые музейные экспонаты, но и призывает людей жить по законам идеализированного, воображаемого прошлого. И в этой связи нельзя не согласиться с Е. Шацким в том, что «традиция живет только обновляясь, а у новации нет другого способа выжить, как доказать свою органичность, укорененность в культуре и добиться статуса традиции, выработать механизм взаимной адаптации традиции в конкретном месте и времени».
Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств народной одежды неотделимы от их переосмысления и обновления. В то же время, творческая трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма. Водораздел должен проходить не между традиционным и новым, а между высокой, возрождающей духовность в человеке и массовой культурой»
Таким образом, данная работа актуальна тем, что затрагивает не только уже хорошо изученные факты о русском народном костюме, но и раскрывает преемственность его элементов в новых формах одежды. В результате данного исследования мы определим положение русского народного костюма в современном обществе и раскроем процесс его трансформации и эволюцию в новые формы костюма.
Целью работы является изучение преемственности элементов русского народного костюма в коллекциях современных модельеров.
Задачи исследования:
Изучить понятие русского народного костюма в целом, его историю и основного значение
Выявить место русского народного костюма в современной жизни человека
Проанализировать основные модные тенденции последних 5 лет
Выявить проявления русской народной традиции в коллекциях модной одежды
Объектом исследования станет русский народный костюм, предметом - видоизменение русского народного костюма и его элементов.
Первый период отечественной историографии (1861 год - начало 1920¬х гг.) в значительной мере синхронен изучаемому пореформенному периоду российской истории. Отметим фундаментальные «Толкования слов, касаемых старинных одежд и облачений, головных уборов и обуви» В. И. Даля, «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» Н. В. Султанова и В. А. Прохорова, а также исследования одежды в народной и элитарной бытовой культуре И. Е. Забелина и Н. Я. Аристова. Особый интерес представляют публикации С. Н. Шаховской, Н. П. Шабельской, Н. Н. Соболева и В. В. Стасова, посвященные вещественным источникам по истории русского костюма. Последним был поставлен вопрос о картографировании ареалов распространения региональных вариантов русского костюма. Весьма распространенным было изучение социально-экономических аспектов производства и бытования материалов, отдельных элементов и комплексов одежды (работы С. И. Гулишамбарова, И. С. Аксакова, Н. П. Лангового и др.). Отметим сборник «Кустарная промышленность России», авторы которого освещают эволюцию женских костюмных промыслов конца XIX - начала XX вв. на разных территориях Российской империи, включая национальные окраины. Очерк русского кружева С. А. Давыдовой до настоящего времени является классическим исследованием по глубине раскрытия темы, широте охвата географии.
Симптоматичны для рассматриваемого периода научные публикации по вопросам взаимосвязи одежды со спортом, гигиеной и здоровьем, где много внимание уделяется и медицинским аспектам, таких авторитетных авторов, как М. М. Волкова и И. П. Мюллер.
В этот период публикуются обзоры по истории мирового костюма, где русский раздел играет заметную роль. Характерно, что в работе Ф. Ф. Комиссаржевского, достаточно подробно освещающей историю костюма от Древнего мира до 90-х годов XIX века, очерк отечественного костюма доведен лишь до воцарения Петра I. Нет никаких отсылок к пореформенным реалиям России и в этнографическом очерке Б. Ф. Адлера «Возникновение одежды».
В целом исследования истории русского костюма в период до начала 1920-х годов носили описательный характер. Чаще всего они включались в состав более общих этнографических или искусствоведческих разработок, где играли второстепенную роль.
Историография второго периода, когда авторы в основном исходили из установок марксистской советской этнографической школы, характеризуется постановкой и решением серьезных задач в области социокультурного изучения истории костюма. Дискуссии середины 1920-1930-х годов о направлениях научного исследования материальной культуры и предметов одежды как ее отрасли в известной мере углубили социокультурную направленность исторических исследований костюма и уменьшили эмпиризм этой отрасли науки. В послевоенные годы работа велась в нескольких направлениях: история костюма рассматривалась как последовательная эволюция художественных стилей в костюмных формах (М. Н. Мерцалова), как история моды (Р. М. Кирсанова), как часть истории материальной культуры (Р. М. Белогорская и Л. В. Ефимова, М. Г. Рабинович) и как часть социальной истории (М. В. Алпатов, Л. А. Анохина и М. Н. Шмелева).
Важным этапом в развитии костюмологии является оформление семиотики и психологии костюма как самостоятельных направлений (труды Н. И. Гаген-Торн, Т. В. Козловой). Впервые ставится вопрос о причинах существенных отличий русского костюма от западноевропейского, несмотря на длительное влияние последнего Публикуются работы этнографического характера по изучению как традиционного русского костюма (труды М. Г. Рабиновича, М. Н. Мерцаловой, В. А. Липинской, Г. С. Масловой, М. Н. Шмелевой, Л. В. Тазихиной, И. П. Работновой и В. Я. Яковлевой); так и традиционного костюма этнических групп, населявших Российскую империю - О. А. Сухаревой, Н. И. Гаген-Торн, Ф. Д. Люшкевич.
В советское время городской костюм России не рассматривался как значимый предмет исследования; однако в «Истории костюма» Н. М. Каминской была акцентирована необходимость изучения сословного костюма.
Практически одновременно в публикациях 1972 года «Истории костюма» М. Н. Мерцаловой и «Русском костюме» Е. М. Берман и Е. Д. Курбатовой появляется термин «городской костюм». В 1980-х годах над этой темой работали М. Г. Рабинович и К. В. Градова. Постепенно внимание костюмологов (Р. В. Захаржевской, Е. В. Киреевой, Н. М. Каминской) привлекли влияние исторических процессов на эволюцию городского костюма (который был объявлен принципиально новым стилем одежды) и факторы, обусловившие этот процесс. Немалое значение для проблематики диссертации имеет разработка категориально-понятийного аппарата истории костюма. На раннем этапе данного периода этому способствовали систематизация и каталогизация национализированных историко-культурных объектов, в числе которых были текстиль и предметы костюма различных исторических эпох. Результатом их анализа стали каталоги, справочники- определители и сборники научных статей В. К. Клейна, С. Н. Тройницкого, Е. М. Моисеенко, Л. И. Якуниной, М. Н. Левинсон-Нечаевой, Е. В. Арсеньевой, Н. А. Баклановой, И. А. Поповой и др. В конце 1920-х годов началась работа над текстильными словарями по международным стандартам CIETA (Centre International d'Etudes des Textiles Anciens, Международный центр изучения древних тканей в Лионе). В послевоенные годы разработка категориально-понятийного аппарата стала отдельным и важным направлением истории костюма. Продолжилось изучение истории шитья и производства одежды в России (Т. С. Алешина).
Историография современного периода исследований. Изучение одежды городского населения имперской России с середины 1990-х годов осознается как отдельная и весьма актуальная научная проблема. Этой теме посвящена серия значимых исследований. Т. С. Алешина и О. В. Бригадина избрали предметом своей работы костюм городского населения имперской России; одежда городских социальных групп стала предметом изучения Р. М. Кирсановой и О. А. Хорошиловой. Костюм горожан - выходцев из села изучает Л. В. Милов, мещанский костюм - З. М. Кобозева, военную и гражданскую униформу - Л. Е. Шепелев. Тематика костюма городского населения пореформенного времени отразилась также в 1990-х годах в публикациях Р. М. Кирсановой, М. Н. Мерцаловой, Т. Т. Коршуновой, Н. М. Калашниковой, Т. С. Алешиной, в 2000-х годах - Л. В. Беловинского, Н. Н. Сосниной и И. И. Шангиной, Л. В. Ефимовой и др. Известный интерес для нашей темы представляет и анализ костюма представителей Российского императорского дома в трудах О. Ю. Захаровой и С. А. Амелехиной.
Значительную часть историографии составляют труды ведущего исследователя моды имперской России Р. М. Кирсановой, в которых, среди прочего, дается системный анализ костюмной лексики. Ценный материал содержат труды специалиста по истории кроя Г. Г. Галаджевой, где пунктуально отслеживаются трансформации технологии изготовления одежды второй половины XIX - начала XX вв.
Важным направлением остается работа над категориально-понятийным аппаратом истории костюма. А. А. Иерусалимская в своей работе, которая ведется по современным стандартам, учитывает и накопленный опыт в словарях CIETA 1964, 1971, 1996-97 годов. Вопросы терминологии истории костюма и текстиля также были предметом публикаций Р. П. Андреевой, К. А. Буровика, Л. В. Орленко, Р. А. Степучева. Систематизации опубликованной научной литературы по истории костюма России, ставшей трудно обозримой, способствовали издания библиографических указателей A. Э. Жабревой, охватывающих до 5 000 наименований.
Для разработки нашей темы необходимо учесть и ряд исследований по сословным, классовым, демографическим и гендерным аспектам формирования городского общества в условиях пореформенной России, а также по этноконфессиональной и национальной структуре населения. Среди них - обобщающие труды Н. Л. Пушкаревой по гендерной истории, работы B. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой, И. И. Шангиной. Новое для отечественной историографии направление, рассматривающее гендерный аспект костюмологии, намечено М. Б. Романовской. Как отдельный предмет исследований формируется этнография города (А. Н. Зорин). Прояснение многих аспектов семиотики, психологии и социологии костюма в публикациях М. Л. Бутовской, Н. М. Калашниковой, М. И. Килошенко и А. Б. Гофмана способствуют анализу специфики российского костюма на европейском фоне.
Анализ историографии показывает, что, несмотря на значительный объем публикаций, исследующих историю русского костюма, проблема изменений во внешнем облике горожан, которые произошли в ходе формирования городской культуры нового типа, во многих аспектах не разработана. В частности, недостаточно изучены изменения внешнего облика населения, обусловленные модернизационными процессами в Российской империи 2-й половины XIX - начала XX вв.; далека от решения проблема влияния социальных и технических инноваций в городской культуре на развитие костюма городского населения; комплексный анализ процесса формирования и развития стандартизированного городского костюма пока не осуществлен.
Наличие этих проблем во многом определило предмет и объект диссертационного исследования, его цель и задачи.
В ходе исследования была использована широкая источниковая база: это экспозиции «Национального музея детства» (Лондон), фонды «Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства» (Москва), художественные образцы из экспозиции «Московского музея матрешки» (Москва), экспонаты художественной галереи "Universum"факультета искусств Алтайского государственного университета (Барнаул), фонд Алтайского государственного краеведческого музея (Барнаул), экспонаты народных кукол Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева (Барнаул).
В исследовании были проанализированы коллекции российских и зарубежных модельеров: Jeanne-Marie Lanvin, Jean-Paul Gaultier, «KENZO», «Chanel», John Galliano, «Valentino», Вячеслава Зайцева, Ульяны Сергиенко, A La Russe, Алены Ахмадулиной, Ольги Вильшенко. А также fashion- фотографии российской фотохудожницы Маргариты Каревой.
Косвенными источниками являются: опубликованные интервью Вячеслава Михайловича Зайцева для интернет-журнала «Вторжение»; «Открытое письмо В.М. Зайцева президенту Российской Федерации В.В. Путину».
Русский народный костюм, будучи частью народной культуры России, не исчезает полностью. Отчасти он остается в нетронутом виде в качестве сценического костюма в различных народных коллективах песни и танца, одежды участников исторических проектов реконструкторов, однако не встречается в повседневной жизни обычного человека. Можно сделать вывод, что традиционный русский костюм в его классическом понимании постепенно умирает, уступая новым тенденциям в одежде.
Многие российские деятели моды неоднократно пытались и пытаются возродить эту культуру в своих коллекциях. Таковы, например Ульяна Сергеенко, Алена Ахмадулина, Алексей и Анна Бородулины, огромную роль в популяризации народного костюма сыграли коллекции Вячеслава и Егора Зайцевых, Валентина Юдашкина, Дениса Симачева и бренда Bosco di Ciliegi.
Одновременно с процессом отмирания традиций национального костюма можно отметить трансформацию некоторых из его элементов и переход их в новом качестве в современный костюм. Архетипическая память народа очень сильна и не дает забывать свои корни и традиции, поэтому на новом историческом витке патриотизма, мы наблюдаем появление нового видоизмененного русского костюма, позаимствовавшего элементы традиционного костюма, народных промыслов, творчества деятелей императорской и советской эпох. Разумеется, этот новый вид одежды нельзя назвать исконно-русским в полной мере, однако нельзя отрицать и то, что в нем присутствует множество элементов народной культуры, которые заново завоевывают популярность и становятся как бы неонародными, совершая эволюцию культуры на наших глазах.
1. Выставка народного костюма художественной галереи "Universum"факультета искусств Алтайского государственного университета.
2. Выставка народных кукол Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева.
3. Интервью с мастером матрешки Ириной Васильевой «Цветовой контраст».
4. Фонд Алтайского государственного краеведческого музея.
Электронные ресурсы:
5. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
[Электронный ресурс]: 2001 г. URL:http://www.museum.ru/M276 (5.04.2015 г.)
6. Интервью Вячеслава Михайловича Зайцева для интернет-журнала «Вторжение».
ПРОСТОЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК - ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ [Электронный ресурс]: 2010 г. URL:
http://russkiychelowek.livejournal.com/1150957.html(27.03.2015)
7. Мода весна-лето 2014 от русских дизайнеров [Электронный ресурс]: 2011 г. URL: http://vev.ru/blogs/moda-vesna-leto-2014-ot-russkih-dizaynerov.html(26.04.2015 г.)
8. Национальный музей детства в Лондоне.
Home Page - Victoria and Albert Museum [Электронный ресурс]: 2014 г. URL: http://www.vam.ac.uk/moc/(5.04.2015 г.)
9. «Открытое письмо В.М.Зайцева президенту Российской Федерации В.В.Путину».
ПРОСТОЙ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК - ЗАГОВОР ПРОТИВ РУССКОЙ ОДЕЖДЫ [Электронный ресурс]: 2010 г. URL:
http://russkiychelowek.livejournal.com/1150957.html(27.03.2015 г.)
10. Сказочный русский фотограф [Электронный ресурс]: 2003 г. URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/skazochnyj-russkij-fotograf- 725360/ (2.04.2015 г.)
11. A La Russe Anastasia Romantsova осень-зима 2013-2014 [Электронный
ресурс]: 2006 г. URL: http://www.livemaster.ru/topic/280695-a-la-russe-
anastasia-romantsova-osen-zima-2013-2014 (01.05.2015)
Литература:
12. Андросова Э. М. Основы художественного проектирования костюма. Учеб. пособие/Э. М. Андросова. - Челябинск: Медия-Принт, 2004. - 176 с.
13. Ананьева Е.Куклы мира/Е. Ананьева, Т. Евсеева. - М.: Аванта+, 2003. - 184с.: ил.
14. Горожанина С. В. Русская матрёшка/С. В. Горожанина. - М.: Интербук - бизнес, 2012. - 206с.: ил.
15. Мода : рекламно-информ. журн. / МЛП РСФСР. - Л., 1980. - № 2(11). - С. 34-35.
16. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство. Учеб. пособие/В. Н Молотова. - М.: ФОРУМ, 2007. - 272 с.: ил.
17. Петушкова Г. И. Проектирование костюма: учеб. /Г. И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
18. Рачицкая Е. И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е. И. Рачицкая В. И. Сидоренко. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2002. - 412 с.
19. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия /Н. Соснина, И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПб, 1998. - 400 с.
20. Соловьева Л. Н. Русский сувенир. Матрешка: [книга-альбом] /Л. Н. Соловьева. - М.: Интербук-бизнес, 1997. - 95с.: ил.
21. Стасов В. В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. - Вып.1 /В. В. Стасов. - СПб.: Т-ва общественная польза, 1872. - 129с.
22. Vogue Россия : рекламно-информ. журн. / ЗАО «Конде Наст». - М., 2010.
- № 9. - С. 122-128, 130-140, 152-170, 190-193.
23. Vogue Россия : рекламно-информ. журн. / ЗАО «Конде Наст». - М., 2010.
- № 10. - С. 100-104, 126-140, 166-170.
24. Vogue Россия : рекламно-информ. журн. / ЗАО «Конде Наст». - М., 2010.
- № 11. - С. 78-80, 130.
Электронные ресурсы:
25. Декоративно-Прикладное Искусство что такое dekorativno-prikladnoe
iskusstvo значение и толкование слова, определение термина [Электронный ресурс]: 2006 г. URL:
http://slovarslov.rU/slovar/bes/d/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html(10.03.2015 г.)
26. Интернет-журнал K&M [Электронный ресурс]: 2010 г. URL:
http://www.katiagreen.ru/magazines/48(01.05.2015 г.)
27. Осень/зима 2015-2015. Модные цвета [Электронный ресурс]: 2014 г. URL:
http://platyamodnye.com/osen-zima-2015-2016-modnyie-tsveta/ (25.04.2015
г.)
28. Рабочая программа регионального курса «Искусство родного края» [Электронный ресурс]: 2010 г. URL: http://takya.ru/nuda/prepodavanie- dannogo-kursa-imeet-boleshoe-znachenie-v-realizac/main.html(08.03.2015 г.)
29. Русские мотивы в зарубежной моде [Электронный ресурс]: 2000 г. URL: http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65635b2bd79a4d53b89521216d27_0.h tml (17.05.2015 г.)
30. «Синдром кокошника»: как русский стиль заболеванием RussModa
Magazine [Электронный ресурс]: 2013 г. URL:
http://www.russmodamag.ru/678(20.05.2015 г .)
31. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Народные промыслы:
история развития и современное состояние [Электронный ресурс]: 2011 г. URL: http: //sni-vak.ru/статьи-вак/hystory/narodnye-promysly-istoriya-
razvitiya-i-sovremennoe-sostoyanie (03.03.2015 г.)
32. Энциклопедия & Словари [Электронный ресурс]: 2009 г. URL: http://enc- dic.com(10.03.2015 г.)
33. SweetStyle magazine. Chanel в русском стиле [Электронный ресурс]: 2010 г. URL: http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/trend/2008/243(09.05.2015 г.)