Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №93360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Ценностно-смысловая сфера как предмет психологического
исследования 7
1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности у детей
подросткового возраста 12
1.3. Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей
подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА 26
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 26
2.2. Обоснование выбора методов и методик выявления уровня
сформированности ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 27
2.3. Описание психодиагностической процедуры и анализ
результатов экспериментального изучения уровня сформированности ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 31
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 41
3.1. Составление психологической программы формирования
ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 41
3.2. Методические рекомендации психологу по апробации
психологической программы формирования ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69

Актуальность темы. Вопросы, связанные с формированием личности, формированием стремлений к самосовершенствованию и самореализации, являются одними наиболее значимых в современном обществе. Сегодня внимание прикладных социально-психологических наук направлено на человека, его индивидуальные особенности и потребности, возможности максимального раскрытия его потенциала и целостного развития личности.
В современной психолого-педагогической практике ведется разработка различных подходов к развитию ценностных ориентаций, личностного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако на сегодняшний день в этой области еще есть много вопросов, требующих анализа. Особенно это актуально для подросткового возраста, т. к. в этот период взросления дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную потребность в помощи специалистов, чтобы стать полноценными субъектами социума с адекватно развитым отношением к себе.
Подростковый возраст - это возраст, когда формируются устойчивые формы поведения, черты характера и формы эмоционального отклика, которые впоследствии во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, его социальную и личную зрелость.
Именно ценностные ориентации являются одним из наиболее важных и значимых факторов морального выбора человека, а также фактором, определяющим поведение в различных ситуациях. Вот почему деформация ценностных ориентаций человека лежит в основе формирования различных типов девиантных форм поведения.
Ценностные ориентации являются одним из центральных новообразований личности, которые выражают сознательное отношение человека к социальной реальности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают значительное влияние на все аспекты его реальности. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций с ориентацией личности.
Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - процесс формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель - формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1. Подобрать и проанализировать источники и научную литературу по проблеме и теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по выявлению сформированности ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. На основе полученных результатов и с опорой на теоретический анализ темы исследования составить программу формирования ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Частично апробировать программу.
6. Провести промежуточный мониторинг результатов апробации
программы.
7. Составить методические рекомендации по дальнейшей
апробации программы.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогики. Многие ученые, изучали данную тему, такие как Б. Г. Ананьев, Т. М. Андреева, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Т. Здравомыслов, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Франкл.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты и тестирование по методикам:
- методика изучения ценностных ориентации М. Рокича;
- тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (Д. А. Леонтьев);
- методика: тест для исследования культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд);
- методика: Анкета исследования ценностных ориентаций (Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова).
База исследования: МБУ СШ № 8 «Локомотив».
Практическая значимость исследования заключается в том, представленная программа формирования ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата может использоваться в психологических консультациях в целях оказания психологической помощи при формировании оптимальных ценностных ориентаций, жизненных установок, личностных особенностей. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в консультативной работе с педагогами, родителями и сотрудниками специальных школ-интернатов, для разработки программ реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и их интеграции в общество здоровых людей.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностно-смысловая сфера как предмет научного исследования в психологии представляет широкий спектр подходов к анализу соотношения ее основных компонентов: смыслов и ценностей. Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.
Интегрирующая роль ценностно-смысловых образований личности предстает в единстве характеристик субъективности, целостности, осознанности, избирательности, структурированности, иерархичности, динамичности, которые задают индивидуальный контекст развития ценностно-смысловой сферы личности посредством разноуровневых и разнородных по содержанию и структуре механизмов самовосприятия, самооценки, рефлексии, самоотношения, интериоризации, экстериоризации, конформизма, саморазвития, самоопределения, адаптации, социализации, индивидуализации.
В этом ракурсе ценностно-смысловая сфера предстает как интегративная личностно-психологическая характеристика ориентации человека, которая воплощает его экзистенциональную сущность в устремлении к наиболее полному выявлению и реализации своей личности во всем богатстве и разнообразии жизненных отношений, в которых ценности и смыслы становятся более интегрированными, структурированными и содержательными, а личность обретает ценностно-смысловую действенность в своем жизненном функционировании. 
Ценностно-смысловая сфера личности как психическое новообразование заявляет о себе в юношеском возрасте и проявляется в способности определять жизненные цели, осознавать смысл собственного существования, свою гендерную и психосексуальную идентичность, быть субъектом своей жизнедеятельности. На этом этапе возрастного развития, как утверждают психологи, происходит не только расширение диапазона ценностей и смыслов, но и их осознание, иерархизация, структурирование.
Подростковый возраст является сензитивным относительно формирования структур ценностно-смысловой сферы личности, которые обуславливают, в дальнейшем, социальную, профессиональную и другие виды направленности, её отношение к обществу в целом и своему месту в нём (аттитюды, установки, убеждения, ценности, личностные смыслы, идеалы и т. д.).
Социализация личности в подростковом возрасте - это не только переход от детства к самостоятельной взрослости, это и вступление в ответственную общественную жизнь. Подростки отчасти бессознательно, отчасти осознанно ведут постоянный поиск ценностных ориентиров, пытаются выстроить приоритеты и понять смысл своей жизни и жизни других людей.
Сегодня основной ценностью образования и воспитания становится формирование и развитие стойкой личностной позиции подростка и юноши по отношению к себе, окружающим людям и обществу. Данная позиция предполагает развитие устойчивой ценностно-смысловой сферы личности, развитого уровня ответственности.
Исследование проходило на базе МБУ СШ № 8 «Локомотив».
Контингент испытуемых составили обучающиеся группы Самбо - 10 человек в возрасте от 14 до 15 лет. Группа, специализированная на детей с детским церебральным параличом.
По итогу исследования была разработана программа формирования ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель программы - формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Программа занятий рассчитана на 31 часов, по одному часу в неделю.
Формирующий этап эксперимента проводился на базе МБУ СШ № 8 «Локомотив». В ходе формирующего этапа была произведена частичная апробация коррекционной программы.
Всего было реализовано 20 коррекционно-развивающих занятий.
Для отслеживания эффективности коррекционно-развивающей программы, после ее частичной апробации, был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга). Оценка эффективности проводилась на основании сравнения результатов до проведения коррекционно-развивающей программы и после. Для оценки эффективности был использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе эксперимента.
При дальнейшем использовании данной коррекционной программы необходимо учитывать порядок занятий в блоках. Для того, чтобы данная программа могла быть реализована в полной мере необходимо использовать такие формы и методы работы, как наблюдение, беседа, ведение документации, групповые занятия с психологом, мониторинг динамики развития.



Аверин, В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2015. - 250 с.
Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема
их формирования / В. Г. Алексеев. - М., 2016. - 145 с.
Барышева, М. В. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте / М. В. Барышева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4. - С. 28-32.
Близнецова, О. И. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста / О. И. Близнецова, И. П. Шапенкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 25-29.
Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. - М. : Знание, 2016. - 159 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2016. - 400 с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Воронеж : МОДЭК, 2017. - 352 с.
Бубнова, С. С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой / С. С. Бубнова // Психологическое обозрение. - 2016. - № 1. - С. 87-94.
Власова, Н. В. Формирование ценностно-смысловой сферы развивающейся личности / Н. В. Власова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2019. - №. 1. - С. 19-24.
Власова, Н. В. Развитие ценностно-смысловой сферы на различных этапах формирования личности / Н. В. Власова // Психологическое благополучие современного человека. - 2019. - С. 60-65.
Власова, Н. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения / Н. В. Власова // Психологическое благополучие современного человека. - 2019. - С. 60-65.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 2016. - 159 с.
Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособ. / Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2016. - 259 с.
Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А. М. Голуб //
Социально-психологическая работа. -2019. - С. 53-57.
Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С. Я. Ермолич // Внешкольное воспитание. - 2017. - С. 23-27.
Закревская, О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О. В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 655-655.
Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология. - М. : Мысль, 2015. - 159 с.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ