ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Раскрытие понятия нарушенного поведения 7
1.2. Характеристика поведения детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с умственной отсталостью 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 20
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в экспериментальном исследовании 20
2.2. Описание методик, используемых на констатирующем этапе
экспериментального исследования 23
2.3. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментального
исследования 28
ГЛАВА 3. РАБОТА ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.. 35
3.1. Обзор направлений работы олигофренопедагога по
предупреждению и коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 35
3.2. Составление и реализация программы по коррекции нарушений
поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 38
3.3. Методические рекомендации педагогам по предупреждению и коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного
возраста с умственной отсталостью 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 86
Большое внимание в обществе вызывают дети с отклоняющимся от нормы поведением. Отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие общепринятым правовым или нравственным нормам.
Поступок в психологии рассматривают как сознательное действие, как акт нравственной самоидентификации человека, где он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку и к самому себе.
Говорить о нарушениях в поведении стоит только с определенного возраста, то есть не ранее 6-8 лет. Это объясняется тем, что маленький ребенок не может сознательно оценивать свое поведение, а соответственно и контролировать его. Но развитие самой личности ребенка идет от 3х лет, поэтому предпосылки и причины нарушений в поведении у детей стоит искать именно с 3 до 7 лет.
Для того, чтобы обнаружить так называемый очаг нарушений поведения у обучающихся, необходимо прибегнуть к проведению диагностики поведения с последующей его коррекцией. Для этого используются диагностические методики и программы по коррекции поведения у обучающихся определенных возрастных групп. В дипломной работе будут использоваться методики, направленные на выявление уровня агрессивности дошкольника, конфликтности, тревожности, а также уровня его психоэмоционального состояния, отношении его к своим близким и друзьям.
Исходя из всего вышесказанного, тема выпускной квалификационной работы «Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью» является актуальной в наши дни. Поняв и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно составить программу, направленную на коррекцию нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Цель выпускной квалификационной работы - составить программу по коррекции нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления программы по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- провести теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
- дать характеристику базы исследования и контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном исследовании;
- подобрать диагностические средства для изучения нарушений поведения у детей дошкольного возраста;
- выявить в ходе констатирующего эксперимента проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с применением подобранных диагностических средств;
- составить программу по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- составить методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Методы исследования:
1) теоретические (изучение и анализ научной литературы);
2) эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент,
контрольный эксперимент);
3) методы обработки данных, количественный и качественный анализ результатов;
организационные;
4) биографические (анализ анамнеза обучающихся, изучение документации).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно отметить, что диагностические методики позволяют выявить у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью нарушения поведения и возможные причины девиаций. Разработка олигофренопедагогом коррекционно-развивающей программы поможет обучающимся справиться с эмоциональными переживаниями, научит их работать в коллективе со сверстниками, покажет пути решения конфликтных ситуаций.
Итак, в процессе исследования выпускной квалификационной работы была реализована цель и сделаны следующие выводы:
- проведен теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
- дана характеристика базы исследования и контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном исследовании;
- подобраны диагностические средства для изучения нарушений поведения у детей дошкольного возраста;
- выявлены в ходе констатирующего эксперимента проявления нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с применением подобранных диагностических средств;
- составлена программа по коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (8 занятий);
- составлены методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил подобрать необходимые методики, необходимые для обследования поведения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективности коррекционной работы по устранению нарушений в поведении умственно отсталых дошкольников рекомендуется более длительная работа на протяжении всего учебного года, также желательно давать задания на дом, чтобы родители могли совместно с обучающимися закреплять полученные в детском саду знания. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход.
1. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре / Руководство играми в дошкольных учреждениях / Т. В. Антонова ; под ред. М. А. Васильевой. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Богданова, А. А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения /
А. А. Богданова. - СПб., 2004. - 432 с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М., 1995. - 169 с.
4. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005.- 207 с.
5. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников / Л. Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2005. - 167 с.
6. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2004. - 218 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л. С. Выготский. - СПБ. : Лань, 2003. - 190 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М. : Лань, 1982. - 395 с.
9. Галагузова, М. А. Социальная педагогика / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова; под ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
10. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - с. 111-113.
11. Гербова, В. В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / В. В. Гербова. - М. : Мозайка- Синтез, 2005г. - 267 с.
12. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет / метод. руководство по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 154 с.
13. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - с. 26-35.
14. Дьяченко, О. М. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» / Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст / О. М. Дьяченко, Р. И. Бардина, А. Булычева. - М., 2011 - 111 с.
15. Елисеева, О. А. Особенности поведения ребенка дошкольника / О. А. Елисеева. - М., 2013. - № 4. - С. 12-16.
16. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Г. Зайдуллина. - М., 2011. - 365 с.
17. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / А. В. Запоророжец, Я. З. Неверович, - М., 2006. - 196 с.
18. Захаров, А. И. Отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров, - М., 1993. - 542 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.
20. Кашкина, Е. Б. Профилактика отклонений в поведении у детей с нарушениями интеллекта / Е. Б. Кашкина. - Южно-Сахалинск, 2015. - 134 с.
...