ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОГРАМНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Лингвистические и психологические аспекты понятия
«познавательная активность» 8
1.2. Познавательная активность и динамика ее развития у
обучающихся на уровне начального образования в урочной и внеурочной деятельности 12
1.3. Педагогическая характеристика познавательной активности
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования в урочной и внеурочной деятельности 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 18
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 18
2.2. Обоснование выбора методов и методик изучения уровня
сформированности познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности 25
2.3. Условия проведения экспериментальной работы и анализ
результатов проведения уровня сформированности познавательной активности у испытуемых в урочной и внеурочной деятельности 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 41
3.1. Составление программы и описание содержания коррекционно -
развивающего курса «Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности» 41
3.2. Описание процесса апробации программы коррекционно
развивающего курса «Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности» 63
3.3. Определение динамики развития познавательной активности
обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности на уровне начального образования на контрольном этапе эксперимента 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 107
В настоящее время проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной в педагогике и психологии, так как она является одним из важнейших мотивов учения. Меняющиеся социально-экономические условия современной жизни требуют от человека теоретических знаний, нестандартного мышления и активизации его интеллектуальных способностей. В связи с этим возрастает значимость развития познавательной активности у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (далее - ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорится об особых образовательных потребностях, к которым относятся: развитие мотивации и интереса к познанию
окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социального взаимодействия с окружающей средой, стимулирование познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) включают сформированность мотивации к обучению и познанию [46, с. 3; 28].
Русские писатели, педагоги и публицисты (В.Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К. Д Ушинский, Н.Г. Чернышевский) всегда отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний было непосредственно связано с отсутствием интереса к учению и неспособностью педагогов поощрять его. Познавательная активность способствует развитию личности ребенка. Этот процесс будет наиболее эффективным, если познавательные интересы будут развиваться с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательной активности обучающихся 3 класса с умственной отсталостью. Для решения данной проблемы необходимо совершенствовать образовательный процесс в школе, активизировать традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы обучения.
В силу большой социально-познавательной значимости и сложности эта проблема продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и педагогической практике. Поиск путей оптимизации познавательного обучения ведется с различных теоретических позиций. Несмотря на разнообразие подходов к решению этой проблемы, цель этих поисков одна и та же. Это связано с разработкой путей активизации познавательных возможностей обучающихся.
Практика показывает, что уровень развития познавательной активности и желания познать, поучаствовать в какой-либо деятельности в условиях школы, у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, во внеурочной деятельности выше, чем в урочной. Возможно, это связано с тем, что требования урока отличны от требований внеурочного занятия, не строго регламентированы, не имеют целью выявление уровня знаний обучающихся, и не осуществляется конкретная оценка деятельности с последующим выставлением отметки. Таким образом, данная работа будет направлена на подтверждение или опровержение гипотезы: повышение уровня развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности возможно с учетом использования разнообразных активных, нестандартных, современных форм, технологий, методов и приемов.
Целью исследования является составление и апробирование коррекционно-развивающего курса по теме «Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования».
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования познавательной активности и динамике ее развития у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности на ступени начального образования, определить состояние проблемы.
2. Проанализировать и подобрать методики для изучения познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
3. Провести и проанализировать экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Составить программу коррекционно -развивающего курса по теме «Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности».
5. Апробировать в экспериментальных условиях коррекционноразвивающий курс по теме «Развитие познавательной активности у обучающихся в урочной и внеурочной деятельности».
6. Проанализировать результаты апробации, обобщить и представить
эффективность коррекционно-развивающего курса «Развитие
познавательной активности у обучающихся в урочной и внеурочной деятельности».
Объект исследования - изучение специфики развития познавательной активности у обучающихся у умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности на уровне начального общего образования.
Предмет исследования - процесс развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах школы.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами:
• теоретические: анализ литературных источников, метод
контентанализа;
• эмпирические: наблюдение, беседа, констатирующий
эксперимент. Методики: определение мотивов учения (М. Р. Гинзбурга), анкета «Познавательная активность младшего школьника»
(А. А. Горчинской), наблюдение (Г. И. Щукиной), анкета для педагога «Изучение познавательной потребности» (В. С. Юркевич).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений, в состав которых вошли следующие материалы: содержание
диагностических методик М. В. Гинзбурга, А. А. Горчинской, Г. И. Щукиной, В. С. Юркевича, протоколы результатов диагностических методик, примеры заданий для активизации познавательной активности, конструкты урочных и внеурочных мероприятий, реализуемых на практике.
Объём работы - 98 страниц машинописного текста. В работе представлено 11 таблиц и 12 рисунков.
Проблема формирования познавательной активности возникла давно и по сей день является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности обучающегося определяет эффективность решения образовательной, развивающей и воспитательной задач обучения.
Познавательная активность - избирательная ориентация личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта ориентация характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой позитивного отношения к обучению [11].
Познавательная активность как педагогическое явление представляет собой двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации обучающегося; с другой, это результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося. В то же время нельзя забывать, что конечным результатом усилий педагога является перевод специально организованной активности обучающегося в его собственную [11]. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны между собой.
Однако, для каждого обучающегося характерна разная степень, или интенсивность активного познания. Степень проявления активности обучающегося в образовательном процессе является динамическим, изменяющимся показателем.
Познавательная активность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в связи с дефицитарностью развития всех психических функций имеет низкий уровень и должна сопровождаться повсеместной активизацией [29].
По результатам определения уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса в количестве 8-ми человек, которое проходило на базе средней общеобразовательной школы №27 с интернатом города Каменска-Уральского, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся отсутствуют познавательные интересы или находятся на низком уровне, при правильной коррекционной работе, с использованием активных методов, приемов и технологий, можно добиться положительного результата и повысить уровень учебной мотивации, интереса со стороны обучающихся.
Познавательная деятельность является основой для развития личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями, необходимым условием его продуктивной учебной деятельности. Только в процессе активной познавательной деятельности обучающийся будет субъектом образовательного процесса. Все это указывает на необходимость поиска путей повышения познавательной активности обучающихся.
В силах учителя, воспитателя, педагога помочь обучающемуся с умственной отсталостью перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом от педагога зависит, достигнет ли воспитанник более высокого уровня.
Внедрение в процесс обучения игр, информационнокоммуникационных технологий и творческих заданий способствует углублению познавательного интереса, повышению учебной мотивации и развитию коммуникативных умений. Необходимо также подчеркнуть, что именно сочетание этих видов деятельности в ходе урочной и внеурочной работы будет способствовать эффективному развитию познавательной активности [34].
Очень важную роль в формировании познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно это может делать педагог:
• создавать на уроке атмосферу доброжелательности; использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
• ориентироваться на главное в учебном материале;
• направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебновоспитательного процесса;
• избегать перегрузки обучающихся;
• учитывать наследственность и особенности психофизического развития детей;
• контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
• создавать на уроке условия для развития личности обучающихся на занятиях, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности [37].
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
1. Бадмаева, Д. Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр / Д. Д. Бадмаева // Общая педагогика, история педагогики и образования. - Улан-Удэ, 2004. - 187 с.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : монография / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
3. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод воспитания / Е. А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-18.
4. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
5. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
6. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации
учебно-воспитательного процесса / под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. Ф. Фельдштейна. - М. : Просвещение, 1985. -
245 с.
7. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М. : Акад. Проект, 2004. - 142 с.
8. Ворновская, Н. И. Формирование познавательных интересов младших школьников: на материале историко-культурного краеведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. И. Ворновская ; Калининград. гос. ун-т. - Калининград, 2003. - 159 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Хранитель, 2008. - 671 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5 : Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 448 с.
11. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2003. - 512 с.
12. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
13. Григорьева, О. И., Предметная неделя литературного чтения как
средство повышения мотивации и качества образования младших
школьников в рамках ФГОС второго поколения / О. И. Григорьева, С. И. Ретюнская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. - № 3. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/predmetnaya-nedelya- literaturnogo-chteniya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-i-kachestva- obrazovaniya-mladshih-shkolnikov-v-ramkah (дата обращения: 05.12.2019).
14. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения : сб. ст. / В. В. Давыдов. - Томск : Пеленг, 1995. - 142 с.
15. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей
младшего школьного возраста / М. Р. Данилова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2010. - № 6. - URL:
sibac. infoZarchiveZhumanitiesZ6.pdf (дата обращения: 14.02.2020)...