Формирование социально-одобряемых паттернов межличностного
взаимодействия у детей подросткового возраста с умственной
отсталостью в процессе их психолого-педагогического сопровождения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОДОБРЯЕМЫХ ПАТТЕРНОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Социально-одобряемые паттерны межличностного взаимодействия как
социальный и психологический феномен 8
1.2. Формирование социально-одобряемых паттернов межличностного
взаимодействия у детей подросткового возраста 12
1.3. Особенности паттернов межличностного взаимодействия у детей
подросткового возраста с умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОДОБРЯЕМЫХ ПАТТЕРНОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 20
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 20
2.2. Обоснование выбора методов и методик выявления уровня сформированности социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью ... 21
2.3. Описание психодиагностической процедуры и анализ результатов
экспериментального изучения уровня сформированности социально - одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью 26
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫХ ПАТТЕРНОВ МЕЖЛИЧНОСТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 29
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение как феномен современной
психологической помощи 29
3.2. Составление психологической программы формирования социально-
одобряемых паттернов межличностного взаимодействия 33
3.3. Методические рекомендации специальному психологу по апробации
психологической программы формирования социально-одобряемых
паттернов межличностного взаимодействия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Формирование социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия у детей подросткового возраста с умственной отсталостью является одной из важнейших проблем современной специальной психологии и дефектологии.
Психика ребёнка с умственной отсталостью имеет множество патологических особенностей, специфическим можно считать и его психоэмоциональное развитие, процесс социализации и, следовательно, поведение в обществе. В процессе развития поведение атипичного ребёнка в обществе претерпевает ряд изменений и нередко не соответствует социальным нормам.
Ребёнок с умственной отсталостью, имеющий несформированные должным образом поведенческие паттерны межличностного взаимодействия, отторгается обществом, рискует стать изгоем. Формирование же социально- одобряемых поведенческих паттернов способствует включению ребёнка данной категории в широкую социальную жизнь, способствует его адаптации в социуме. Этим объясняется актуальность данной проблемы.
Общение для ребёнка с умственной отсталостью является важным инструментом адаптации к миру и обществу. Его качество и количество имеет большое значение для его развития. Так же, общение - одна из важнейших, основных социальных потребностей человека. Особую значимость оно имеет для детей подросткового возраста, так как именно в этот возрастной период происходят перемены в психике, изменяется эмоционально-волевая сфера.
Подростковый возраст характеризуется отменой ранее определенных правил поведения и приобретением новых черт характера и социальных норм. Ребенок вступает в период полового созревания, возрастает потребность в общении и социализации, но этот процесс отличается для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Многофакторность и сложность патогенеза умственной отсталости обусловливают и многообразие форм нарушений поведения.
Е. С. Иванов и Л. М. Шипицына исследовали особенности поведения в обществе у детей с умственной отсталостью [13].
Объект исследования: социально-одобряемые паттерны межличностного взаимодействия у детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: формирование социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия у детей подросткового возраста с умственной отсталостью в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования: составление и апробация программы
формирования социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
• проанализировать источники и научную литературу по проблеме межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью;
• подобрать методики диагностики социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью;
• экспериментальным путём определить уровень сформированности социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью;
• проанализировать теоретико-практические данные о феномене психолого-педагогического сопровождения и функционале специального психолога в его процессе;
• составить программу формирования социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия у детей подросткового возраста с умственной отсталостью в процессе их психолого-педагогического сопровождения;
• составить методические рекомендации в адрес специального психолога по апробации составленной программы;
• оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
1. метод невключенного наблюдения;
2. методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности;
3. методика (опросник) Басса-Дарки на выявление показателей и форм агрессии;
4. проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер;
5. проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой.
База исследования: МКОУ «Вновь-Юрмытская» СОШ. Свердловская область, Талицкий район, с.Вновь-Юрмытское, ул.Победы 14.
Статус учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. Вид - средняя общеобразовательная школа.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, каждая из которых включает в себя три параграфа.
Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы формирования социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия детей подросткового возраста с умственной отсталостью.
Вторая глава включает в себя экспериментальное выявление уровня сформированности социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия, а так же характеристику базы исследования и выборки испытуемых.
Третья глава содержит описание феномена психолого-педагогического сопровождения в рамках современной психологической помощи, программу формирования социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия и методические рекомендации в адрес специального психолога по апробации составленной программы.
Поведенческие паттерны, сформированные в соответствии с общественными нормами - залог успешной социальной адаптации и интеграции, особенно для детей подросткового возраста с умственной отсталостью. Наличие дефекта в развитии само по себе является неблагоприятным фактором для включения в широкую социальную жизнь, дети данной категории зачастую отторгаются обществом именно из-за своей патологии. В работе была проведена психологическая диагностика детей подросткового возраста с умственной отсталостью, в ходе которой было выявлено, что большая часть детей имеет высокий уровень агрессии и тревожности, повышен уровень враждебности и ситуация отягощена низким уровнем самоконтроля, что, в свою очередь, является почвой для возникновения аффективных реакций и повышенной конфликтности.
Задачи, поставленные в данной работе, были успешно решены. Была изучена литература по выбранной теме, проведена психологическая диагностика, составлена психологическая программа формирования социально-одобряемых паттернов межличностного взаимодействия, составлены методические рекомендации для специального психолога, использующего данную программу.