Оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-
педагогического сопровождения их образования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.2. Механизмы адаптации, как психологический феномен и как
составляющая психологического здоровья 18
1.3. Особенности механизмов адаптации у детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 38
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения направлений
психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и характеристика контингента испытуемых 38
2.2. Обоснование выбора методов и методик для определения уровня
сформированности механизмов адаптации у испытуемых 49
2.3. Описание процесса определения уровня сформированности
механизмов адаптации у испытуемых и анализ результатов констатирующего этапа эксперимент 58
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ 71
3.1. Определение места оптимизации механизмов адаптации у детей
младшего школьного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения их образования 71
3.2. Составление и апробация коррекционной программы, направленной
на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого¬педагогического сопровождения образования 80
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента, анализ его
результатов 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 120
Анализируя данные из научной литературы, можно заключить, что проблема особенностей развития детей с общим недоразвитием речи всё больше приобретает актуальность, что подтверждается увеличением численности детей и взрослых выбранной нозологической группы. Только заиканием страдают не менее 1% процента взрослых и более 2% детей [28]. Нарушение речи, как вариант дефицитарного развития (по В. В. Лебединскому), несет за собой полную или частичную изоляцию человека в социуме. При отсутствии адекватной коррекционно-развивающей помощи, возможно дальнейшее проявление вторичных дефектов, которые могут отразиться, как в нарушениях познавательной сферы, так и в дезадаптации [38]. Речь является одним из компонентов механизма адаптации, а уровень речевого развития является одним из критериев успешности адаптации, противоречия между возможностями и желанием общения у детей с общим недоразвитием речи обозначают проблему исследования [39].
Актуальность исследования определяется противоречиями между:
- высокой значимостью адаптации в психологическом здоровье детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и низким уровнем адаптации у данной категории детей;
- необходимостью разработки программно-методического обеспечения процесса оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и недостаточностью научных исследований в данном направлении;
- необходимостью предупредить отрицательное влияние низкого уровня адаптации на развитие межличностных отношений, социализации и развитие коммуникативных навыков и практической недостаточностью технологий такой работы в деятельность специального психолога.
Цель - планирование, организация и проведение развернутого психолого-педагогического эксперимента, направленного на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Объект исследования - механизмы адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - направление и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задачи:
1. Теоретический анализ научной литературы и других источников по проблеме сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Анализ характеристики базы исследования и констатация направлений психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описание диагностического процесса определения уровней сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Составление и апробация коррекционной программы, направленной на оптимизацию механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
5. Проведение контрольного этапа эксперимента и анализ его результатов.
Гипотеза:
Предполагается, что оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет более успешной тогда, когда в процессе психолого-педагогического сопровождения образования, наряду с другими мероприятиями, направленными на обучение, воспитание и коррекцию нарушений у данных детей, будет реализовываться коррекционно-развивающая программа, составленная с учетом результатов диагностики по определению уровня сформированности у них этих механизмов.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование, опрос.
Методики исследования:
- «Школа зверей» (Л. А. Венгер);
- Методика наблюдения (Р. Сирс);
- «Краски» (Г. Г. Моргулец);
- Изучение социально - психологической адаптации ребенка в школе (по Э. М. Александровской);
- «Школьная мотивация» (Н. Г. Лусканова);
- тест «Домики» (О. А. Орехова).
Теоретико-методологическая база: положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы (Л. С. Выготский,
B. И. Лубовский, Г. Ф. Кумарина, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко, Т. Б. Филичева, В. В. Воронкова и др.); положения общей педагогики о проблемах воспитания младших школьников (В. И. Петрова, Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Виноградова и др.); концепция педагогического взаимодействия (В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Л. И. Уманский и др.); концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л. С. Выготский [11]; принципы психокоррекции:
C. В. Лауткина, Р. Е. Левина, В. Оклендер, Е. К. Лютова, О. В. Хухлаева [38; 42; 61; 78].
Апробация результатов исследования:
- опубликована теоретическая статья «Особенности адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» в сборнике международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 2020 г.;
- опубликована практическая статья «Особенности адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи» в сборнике международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 2021 г.;
- опубликована практическая статья «Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи» в рамках сборника II Всероссийского форума с международным участием психологов образования «Психология образования: современный вектор развития», 2021 г.;
Практическая значимость анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы по оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения образования позволили составить в выводах методические рекомендации в адрес специальных психологов по использованию указанной программы в процесс образования названной категории детей.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 6, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург, ул. Дарвина 4.
Структура:
Работа в целом состоит из введения; 3 глав: 1 теоретической и 2 практических; заключения; списка источников и литературы (86 наименования; приложения в состав которого вошли следующие материалы: протоколы обследования, конспекты занятий, продукты деятельности детей, сертификаты участия в конференциях).
Объем работы 126 страниц машинописного текста, в работе 14 таблиц, 6 рисунков.
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
1. В теоретической части данной работы проанализирована психолого¬педагогическая литература, были установлены, рассмотрены и описаны особенности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и феномен психолого-педагогического сопровождения.
2. Констатирующий этап эксперимента заключает в себя диагностический инструментарий, целенаправленно выбранный для изучения выдвинутой проблемы. Все методы и методики были необходимыми для определения сформированности механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста. Также, вторая глава несла в себе описание базы исследования и особенностей организации в ней психоло- педагогического сопровождения образования. Описан контингент испытуемых. Был осуществлен анализ, полученных данных, по результатам психодиагностики, который позволил заключить о том, что: 32% испытуемых имеют высокий уровень адаптации, 26% демонстрируют средний результаты а у 42% адаптация развита на низком уровне. При проведении анализа психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего этапа эксперимента, очевидно, что дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи имеют психологические особенности. Поэтому, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность коррекционные программы, направленные как на оптимизацию механизмов адаптации, так и на развитие социальной, эмоциональной и коммуникативной сфер в целом.
3. В последней части осуществлялось планирование работы по оптимизации механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. На данном этапе осуществлялся анализ научной литературы из области логопсихологии, социальной и специальной психологии и не только. В ходе данных изучений был проанализирован огромный объем подходов к работе и с опорой на все эти данные началось составление коррекционно-развивающей программы. Апробация программы была реализована в полном объеме. По её результатам стоит заключить, что среди испытуемых по результатам коррекционно-развивающей работы были выявлена дети младшего школьного возраста с высоким уровнем адаптации (50%), что на 18% превышает результативность на констатирующем этапе эксперимента. Данной группе испытуемых характерно не только благоприятное отношение к учебной деятельности, но и успешное освоение учебной программы, умение успешно понимать и выполнять сложные задания и управлять произвольным вниманием и усваивать речевые инструкции. Способны без лишнего контроля и уточнения демонстрировать интерес и самостоятельность в работе и иметь статусное положение в коллективе сверстников. Стоит отметить, что 5% обучающихся, что на 37% ниже результатов первичной диагностики, имеют низкий уровень. Данная группа испытуемых отрицательно относится к школе, демонстрирует сниженный эмоциональный фон, имеют сложности с поведением и дисциплиной, сложно усваивают учебный материал и затрудняются при самостоятельной работе. Работоспособность и внимание сохраняется при осуществлении дополнительных пауз на отдых, близких друзей нет, запоминание имен и фамилий вызывает трудности.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что все осуществленные мероприятия в рамках оптимизации адаптации детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи являются эффективными и имеют своеобразную перспективу в виде использования его в рамках профилактики. Также, рекомендуется проведение данного эксперимента на иной выборке, для осуществления сравнительного анализа. В данном случае анализ может привезти к полному подтверждению данных исследования или поспособствует выявлению других качеств у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы достигнута, задачи реализованы
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М., 2008. 153 с.
2. Алмазова С. Л. Методы психологической диагностики : учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. 116 с.
3. Артищева Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. Казань, 2016. 60 с.
4. Базарова С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения: на примере Центра диагностики и консультирования. Курск, 2009. 24 с.
5. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988. 260 с.
6. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996. 379 с.
7. Бурлакова Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М., 2001. 210 с.
8. Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. 2006. № 8. С. 14-16.
9. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2009. 224 с.
10. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003. 160 с.
11. Волковская Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов. М., 2020. 190 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 224 с.
13. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 30-33.
14. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
15. Горбушина О. П. Психологический тренинг: секреты проведения. Санкт-Петербург, 2008. 176 с.
16. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1. С. 93-101.
17. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Известия Саратовского ун-та. 2008. С. 76-81.
18. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.
19. Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагогогическая диагностика. 2008. № 4. С. 69-76.
20. Денисова О. А., Леханова О. Л. Детская логопсихология. М., 2018. 161 с.
...