Права потребителей и их защита
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика прав потребителей 8
1.1. Понятие и сущность прав потребителей 8
1.2. Классификация прав потребителей 15
Глава 2. Защита прав потребителей: способы и форма 37
2.1. Способы зашиты прав потребителей 37
2.2. Формы защиты прав потребителей 58
Заключение 79
Библиографический список
Глава 1. Общая характеристика прав потребителей 8
1.1. Понятие и сущность прав потребителей 8
1.2. Классификация прав потребителей 15
Глава 2. Защита прав потребителей: способы и форма 37
2.1. Способы зашиты прав потребителей 37
2.2. Формы защиты прав потребителей 58
Заключение 79
Библиографический список
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства. В связи с этим, одной из важнейших задач современной России является необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей.
Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов граждан стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное,
уголовное. В свете последних изменений законодательства и новых тенденций на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ и услуг и глобальной Интернетизации), вопросы защиты прав потребителей становятся по-новому актуальными.
Российское законодательство о защите прав потребителей следует признать довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством (более 20 с 1993 г.) изменений и дополнений в один из базовых актов - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Вместе с тем, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.
Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи - приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям закона, создают угрозу обществу.
Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.
Современный уровень защиты прав потребителей в России характеризуется большим количеством нерешенных проблем как практического, так теоретического характера. Действующая законодательная база, регулирующая гражданские отношения с участием потребителей, не гарантирует качество и эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.
В первую очередь, это касается имеющихся пробелов в Законе о защите прав потребителей, существенно влияющих на уровень защиты прав граждан. Так, в нем не получили своего конечного разрешения базовые вопросы («существенный недостаток товара»), недостаточно урегулированы важнейшие способы защиты прав потребителей (взыскание неустойки, компенсация морального вреда), отдельные вопросы не нашли своего законодательного разрешения (принципы защиты прав потребителей, претензионный порядок урегулирования споров, ответственность потребителя). Отдельные нормативные правовые акты, принятые за последнее время, существенно затруднили защиту прав потребителей, в частности, постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» , значительно расширившее перечень товаров, возврат и обмен которых возможен только при наличии существенного недостатка.
В 2015 году общее количество обращений в Роспотребнадзор достигло 329 829, что на 6,8% больше, чем в 2014 г. (308 902 обращения); на 2,5% больше, чем в 2013 г. (321 665 обращений); на 17,6% больше, чем в 2012 г. (280 587 обращений); на 25,6% больше, чем в 2011 г. (262 543 обращения) .
Количество гражданских дел по защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции растет, увеличивается доля судебных решений об отказе в удовлетворении по существу законных требований потребителей в результате избрания неверного способа защиты, неверного доказывания и др.
Таким образом, проблема совершенствования законодательства о защите прав потребителей назрела уже давно. Необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», нормативно закрепить обязанность участников правоотношений соблюдать требования добросовестности, разумности и справедливости по отношению друг к другу, внести изменения с учетом современных реалий в подзаконные акты в области защиты прав потребителей.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не становится меньше.
Степень научной разработанности.
В гражданском праве специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как М.И. Брагинский, В.В. Богдан, В.П. Грибанов, Я.Е. Парций, А.Е. Шерстобитов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
Также были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, В.С. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, М.К. Воробьев, В.С. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, О.Р. Халфина, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Д.М. Чечот, Б.А. Шабля, А.М. Эрделевский и другие.
Целью исследования является исследование понятий, видов, форм и способов защиты прав потребителей на основе анализа действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
• дать общую характеристику прав потребителей;
• исследовать понятия: «потребитель», «права потребителей», «правовые способы», «формы защита прав»;
• провести анализ законодательства о защите прав потребителей;
• классифицировать права потребителей;
• рассмотреть общие положения о форме и способах защиты прав потребителей;
• проанализировать формы защиты прав потребителей;
• выявить проблемы, существующие в российском
законодательстве о защите прав потребителей;
• разработать предложения по его совершенствованию.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования являются права потребителей, формы защиты их прав, гражданско-правовые способы защиты прав, нормы законодательства Российской Федерации, доктрина и судебная практика.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В главе первой рассматривается общая характеристика прав потребителей.
Во второй главе рассматриваются и анализируются способы и формы защиты прав потребителей.
В заключении подводим итоги проведенного исследования.
Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов граждан стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное,
уголовное. В свете последних изменений законодательства и новых тенденций на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ и услуг и глобальной Интернетизации), вопросы защиты прав потребителей становятся по-новому актуальными.
Российское законодательство о защите прав потребителей следует признать довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством (более 20 с 1993 г.) изменений и дополнений в один из базовых актов - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Вместе с тем, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.
Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи - приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям закона, создают угрозу обществу.
Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.
Современный уровень защиты прав потребителей в России характеризуется большим количеством нерешенных проблем как практического, так теоретического характера. Действующая законодательная база, регулирующая гражданские отношения с участием потребителей, не гарантирует качество и эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.
В первую очередь, это касается имеющихся пробелов в Законе о защите прав потребителей, существенно влияющих на уровень защиты прав граждан. Так, в нем не получили своего конечного разрешения базовые вопросы («существенный недостаток товара»), недостаточно урегулированы важнейшие способы защиты прав потребителей (взыскание неустойки, компенсация морального вреда), отдельные вопросы не нашли своего законодательного разрешения (принципы защиты прав потребителей, претензионный порядок урегулирования споров, ответственность потребителя). Отдельные нормативные правовые акты, принятые за последнее время, существенно затруднили защиту прав потребителей, в частности, постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» , значительно расширившее перечень товаров, возврат и обмен которых возможен только при наличии существенного недостатка.
В 2015 году общее количество обращений в Роспотребнадзор достигло 329 829, что на 6,8% больше, чем в 2014 г. (308 902 обращения); на 2,5% больше, чем в 2013 г. (321 665 обращений); на 17,6% больше, чем в 2012 г. (280 587 обращений); на 25,6% больше, чем в 2011 г. (262 543 обращения) .
Количество гражданских дел по защите прав потребителей, рассматриваемых судами общей юрисдикции растет, увеличивается доля судебных решений об отказе в удовлетворении по существу законных требований потребителей в результате избрания неверного способа защиты, неверного доказывания и др.
Таким образом, проблема совершенствования законодательства о защите прав потребителей назрела уже давно. Необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», нормативно закрепить обязанность участников правоотношений соблюдать требования добросовестности, разумности и справедливости по отношению друг к другу, внести изменения с учетом современных реалий в подзаконные акты в области защиты прав потребителей.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не становится меньше.
Степень научной разработанности.
В гражданском праве специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как М.И. Брагинский, В.В. Богдан, В.П. Грибанов, Я.Е. Парций, А.Е. Шерстобитов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
Также были использованы труды таких учёных и специалистов в сфере права, как: С.С. Алексеев, В.Н. Аргунов, В.С. Буров, Д.Х. Валеев, В.П. Васькевич, В.В. Витрянский, М.К. Воробьев, В.С. Ем, В.М. Жуйков, О.Н. Зименкова, О.С. Иоффе, Э.Г. Корнилов, Т.Л. Левшина, Е.Я. Мотовиловкер, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Е.И. Свежинцева, А.П. Сергеев, Д.М. Сорк, Е.А. Суханов, В.И. Тобис, О.Р. Халфина, В.Н. Хропанюк, М.Ю. Челышев, Д.М. Чечот, Б.А. Шабля, А.М. Эрделевский и другие.
Целью исследования является исследование понятий, видов, форм и способов защиты прав потребителей на основе анализа действующего в Российской Федерации законодательства о защите прав потребителей, соотнесения с отраслевым законодательством, прежде всего, гражданским.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
• дать общую характеристику прав потребителей;
• исследовать понятия: «потребитель», «права потребителей», «правовые способы», «формы защита прав»;
• провести анализ законодательства о защите прав потребителей;
• классифицировать права потребителей;
• рассмотреть общие положения о форме и способах защиты прав потребителей;
• проанализировать формы защиты прав потребителей;
• выявить проблемы, существующие в российском
законодательстве о защите прав потребителей;
• разработать предложения по его совершенствованию.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования являются права потребителей, формы защиты их прав, гражданско-правовые способы защиты прав, нормы законодательства Российской Федерации, доктрина и судебная практика.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный (диалектический) метод познания и частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой и метод анализа и толкования правовых актов.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
В главе первой рассматривается общая характеристика прав потребителей.
Во второй главе рассматриваются и анализируются способы и формы защиты прав потребителей.
В заключении подводим итоги проведенного исследования.
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия.
В первой главе раскрывается понятие защиты прав потребителей, описывающее сферы и органы, которые регулируют данные отношения, перечислены области распространения Закона «О защите прав потребителей.
Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение, право на качественный товар, право на безопасность товаров, право на информацию, право на свободный выбор товаров и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться.
Анализ действующего законодательства о защите прав потребителей позволяет говорить о том, что система нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере, представляет собой сложную иерархическую структуру, не лишенную противоречий и требующую правильного соотношения отдельных её элементов.
Изложенное во второй главе позволяет сделать выводы, о том, что потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности.
Защита гражданских прав осуществляется различными способами, по выбору истца. Это может быть самозащита, признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие.
Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать из двух форм защиты своих интересов - юрисдикционную и неюрисдикционную.
При использовании административного порядка защита прав и интересов потребителей обеспечивается путем пресечения нарушений требований законодательства о защите прав потребителей. В судебном порядке защита нарушенных прав достигается не только путем пресечения указанных нарушений, но и рассмотрения и удовлетворения имущественных требований потребителей, в том числе о компенсации морального вреда.
Неюрисдикционная форма защиты прав потребителей представляет собой действия потребителей по защите своих прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.
В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.
Единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора на практике отсутствует. Масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Снижается и уровень ответственности за нарушения прав потребителей. Уголовная ответственность за обман потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений, что, безусловно, дополнительно стимулирует изготовителей (исполнителей, продавцов) на новые и более тяжкие нарушения.
Необходимо усилить публично-правовой аспект обеспечения прав и законных интересов потребителей, увеличив ответственность за правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей.
С целью совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности, раскрыть понятие «наглядной и доступной формы».
Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.
Для достижения целей, провозглашенных в статье 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», будет способствовать проведение семинаров, круглых столов, конференций, лекционных занятий с учащимися, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также включение дисциплины «Защита прав потребителей» в образовательные программы. Правовое просвещение потребителей будет способствовать укреплению хозяйственных отношений на потребительском рынке, более точному и правильному толкованию и реализации правовых норм законодательства о защите прав потребителей не только в рамках судебного процесса.
Недостатки, имеющиеся в правовом регулировании торгового обслуживания граждан и защиты их прав, требуют внимания и дальнейшей разработки данной проблемы.
В целом можно сказать, что законодательство за всё время претерпело сильнейшие изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив потребителя, как главную ценность потребительских отношений.
Важно подчеркнуть, что принятие закона «О защите прав потребителей» стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
В первой главе раскрывается понятие защиты прав потребителей, описывающее сферы и органы, которые регулируют данные отношения, перечислены области распространения Закона «О защите прав потребителей.
Законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение, право на качественный товар, право на безопасность товаров, право на информацию, право на свободный выбор товаров и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться.
Анализ действующего законодательства о защите прав потребителей позволяет говорить о том, что система нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере, представляет собой сложную иерархическую структуру, не лишенную противоречий и требующую правильного соотношения отдельных её элементов.
Изложенное во второй главе позволяет сделать выводы, о том, что потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности.
Защита гражданских прав осуществляется различными способами, по выбору истца. Это может быть самозащита, признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие.
Потребитель, чьи права были нарушены, может выбрать из двух форм защиты своих интересов - юрисдикционную и неюрисдикционную.
При использовании административного порядка защита прав и интересов потребителей обеспечивается путем пресечения нарушений требований законодательства о защите прав потребителей. В судебном порядке защита нарушенных прав достигается не только путем пресечения указанных нарушений, но и рассмотрения и удовлетворения имущественных требований потребителей, в том числе о компенсации морального вреда.
Неюрисдикционная форма защиты прав потребителей представляет собой действия потребителей по защите своих прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.
В последние годы появились ранее не встречавшиеся в судебной практике категории гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав неопределенного круга лиц, т.е. лица участвующие в деле не имеющие своих собственных юридических заинтересованностей (муниципальные власти, общественные организации) стали чаще обращаться в суд с целью защиты прав не конкретного потребителя, а потребителей в целом. Появление таких категорий гражданских дел свидетельствует о повышении ответственности и заинтересованности в защите прав потребителей на государственном и общественном уровне, что говорит о развитии потребительского права в России.
Единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора на практике отсутствует. Масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Снижается и уровень ответственности за нарушения прав потребителей. Уголовная ответственность за обман потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений, что, безусловно, дополнительно стимулирует изготовителей (исполнителей, продавцов) на новые и более тяжкие нарушения.
Необходимо усилить публично-правовой аспект обеспечения прав и законных интересов потребителей, увеличив ответственность за правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей.
С целью совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей необходимо конкретизировать ряд положений Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности, раскрыть понятие «наглядной и доступной формы».
Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.
Для достижения целей, провозглашенных в статье 3 Закона РФ «О защите прав потребителей», будет способствовать проведение семинаров, круглых столов, конференций, лекционных занятий с учащимися, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также включение дисциплины «Защита прав потребителей» в образовательные программы. Правовое просвещение потребителей будет способствовать укреплению хозяйственных отношений на потребительском рынке, более точному и правильному толкованию и реализации правовых норм законодательства о защите прав потребителей не только в рамках судебного процесса.
Недостатки, имеющиеся в правовом регулировании торгового обслуживания граждан и защиты их прав, требуют внимания и дальнейшей разработки данной проблемы.
В целом можно сказать, что законодательство за всё время претерпело сильнейшие изменения, в лучшую для потребителя сторону, поставив потребителя, как главную ценность потребительских отношений.
Важно подчеркнуть, что принятие закона «О защите прав потребителей» стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Подобные работы
- Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Права потребителей при выполнении работ (оказании
услуг) и их защита в гражданском законодательстве РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав потребителя при продаже товара ненадлежащего качества
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Защита прав потребителей в торговом обслуживании
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовая ответственности нарушение прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



