Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады

Работа №93221

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми 11
1.1. Психосоциальная работа: теоретико -методологический
контекст 11
1.2. Креативные технологии в психосоциальной работе с часто и длительно
болеющими детьми 19
Глава 2. Организация психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми с использованием технологий больничной клоунады 34
2.1. Больничная клоунада в контексте психосоциальной работы с часто и
длительно болеющими детьми 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования «Организация психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми с
использованием технологий больничной клоунады» 46
2.3. Методические рекомендации по подборке игр для работы больничного клоуна с детьми длительно и часто болеющими 67
Заключение 73
Список литературы 80
Приложения

Актуальность темы исследования. В настоящее время можно заметить, что произошло увеличение числа людей, находящихся длительное время на лечении в больнице, можно наблюдать рост числа людей с хроническими заболеваниями, рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья, онкологическими и другими формами заболевания, требующих от человека частых и длительных пребываний в стенах лечебных учреждений.
Продвижение в современной практике работы с детьми новых технологий работы обусловлено, с одной стороны, развитием реабилитационных практик, появлением инновационных форм работы, с другой — запросами целевой группы, необходимостью снижения уровня психоэмоционального стресса, который стал чаще присутствовать в повседневной жизни ребенка.
Ребенок, попадая в больницу, испытывает большой спектр негативных эмоций - страх, незнакомая для него среда, не всегда отзывчивые в силу разных причин врачи, смена привычной домашней обстановки, изменение социальных контактов, страх болезни и болезненных процедур, обида на себя и окружающих, озлобленность на весь мир, подрыв самооценки.
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать термин «часто и длительно болеющие дети». Детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), принято называть часто болеющими (ЧБД). В настоящее время 15-40% детей болеют острыми респираторными инфекциями значительно чаще и тяжелее, чем их сверстники, на их долю приходится до 68-75 % всех случаев. Для того, чтобы подчеркнуть
особенности течения респираторных инфекций у этих детей (их затяжной характер), используется термин «часто и длительно болеющие дети».
В нашей работе мы будем применять данный термин ко всем детям, находящимся длительное время на лечении в больнице (в отделениях: неврология, кардиология, онкология, травматология, педиатрия и пр.).
Одной из новых технологий психосоциальной работы с детьми и их родителями является больничная клоунада. Больничная клоунада - форма психосоциальной работы с детьми в условиях больничного стационара. Больничный клоун приносит ребенку детство в больницу, вносит некую дезориентацию, яркие краски, показывает ребенку, что и в больнице можно играть, улыбаться и веселиться.
В декларации по правам ребенка говорится о том, что ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Больничный клоун не только приходит поиграть с ребенком, он приходит узнать атмосферу в палате, настроение детей, родителей, а также настроить ребенка на выздоровление. Больничный клоун для ребенка - это некий ресурс, от которого ребенок может подпитываться положительной энергией и верой в себя. Немало важен и тот факт, что больничный клоун приходит поиграть с ребенком, игра - один из ведущих видов деятельности для детей, игра - это способ познания мира, способ проговаривания проблем у детей, основной элемент развития.
Известно о положительном психологическом эффекте у детей после посещения больничного клоуна. Это снятие барьеров, улучшение настроения, пищевого поведения, повышение уровня адаптивности ребенка, в более короткие сроки проходит реабилитация, легче переносятся болевые ощущения и болезненные процедуры.
Больничная клоунада привлекательная для добровольческих инициатив молодежи. Работа клоуна основывается на трех основных элементах — игра, юмор, общение. Все эти элемента в том или ином качестве присутствуют в повседневной жизни молодых людей. По возрасту молодежь близка к детям, проблемы, состояние ребенка зачастую понятны им.
Степень научной разработанности проблемы. Сущность, технологии психосоциальной работы анализируется в работах таких исследователей как: С.И. Григорьев, А.И. Донцов, И.Г. Зайнышев, Н.М. Платонова, М.В. Фирсов, A. Н. Сухов, В.А. Халанская и др.
Научный интерес к больничной клоунаде появился совсем недавно. Наиболее известны разработки Константина Седова, являющегося первым профессиональным больничным клоуном в нашей стране. Исследованиям различных аспектов больничной клоунады посвящены работы
B. М. Ольшанского, Е. Гурьевой, М.И. Долженковой, И.И. Прочухан, М.А. Рочевой и др. В Алтайском крае исследованием данной проблематики занимаются Т.А. Мазайлова, Т.В. Сиротина, И.В. Антонович и др.
Вместе с тем отсутствуют работы, посвященные исследованию организационных аспектов больничной клоунады в контексте психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми.
Объектом выпускной квалификационной работы является психосоциальная работа с часто и длительно болеющими детьми.
Предметом - организация психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми с использованием технологий больничной клоунады.
Целью - определение основных характеристик организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать теоретико -методологические основы исследования психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми .
2) Рассмотреть основные креативные технологии, применяемые в психосоциальной работе с часто и длительно болеющими детьми.
3) Определить значение и возможности больничной клоунады в контексте психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми.
4) Проанализировать результаты эмпирического исследования «Особенности организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми с использованием технологий больничной клоунады».
5) Разработать методические рекомендации по подборке игр для работы больничного клоуна с часто и длительно болеющими детьми.
Гипотезы:
1) Вероятно, теоретико-методологической основой психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми является психодинамическая и гуманистическая модели социальной работы.
2) Возможно, использование креативных технологий в психосоциальной работе с часто и длительно болеющими детьми способствует уменьшению эмоционального напряжения у детей.
3) Вероятно, больничная клоунада посредством включения ребенка в игровую деятельность способствует адаптации ребенка в лечебном учреждении.
4) Предположительно, к основным характеристикам организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады можно отнести регулярное обучение и супервизию выходов больничных клоунов.
5) Вероятно, больничные клоуны в качестве основной цели своей деятельности выделяют психосоциальную адаптацию ребенка в больнице.
Теоретико -методологическую основу исследования составляет:
• психодинамическая модель социальной работы, в которой ребенок
рассматривается как личность, обладающая определенной психологической структурой, он способен к изменениям под воздействием внутренних и внешних факторов. Данная модель предполагает возможность изменения поведения, взглядов, отношений посредством воздействия на внутренний мир ребенка терапевтическими технологиями.
• гуманистическая модель социальной работы, в которой ребенок
рассматривается как личность, нуждающаяся в принятии своего состояния и своих потребностей. В соответствии с концепциями К. Роджерса, А. Маслоу необходимыми условиями организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми являются возможность их самореализации средствами, привычными для детей (игра, общение), наличия в стационарах больниц доверительных и партнерских межличностных отношений;
Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, интернет ресурсов, глубинное интервью, анкетирование, качественный анализ результатов интервью и анкетирования.
Эмпирическую базу магистерского исследования составляет международные, федеральные нормативно -правовые документы; данные социологических исследований на основе глубинного интервью и анкетирования больничных клоунов из 7 регионов России.
Положения, выносимые на защиту:
1) Адекватной теоретико-методологической основой исследования психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми являются психодинамическая и гуманистическая модели социальной работы, так как они ориентированы на индивидуальный подход к каждому ребенку, использование терапевтических технологий помощи, признание самоценности личности ребенка и самоактуализацию его личностных ресурсов.
2) Креативные технологии в психосоциальной работе с часто и длительно болеющими детьми позволяют работать с разными эмоциональными состояниями ребенка, способствуют уменьшению эмоционального напряжения, повышению уровня самооценки ребенка.
3) Основными элементами в деятельности больничного клоуна являются юмор, игра, общение, импровизация.
4) Основными характеристиками организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады являются регулярное обучение клоунов основам больничной клоунады, проведение мотивационных тренингов, супервизия выходов в лечебные учреждения.
5) Больничные клоуны в качестве основной цели своей деятельности выделяют психосоциальную адаптацию ребенка в больнице, поддержку детей в трудной жизненной ситуации, создание атмосферы безопасности для ребенка в лечебном учреждении.
Научная новизна работы:
• Обоснована адекватность использования психодинамической и гуманистической теорий в качестве теоретико -методологической основы исследования психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми.
• Выделены возможности креативных технологий в психосоциальной работе с часто и длительно болеющими детьми.
• Обоснованы основные характеристики организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады.
• Составлены методические рекомендации по подборке игр для работы больничного клоуна с часто и длительно болеющими детьми.
Теоретическая значимость работы: результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико -методологической основы исследования психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми, организационных основ больничной клоунады.
Практическая значимость работы: основные положения и выводы диссертации способствуют оптимизации организации психосоциальной работы с часто и длительно болеющими детьми средствами больничной клоунады. Основные выводы диссертации могут быть использованы в рамках учебных курсов по направлениям подготовки «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Психология», «Педиатрия».
Апробация работы представлена в трудах на научно -практических конференциях:
1) Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педагогики и психологии образования» (май, 2015);
2) Международная научно -практическая конференция «Социальное служение русской православной церкви» (июнь, 2015);
3) IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (февраль, 2016);
4) III Региональная молодежная конференция МОЙ ВЫБОР - НАУКА! (апрель, 2016);
5) IV Региональная научно -практическая конференция с международным участием "Теория и практика социальной работы" (июнь, 2016);
6) Международная научная конференция «Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии» (октябрь, 2016).
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1) Миллер С.М. Возможности арт-терапии с онко -больными детьми в социальной работе// Девятые Ковалевские чтения / Материалы научно - практической конференции 14-15 ноября 2014 года. / СПб.: Скифия-принт, 2014. - 1524 с.
2) Миллер С.М. Сиротина Т.В. // Технологии арт-терапии в социальной работе с детьми./ Теория и практика социальной работы. История и современность: сборник научных трудов, электронное издание. Барнаул, 2014.
3) Миллер С.М. Больничная клоунада в контексте христианских ценностей / Миллер С.М. // Материалы международной научно -практической конференции 4-6 июня 2015г. Социальное служение русской православной
церкви: проблемы, практики, перспективы. Санкт-Петербургский
государственный институт психологии и социальной работы.- 179-181с.
4) Миллер С.М. Больничные клоуны как субъекты психосоциальной реабилитации детей в лечебных учреждениях / С.М. Миллер // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2015. — 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; AdobeAcrobatReader./
5) Сиротина Т.В., Миллер С.М. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении / Т.В. Сиротина, С.М. Миллер // BaikalResearchJournal. - 2015. - T. 6, #6. - DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(6). 17
6) Миллер С.М. Креативные технологии в социальной работе с часто и длительно болеющими детьми // Социология в постсовременности: Сборник тезисов XIV Международной научной конференции. - Харьков: 31 марта-2 апреля 2016.- С.84-86.
7) Миллер С.М. Игровые методы в психосоциальной работе с детьми (на примере "КГБУСО Краевой кризисный центр для мужчин") / Миллер С.М. // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии / отв. Ред. П.К. Дашковский. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2016. - С. 114-115.
8) Миллер С.М. Развитие игровой терапии с детьми // Современная
педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
http ://pedago gika. snauka. ru/2016/12/6538.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние десятилетия увеличивается количество детей, находящихся длительное время на лечении в стационарах больниц.
Можно говорить о наличии такого понятия с часто и длительно болеющими детьми как психосоциальная работа. Психосоциальная работа учитывает индивидуальные особенности ребенка, его социального окружения, помогает справиться с госпитализацией, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, настроиться на выздоровление.
Психосоциальная работа за рубежом начинает развиваться в начале 20 века, в России - вначале 90-х годов. Она направлена на первичную психологическую помощь и поддержку, а также на адаптацию ребенка к условиям больничной среды, последующую реабилитацию, коррекцию эмоциональной сферы ребенка и т.д. Психосоциальная работа включает в себя основы практической психологии и основные ценности и принципы социальной работы, тем самым делая помощь ребенку более сбалансированной, грамотной, комплексной и эффективной. Основными функциями психосоциальной работы являются - коррекционная, адаптационная, реабилитационная, профилактическая, информационная. Существуют разные формы, методы и технологии, с помощью которых осуществляется психосоциальная работа. Психосоциальная работа базируется на двух исходных моделях социальной работы - психодинамической и гуманистической. Первая модель формирует основные принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования терапевтических технологий помощи. Вторая модель повлияла на формирование методов взаимодействия специалистов по социальной работе с клиентами, на признание самоценности личности клиента и самоактуализацию его личностных ресурсов.
Существуют различные креативные технологии, применяемые в психосоциальной работе с детьми - сказкотерапия, юнгианская песочная терапия, данстерапия, изотерапия, библиотерапия, игровая терапия и т.д. Детям нравится все творческое и необычное, они с интересом включаются в процесс, помогая себе решить свои проблемы игровым, творческим, танцевальным способом, а также взаимодействуя со сверстниками, слушая и рассказывая сказки, создавая фотоколлажи и т.д.
Использование креативных технологий способствует установлению более близкого контакта между специалистом и ребенком, так как ребенок воспринимает использование данных технологий как игру, как уже знакомый и привычный вид деятельности в сочетании с освоением чего -то нового. Совместная деятельность со специалистом способствует снятию барьеров у ребенка, раскрытию бессознательных процессов, появлению заинтересованности ребенка в терапии.
Зачастую больной ребенок не в состоянии рисовать, слушать сказки, танцевать, недомогание в физическом плане мешает ему сосредоточиться на чем-то другом, на чем-то детском и веселом, или ребенок устал от болезненных манипуляций, приема лекарств, уколов, от отсутствия игрового пространства, тоски по дому и впал в депрессию. В таких случаях применяется больничная клоунада, которая включает в себя креативные технологии психосоциальной работы, знания в области психологии и социальной работы, актерские и цирковые умения. Больничная клоунада - это инновационная технология в работе с детьми, находящимися длительное время на лечении в больничном учреждении.
Больничная клоунада -форма психосоциальной работы в условиях больничного стационара или хосписа. Главной целью больничной клоунады является помощь детям и их родителям в преодолении постоянного стресса в больнице на любых этапах лечения.
Больничный клоун в своей деятельности использует несколько ключевых элементов - юмор, игра, общение, импровизация. Больничный клоун действует чутко и аккуратно, не навязывается, он сначала узнает эмоциональное состояние ребенка, а затем уже работает с ним.
После посещения ребенка клоуном, особенно, если это посещение систематическое, все меняется. Больничный клоун лечит своим пониманием ситуации ребенка, он работает в соответствие с потребностями ребенка, создает игровое пространство, в котором ребенок чувствует себя в безопасности. Речь клоуна, с элементами юмора и с нотками поддержки, раскрепощает ребенка, отвлекает от болезни, от процедур. Положительным является и тот факт, что ребенок может проиграть с клоуном, ситуацию, которая его тревожит и напрягает, поставить клоуну уколы, сделать пункцию, провести операцию.
Больничная клоунада, как показало наше исследование, на основе глубинного интервью, обладает некоторыми специфическими особенностями. Все больничные клоуны очень добрые, открытые и веселые люди. Они способны моментально перевоплотиться в свой образ - Зефирка, Матрена, Кнопа, Еживика, Котя, это уже не знакомые нам Саша, Надя, Юля, Катя, Костя. Воображение фантазия у них развита очень хорошо, поэтому они без труда импровизируют в палатах больниц. Если с импровизацией возникают трудности, то причина в том, как показало исследование, что, либо у клоунов мало опыта (выходов в больницы), либо партнерская работа не задалась. Больничных клоунов долго не принимал медицинский персонал, так как больничная среда консервативная и замкнутая система от посторонних людей. Клоунов представляли исключительно аниматорами, но, как оказалось, они приносят пользу их маленьким пациентам, улучшают их настроение и самочувствие, также больничные клоуны обязаны иметь санитарную книгу и пройденный медицинский осмотр, иначе до детей они не допускаются. На данный момент персонал больниц с радостью принимает клоунов в своих стенах, в экстренных ситуациях (при нарушении пищевого поведения, депрессивных состояниях у ребенка), врачи вызывают клоунов сами. Больничными клоунами, эти люди решили стать по разным причинам - мечта детства, вдохновение от фильма про Патча Адамса, хотели попробовать реализовать себя в чем -то новом, попробовать побыть кем -то другим, просто было интересно, хотелось работать с кем -то в паре, хотелось делать что-то нужное в обществе, провели много дней в своем детстве в больнице, проводили со своими детьми долгое время в больнице ранее, но их объединяет один очень важный факт - безмерная любовь к детям и желание им хоть чем-то помочь. Да, случается и так, что ребенок не идет на контакт, отказывается от общения, от игры, но клоун принимает и уважает выбор ребенка, не навязывается, не настаивает. Методами предотвращения профессионального выгорания в их работе служат: работа с психологом, регулярная супервизия, проговаривание проблем с партнером, школы по больничной клоунаде, встречи и проведение тренинговых упражнений. Самое главное, что их работа доставляет им удовольствие, видеть улыбки и счастливые глаза детей для больничных клоунов самый важный результат, при котором, как утверждают некоторые клоуны, никогда не наступит профессиональное выгорание.
Наше второе исследование в форме анкетного опроса, пришлось в большинстве своем на клоунов Алтайского края. Их деятельность носит волонтерский, добровольный характер, на данном этапе больничной клоунады в нашем крае у клоунов нет регулярной супервизии, регулярного обучения. Наличие основной занятости (работы, учебы) приводит к тому, что их выходы носят не систематический характер, а также наблюдается текучка кадров. Остальные данные этого исследования схожи с предыдущим. Все больничные клоуны любят детей, основной целью своей деятельности считают - психосоциальную реабилитацию ребенка в больнице, поддержка его в трудной жизненной ситуации, создание атмосферы безопасности для ребенка в больнице. Основными занятиями больничных клоунов с детьми в больнице являются - игры (групповые и индивидуальные), импровизация, рассказывание историй, сказок, бывает и такое, что клоуны поют песни, играют на музыкальных инструментах, жонглируют. В общем, делают все, чтобы скрасить пребывание ребенка в больнице и настроить его на скорейшее выздоровление.
Анализируя девизы организаций больничных клоунов, можно сформировать основные предполагаемые результаты их деятельности: «Вернем детство в больницы!», «Выше нос!», «Скрасим серые больничные будни!», «Больница не место для встречи, но если случится беда... Вас там даже смехом полечат.. Ведь разные есть доктора!!!», «Давай улыбнемся!», «Улыбка и смех - лекарство для всех!» и т.д.
Итак, можно сделать вывод, что больничная клоунада работает там, где другие методы и технологии не помогают, что говорит нам о значимости данного метода в работе больниц. Порой, ребенку становится легче, когда он кричит во время пункции, и клоун кричит вместе с ним, и даже в момент такой болезненной процедуры, если ребенок улыбается, уже можно говорить о серьезном результате работы клоуна. В нашем исследовании, один из клоунов рассказывал о том, как он пришел и долго не мог установить контакт с ребенком, потому что ребенок был после теракта и у него были серьезные физические повреждения, тогда он просто лег с ним рядом, и молча лежал некоторое время. После посещения клоуна врачи отметили положительный сдвиг в эмоциональном состоянии ребенка, ведь клоун полностью проникся состоянием ребенка, его переживаниями, болезненными ощущениями, клоун понял, что ребенку сейчас ни до чего, и все что он может, просто оказать внимание и поддержку.
Важно помнить, что детям очень важно, что кому-то небезразлична его история, его болезнь. Ему важно ощущать поддержку, ему важно отвлекаться на что-то веселое, доброе, яркое, искреннее и светлое, тогда ему будет легче справиться со своей болезнью, или хотя бы легче переносить болевые ощущения.
Судя по положительным отзывам родителей, детей, медицинского персонала хотелось бы, чтобы больничная клоунада перешла на новый уровень, стала профессиональным видом деятельности.
Таким образом, гипотезы доказаны, цель достигнута, задачи выполнены.
И в заключение, хотелось бы привести слова Вольтера: «Что сделалось смешным, не может быть опасным».



1. Декларация о правах ребёнка / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec/ Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2017).
2. Конвенция о правах ребенка / [Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/ - Загл. с экрана (дата обращения: 22.05.2017)
3. Конституция Российской Федерации. Глава 2 - Права и свободы
человека и гражданина, статья 41, пункт 2 / [Электронный ресурс] - режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm. -
Загл. с экрана (дата обращения: 22.05.217).
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/. - Загл. с
экрана (дата обращения: 22.05.217).
5. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ - Загл. с экрана (дата обращения: 22.05.217).
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" /
[Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/70183566.- Загл. с экрана (дата обращения: 22.05.217).
7. «Давай улыбнемся», больничные клоуны Иркутска / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/davai_ulybnemsya- Загл. с экрана (дата обращения: 25.05.217).
8. АНО «Партнеры по радости» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/partneryporadosti- Загл. с экрана (дата обращения: 25.05.217).
9. Антонович, И.В. Технология «Доктор клоун»: опыт использования,оценка внедрения в практику деятельности учреждений Алтайскогокрая / И.В. Антонович, Т.А. Мазайлова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество : сборник ст. ; под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. — Вып. 7. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. — С. 266-270.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. [Текст] / Р.Арнхейм. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. - 376 с.
11. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ под ред. М.В. Киселевой. - М. : ООО "Речь", 2007-406 с.
12. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии/ Под ред. Н.Е.Пурнис. - М., 2008.-213 с
13. Арт-терапия/ Под ред. А.А.Красина. - М.: Союз, 2007. -138 с.
14. Арт-терапия-новые горизонты/ под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито- Центр, 2006.-336 с.
15. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для вузов. / Г.П. Артюнина. - М., 2004.-122 с.
16. БетенскиМ. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии». СПб.:Эксмо -пресс, 2002.-302с.
17. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. - 2000. - № 4. - С. 3-9.
18. Больничная клоунада: основы организации и проведения. Учебное пособие / Т.А. Мазайлова, Т.В. Сиротина, С.М. Миллер, Т.Ю. Дурманова и др. ; АлтГУ - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. - 46с.
19. Больничные клоуны / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medclown.ru/- Загл. с экрана (дата обращения: 25.05.217).
20. Больничные клоуны Украины/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://medclown.com.ua/ - Загл. с экрана(дата обращения: 16.05.217).
21. Бонде Л. Магия цвета. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 384 с.
22. Грегг М. Ф. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003.-176 с.
23. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов и др. - М.: Наука, 1994. - 185 с.
24. Гурьева, Е.С. Озорно о Серьезном / Е.С. Гурьева. — Казань, 2016.- 98с.
25. Дикмани X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / Под общ. ред. Зеленского. Пер. Г. Л. Дроздецкой и В. В. Зеленского; СПб.: Академический проект, 2000. -256 с.
26. Долженкова, М.И. Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации / М.И. Долженкова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Т. 21. — № 7-8 (159-160). — 2016. — С. 84-94.
27. Донцов А. Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды / педагогические, психологические, социальные науки; 2011. - 6 с.
28. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г.Зайнышев. - М.: ВЛАДОС,
2000. - 240 с.
29. Игровая терапия / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/09/igrovaya-terapiya/ / Загл. с экрана (дата обращения: 18.05.2017).
30. Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации / Под.ред. Колкова В.В, М.: Права человека, 2001 - 68с.
31. Исследования о пользе Больничных Клоунов [электронный ресурс]. -
доступа:
http ://www.medclown. ru/stuff/books/2015/03/12/Theory_445.html (дата
обращения: 25.03.2015).
32. Исследования о пользе Больничных Клоунов [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www.medclown.ru/
stuff/books/2015/03/12/Theory_445.html - Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2017).
33. Корхонен Т.В. Социальная работа в кризисных ситуациях: учебно - методическое пособие / Т.В. Корхонен. - Барнаул, 2005. - 52с.
34. Коршун, М.А. Психологическое сопровождение детей, находящихся на длительном лечении в стационаре больниц: магистерская диссертация / М.А. Коршун. - Гомель, 2012 - 68 с.
35. Краткая история основных направлений игровой психологической коррекции / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.detzdrav.com/11033.html/ Загл. с экрана (дата обращения: 10.05.2017).
36. Кто мы больничные клоуны? / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medclown.ru/about/whoweare/- Загл. с экрана (дата обращения: 12.03.2015).
37. Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., исправл. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.
38. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003 - 112с.
39. Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений, М.: Международная педагогическая академия, 1994 - 386с.
40. Люшер М., Магия цвета / М.Люшер. - Харьков: АО Сфера, 2008. - 278 с.
41. Маллон Б. Творческая визуализация и цвет. М.: Галактион, 2001.-192 с.
42. Менджерицкая Д.В., О детском творчестве / Д.В.Менджерицкая //Детское творчество. - 2008. - № 3 - с. 29 - 32.
43. Миллер С. Психология игры. [Текст] / С.Миллер. - СПб.: Университетская книга, 2008. - 196 с.
44. Миллер, С.М. Творческие технологии в практике паллиативного ухода
/ С.М. Миллер, Т.В. Сиротина // Социология в современном мире : наука, образование, творчество: сборник ст. ; под ред.
О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. — Вып. 7. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. — С. 299-306.
45. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов [Текст] / А.В.Мудрик. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. - 205 с.
46. Мухина B.C. Детская психология [Текст] / B.C.Мухина. - М.:
Просвещение, 2008. - 272 с.
47. Нос. Больничные клоуны, Новосибирск / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/nosed- Загл. с экрана.
48.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. [Текст] / В.Оклендер. - М.: Независимая фирма Класс,
2008. - 329с.
49. Ольшанский, В.М. Путь клоуна. История смехотерапии / В.М. Ольшанский. — М. : Зебра Е, 2013. — 320 с.
50. Основные направления современной игровой терапии / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://psylist.net/psytera/tre03.htm /Загл. с экрана (дата обращения: 18.05.2017).
51. Платонова Н. Инновации в социальной работе / Н. Платонова, М. Платонов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256с.
52. Прочухан, И.И. Больничная клоунада как социальный проект: социологическое исследование : магистерская работа / И.И. Прочухан ; Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики. — М., 2012. - 98с.
53. Психология творчества: учеб. пособие/ Н.И. Чернецкая; ИрГУ. - Иркутск : Изд-во ИрГУ, 2010. - 203с.
54. Рагожина, Е. Патч Адамс. Смех, открывающий души / Е. Рагожина //
Новый стиль. — 2013. — Февраль. — № 16 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.newstyle-mag.com/personalii/patch-adams-
smex-otkryvayushhij-dushihtml / Загл. с экрана (дата обращения:
14.05.2017).
55. Рочева, М.А. Больничная клоунада как средство психологической поддержки детей с онкологическими заболеваниями : магистерская работа / М.А. Рочева ; Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики. — М., 2012. - 189с.
56. Седов, К. Больничные клоуны: от волонтерства к профессии... / К. Седов. - М., 2014. - 51с.
57. Сиротина, Т.В. Больничная клоунада как технология адаптации и
реабилитации ребенка в больничном учреждении / Т.В. Сиротина, С.М. Миллер // BaikalResearchJournal.— 2015. — Т. 6. — № 6./
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bij-
bguep.ru/reader/article.aspx?id=20498 / Загл. с экрана (дата обращения 23.03.2015).
58. Сухов А.Н. Основы психосоциальной работы с населением / А.Н. Сухов. - М.: Учебное пособие, 2012. - 100 с.
59. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Фирсов, Б. Шапиро. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
60. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: Академический Проект, 2009. - 513
с.
61. Халанская, В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы / В. Халанская, М. Ситникова ; учебное пособие. - М.: Белгород, 2009. - 222 с.
62. Часто болеющие дети: проблемы диагностики, патогенеза и терапии / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lvrach.ru/- Загл. с экрана (дата обращения 17.05.2017).
63. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер,
2001. - 320 с
64. Эндрюс Т. Искусство лечения цветом [Текст] / Т.Эндрюс; пер. с англ. О.Матвеевой. - М.: ЦАИ, 2009. - 176 с.
65. Cartwright L. ‘Emergencies of survival’: moral spectatorship and the ‘New vision of the child’ in postwar child psychoanalysis / L. Cartwright // Journal of Visual Culture. - 2004. - Vol. 3(1). - P. 35-49.
66. Clown Doctors: the Humour Foundations [Electronic resource] —
Access mode: http://www.humourfoundation.com.au/ resources/history-of-clowning.html / (date of the application: 25.03.2015).
67. Clowns for the preventional of preoperative anxiety in children: a randomized controlled trial / G.Golan [et al.] // Pediatric Anesthesia. -
2009. - № 19.- P. 262 -266.
68. Hoff L.A. People in crisis: understanding and helping / L.A. Hoff. -San Francisco, 1995.
69. Koller, D. The Life Threatened Child and the Life Enhancing Clown: Towards a Model of Therapeutic Clowning / D. Koller& C. Gryski // Evidence-Based Complementary and Alternative Medicine. — 2007. — 5(1).
— DOI:10.1093/ecam/nem033 // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/
pmc/articles/PMC2249744/pdf/nem033.pdf (date of the application: 25.03.2015).
70. Linge L. Magical attachment: children in magical relations with hospital clowns [Electronic resource] / L. Linge // The International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. - 2012. - Vol. 7 -
Access mode: http://www.ijqhw.net/index.php/qhw/article/view/11862
(date of the application: 25.03.2015).
71. Polak P. The crisis of admission / P. Polak // Social Psychiatry. - 1967. - 2.
- P. 150-157.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ