Организационные основы профилактики жестокого обращения с детьми в семье (на примере г. Барнаула)
|
Введение 3
Глава1.Теоретико-методологические основания исследования жестокого обращения с детьми в семье 8
1.1. Жестокое обращение с детьми в семье: теоретические подходы 8
1.2. Нормативно - правовая база системы защиты детей от жестокого
обращения в семье 21
Глава 2. Практика организации профилактики жестокого обращения с детьми в семье 30
2.1. Организация профилактики жестокого обращения с детьми в семье 30
2.2. Результаты экспертной оценки организации профилактики жестокого
обращения в семье с детьми (на примере г. Барнаула) 44
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 73
Глава1.Теоретико-методологические основания исследования жестокого обращения с детьми в семье 8
1.1. Жестокое обращение с детьми в семье: теоретические подходы 8
1.2. Нормативно - правовая база системы защиты детей от жестокого
обращения в семье 21
Глава 2. Практика организации профилактики жестокого обращения с детьми в семье 30
2.1. Организация профилактики жестокого обращения с детьми в семье 30
2.2. Результаты экспертной оценки организации профилактики жестокого
обращения в семье с детьми (на примере г. Барнаула) 44
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 73
В настоящее время современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями. Изменение, произошедшие в политической, экономической, духовной, культурной сферах привели к увеличению негативных последствий: падение качества уровня жизни, расслоению населения по уровню материального дохода, утрате культурных и моральных ценностей, в том числе и семейных. Отрицательные последствия затронули и институт семьи, отмечено увеличение жестокого обращения в семье и рост агрессии, от которого страдает самая уязвимая категория общества - дети. Физическая, психологическая, социальная незрелость - факторы, определяющие их уязвимость, дети находятся в зависимом положении по отношению к взрослому поколению, к родителям. Жестокое обращение с детьми в семье наносит серьезный урон психическому и физическому здоровью ребенка, нарушает социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения, совершенных несовершеннолетними. Для одних детей исходом жестокого обращения в семье становится уход из семьи, для других суицид.
Дети являются важной социально-демографической группой населения, от их положения и состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социокультурные показатели. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Дети растут в ситуации жесткости и насилия, жестокое обращение может наблюдаться в семье, на улице, в учреждениях образования. Среди многих форм жестокого обращения самая распространенная - жестокое обращение с детьми в семье. Это свидетельствует, о том, что в институте семьи существуют перекосы и дисгармония. Проблема жестокого обращения в семье с детьми является предметом государственной и общественной политики. На пути решения данной проблемы возникает ряд трудностей, таких как: отсутствие четкого определения жестокого обращения с ребенком, и того какие факты по отношению к ребенку считать жестоким, а также отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающего защиту несовершеннолетнего и меры воздействия на родителей, допускающих факты жестокого обращения.
Перед обществом становится задача - решение проблемы жестокого обращения с детьми в семье, но главным образом усилия должны быть направленны не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, а на их предупреждение, то есть устранение условий и причин, способствующих жестокому обращению с детьми в семье.
Степень изученности проблемы.
Вопросы насилия и жестокого обращения изучают зарубежные и отечественные авторы. Педагоги, психологи, социологи, клиницисты жестокое обращение с детьми делают предметом своих исследований.
Проблема жестокого обращения начала исследоваться в мировой социологии во второй половине XX века. Главенствующие позиции занимает американская социология, впервые в США проблема была отнесена к негативным социальным явлениям национального масштаба, для решения которого понадобилось научно - теоретическая и практическая база.
Значимые труды исследования в данной области являются работы М. Страусом, Р. Джеллзом, С. Стейнметцом, признанными деятелями в данной сфере являются также Р. Геллес, Р.Берк. Э. Даглас, Л.Лерман, Л. Шерман, К.Йолло и др. Раскрыты понятия насилия и агрессии в психоаналитических концепциях, бихевиоризме Б. Скинера, Э. Фромма, Р. Бэрона, З. Фрейда, Д. ричардсона.
Жестокое обращение в российском обществе исследуется сравнительно недавно, после того как в государстве начались коренные изменения в политической, экономической, культурной сферах, обострив проблеме, которые находились ранее в латентном состоянии. Для изучения данного социального явления появилась необходимость анализа российской современной семьи, результаты закреплены в трудах таких авторов как: Т.А. Гурко, А.И. Антонова, С. И Голода, А.И, Кузьмина, Т.В. Андреевой, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Е.И. Бальдициной, А.Б. Синельникова.
Сущность профилактики жестокого обращения с детьми в семье и технологии ее осуществления раскрываются в работах Г.В. Латышева, М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, М.Ф. Черкасовой и др.
Объект: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Предмет: организационные основы профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Цель: выделить основные организационные решения в системе профилактики жестокого обращения с детьми в семье и разработать рекомендации для совершенствования профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к жестокому обращению с детьми в семье.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу системы защиты детей от жестокого обращения в семье.
3. Изучить первичную, вторичную и третичную профилактику жесткого обращения с детьми в семье.
4. Выявить формы работы, проводимые для решения вопроса жестокого обращения с детьми в семье.
5. Изучить мнение экспертов по решению проблемы такого социального явления как жестокое обращение с детьми в семье.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы методы: анализ научной литературы; вторичный анализ социологических исследований и статистических данных; экспертный опрос.
Гипотезы:
1) Предположим, что в научной литературе нет единого понятия, характеризующее жестокое обращение с детьми в семье и то, какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как жестокое.
2) Вероятнее всего, система организации профилактики жестокого обращения в семье с детьми развита не в полной мере, и имеется необходимость ее совершенствования.
Практическая значимость работы
Изучен опыт работы учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Выделены основные направления совершенствования системы профилактики жестокого обращения с детьми в семье (на примере г. Барнаул). Выводы исследования могут быть использованы при модернизации действующей системы защиты детей от жестокого обращения в семье. Актуализированы в результате проведенного экспертного опроса проблемные стороны организации мер по предотвращению жестокого обращения с детьми в семье и разработаны рекомендация для исправления такого социального явления как жестокое обращение с детьми в семье.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) «Жестокое обращение над детьми в семье», понятие, не имеющее единого определения на данный момент в научной литературе, не выделено какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как жестокие.
2) Система профилактики жестокого обращения с детьми распределена на 3 уровня: первичный, вторичный, третичный.
3) Профилактика жестокого обращения с детьми в семье на региональном уровне недостаточно развита и для актуализации данного процесса, необходимо ее совершенствование.
4) Имеется необходимость акцентировать внимание на первичном уровне профилактики, так как любое негативное социальное явление легче предупредить, нежели вести работу по устранению последствий. Качественная работа, проведенная на первичном уровне, может гарантировать сокращение числа проявлений девиации на последующих этапах.
Апробация результатов:
1) Шитова Л.А. Основные характеристики проблемы жестокого обращения с детьми // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Электронный ресурс]: - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2016.
2) Шитова Л.А., Сиротина Т.В. Первичная профилактика жестокого
обращения с детьми // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ. ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2016.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 76 страницах.
Дети являются важной социально-демографической группой населения, от их положения и состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социокультурные показатели. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Дети растут в ситуации жесткости и насилия, жестокое обращение может наблюдаться в семье, на улице, в учреждениях образования. Среди многих форм жестокого обращения самая распространенная - жестокое обращение с детьми в семье. Это свидетельствует, о том, что в институте семьи существуют перекосы и дисгармония. Проблема жестокого обращения в семье с детьми является предметом государственной и общественной политики. На пути решения данной проблемы возникает ряд трудностей, таких как: отсутствие четкого определения жестокого обращения с ребенком, и того какие факты по отношению к ребенку считать жестоким, а также отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающего защиту несовершеннолетнего и меры воздействия на родителей, допускающих факты жестокого обращения.
Перед обществом становится задача - решение проблемы жестокого обращения с детьми в семье, но главным образом усилия должны быть направленны не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, а на их предупреждение, то есть устранение условий и причин, способствующих жестокому обращению с детьми в семье.
Степень изученности проблемы.
Вопросы насилия и жестокого обращения изучают зарубежные и отечественные авторы. Педагоги, психологи, социологи, клиницисты жестокое обращение с детьми делают предметом своих исследований.
Проблема жестокого обращения начала исследоваться в мировой социологии во второй половине XX века. Главенствующие позиции занимает американская социология, впервые в США проблема была отнесена к негативным социальным явлениям национального масштаба, для решения которого понадобилось научно - теоретическая и практическая база.
Значимые труды исследования в данной области являются работы М. Страусом, Р. Джеллзом, С. Стейнметцом, признанными деятелями в данной сфере являются также Р. Геллес, Р.Берк. Э. Даглас, Л.Лерман, Л. Шерман, К.Йолло и др. Раскрыты понятия насилия и агрессии в психоаналитических концепциях, бихевиоризме Б. Скинера, Э. Фромма, Р. Бэрона, З. Фрейда, Д. ричардсона.
Жестокое обращение в российском обществе исследуется сравнительно недавно, после того как в государстве начались коренные изменения в политической, экономической, культурной сферах, обострив проблеме, которые находились ранее в латентном состоянии. Для изучения данного социального явления появилась необходимость анализа российской современной семьи, результаты закреплены в трудах таких авторов как: Т.А. Гурко, А.И. Антонова, С. И Голода, А.И, Кузьмина, Т.В. Андреевой, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Е.И. Бальдициной, А.Б. Синельникова.
Сущность профилактики жестокого обращения с детьми в семье и технологии ее осуществления раскрываются в работах Г.В. Латышева, М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, М.Ф. Черкасовой и др.
Объект: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Предмет: организационные основы профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Цель: выделить основные организационные решения в системе профилактики жестокого обращения с детьми в семье и разработать рекомендации для совершенствования профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к жестокому обращению с детьми в семье.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу системы защиты детей от жестокого обращения в семье.
3. Изучить первичную, вторичную и третичную профилактику жесткого обращения с детьми в семье.
4. Выявить формы работы, проводимые для решения вопроса жестокого обращения с детьми в семье.
5. Изучить мнение экспертов по решению проблемы такого социального явления как жестокое обращение с детьми в семье.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию профилактики жестокого обращения с детьми в семье.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы методы: анализ научной литературы; вторичный анализ социологических исследований и статистических данных; экспертный опрос.
Гипотезы:
1) Предположим, что в научной литературе нет единого понятия, характеризующее жестокое обращение с детьми в семье и то, какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как жестокое.
2) Вероятнее всего, система организации профилактики жестокого обращения в семье с детьми развита не в полной мере, и имеется необходимость ее совершенствования.
Практическая значимость работы
Изучен опыт работы учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми в семье. Выделены основные направления совершенствования системы профилактики жестокого обращения с детьми в семье (на примере г. Барнаул). Выводы исследования могут быть использованы при модернизации действующей системы защиты детей от жестокого обращения в семье. Актуализированы в результате проведенного экспертного опроса проблемные стороны организации мер по предотвращению жестокого обращения с детьми в семье и разработаны рекомендация для исправления такого социального явления как жестокое обращение с детьми в семье.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) «Жестокое обращение над детьми в семье», понятие, не имеющее единого определения на данный момент в научной литературе, не выделено какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как жестокие.
2) Система профилактики жестокого обращения с детьми распределена на 3 уровня: первичный, вторичный, третичный.
3) Профилактика жестокого обращения с детьми в семье на региональном уровне недостаточно развита и для актуализации данного процесса, необходимо ее совершенствование.
4) Имеется необходимость акцентировать внимание на первичном уровне профилактики, так как любое негативное социальное явление легче предупредить, нежели вести работу по устранению последствий. Качественная работа, проведенная на первичном уровне, может гарантировать сокращение числа проявлений девиации на последующих этапах.
Апробация результатов:
1) Шитова Л.А. Основные характеристики проблемы жестокого обращения с детьми // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Электронный ресурс]: - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2016.
2) Шитова Л.А., Сиротина Т.В. Первичная профилактика жестокого
обращения с детьми // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под общ. ред. Ю.А. Калининой, С.Г. Чудовой - Барнаул: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", 2016.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 76 страницах.
Дети являются важной социально-демографической группой населения, от их положения и состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социокультурные показатели. Жестокое обращение над детьми в семье - понятие, не имеющее единого определения на данный момент в научной литературе, до сих пор идет спор о том, какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как жестокое. В литературе выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное. Жестокое обращение с детьми может иметь различные виды, но его следствием всегда является серьезный ущерб для психического и физического здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть. Жестокое обращение с детьми в семье препятствует нормальной социализации ребенка, формирует людей замкнутых, не умеющих создавать собственные семьи, ограничивает коммуникативные навыки для успешного взаимодействия с обществом. Спорным до сегодняшнего дня остается вопрос о причинах жестокого обращения с детьми в семье. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности истоков насилия и агрессии.
Первые законы, призванные защищать детей от жестокого обращения, появились много столетий тому назад. Однако эти правовые акты касались некоторых видов жестокого обращения и носили не повсеместный характер. В настоящее время, нормативно-правовая база защиты детей от жестокого обращения с детьми в семье представлена на трех уровнях: международном, национальном и региональном. В Российском законодательстве предусмотрен широкий спектр правовых механизмов защиты прав ребенка от жестокого обращения, однако факты жестокого обращения имеют место быть, поэтому одной из приоритетных задач общества является формирование системы государственных мер по предотвращению жестокого обращения с детьми в
семье. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье имеет несколько уровней, каждый уровень имеет свою ценность и способствует предотвращению и снижению риска проявления фактов жестокого обращения с детьми в семье. В основе системы профилактики жестокого обращения с детьми в семье лежит семейно-центрированный подход, предполагающий ориентацию на внутренние ресурсы семьи, направлен на формирование у населения семейных ценностей, ответственного родительства, а также социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и детей. Проблема жестокого обращения с детьми в семье, безусловно, представляет угрозу социальной безопасности общества и может быть решена путем создания и развития взаимодействия всех, заинтересованных структур общества: правоохранительных органов, здравоохранения, образования, социальной защиты, поэтому четкая и слаженная работа, подкрепленная на методическом и нормативно-правовом уровне, является залогом успеха. Однако же имеется ряд трудностей в организации профилактики жестокого обращения с детьми, над которыми необходимо вести работу. Исходя из результатов исследования, полученных методом экспертного интервью, мы выявили, что семьи, в которых допускаются факты жестокого обращения, имеют средне-специальное образование, низкий материальный доход, временную работу и находятся в социально опасном положении. Наиболее часто встречающиеся виды жестокого обращения - физическое и пренебрежение нуждами. Несмотря, на то, что в учреждениях оказываются, комплекс мер пострадавшему ребенку, в нашем регионе недостаточно развита система профилактики, необходимо введение специального закона для ужесточения наказания родителей, а также отмечено, что наиболее эффективными мерами по предотвращению фактов жестокого обращения с детьми в семье являются административные меры и применение штрафных санкций. Основными факторами снижающие уровень эффективности деятельности специалистов является большой объем документации и отсутствие понимания со стороны родителей о серьезности вопроса. По мнению экспертов, нужно акцентировать внимание на первичном уровне профилактики, так как любое негативное социальное явление легче предупредить, нежели вести работу по устранению последствий. Качественная работа, проведенная на первичном уровне, может гарантировать сокращение числа проявлений девиации на последующих этапах. Никто из специалистов не исключил ни один из уровней профилактики, это говорит о том, что обязательная работа по всем трем уровням профилактики для обеспечения наиболее эффективной работы. Работа по профилактике такого социального явления как жестокое обращение с детьми имеет большое значение. Необходимо пересмотреть законодательную базу и рассмотреть введение специального закона, касающегося вопроса жестокого обращения с детьми; вводить административные, экономические санкции, для родителей, допускающих факты жестокого обращения для ужесточения наказания. Применение специальных мер воздействия в отношении родителей, обязательных к исполнению (обучение, лечение, трудоустройство и т.д); совершенствовать работу по раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми в семье.
Первые законы, призванные защищать детей от жестокого обращения, появились много столетий тому назад. Однако эти правовые акты касались некоторых видов жестокого обращения и носили не повсеместный характер. В настоящее время, нормативно-правовая база защиты детей от жестокого обращения с детьми в семье представлена на трех уровнях: международном, национальном и региональном. В Российском законодательстве предусмотрен широкий спектр правовых механизмов защиты прав ребенка от жестокого обращения, однако факты жестокого обращения имеют место быть, поэтому одной из приоритетных задач общества является формирование системы государственных мер по предотвращению жестокого обращения с детьми в
семье. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье имеет несколько уровней, каждый уровень имеет свою ценность и способствует предотвращению и снижению риска проявления фактов жестокого обращения с детьми в семье. В основе системы профилактики жестокого обращения с детьми в семье лежит семейно-центрированный подход, предполагающий ориентацию на внутренние ресурсы семьи, направлен на формирование у населения семейных ценностей, ответственного родительства, а также социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и детей. Проблема жестокого обращения с детьми в семье, безусловно, представляет угрозу социальной безопасности общества и может быть решена путем создания и развития взаимодействия всех, заинтересованных структур общества: правоохранительных органов, здравоохранения, образования, социальной защиты, поэтому четкая и слаженная работа, подкрепленная на методическом и нормативно-правовом уровне, является залогом успеха. Однако же имеется ряд трудностей в организации профилактики жестокого обращения с детьми, над которыми необходимо вести работу. Исходя из результатов исследования, полученных методом экспертного интервью, мы выявили, что семьи, в которых допускаются факты жестокого обращения, имеют средне-специальное образование, низкий материальный доход, временную работу и находятся в социально опасном положении. Наиболее часто встречающиеся виды жестокого обращения - физическое и пренебрежение нуждами. Несмотря, на то, что в учреждениях оказываются, комплекс мер пострадавшему ребенку, в нашем регионе недостаточно развита система профилактики, необходимо введение специального закона для ужесточения наказания родителей, а также отмечено, что наиболее эффективными мерами по предотвращению фактов жестокого обращения с детьми в семье являются административные меры и применение штрафных санкций. Основными факторами снижающие уровень эффективности деятельности специалистов является большой объем документации и отсутствие понимания со стороны родителей о серьезности вопроса. По мнению экспертов, нужно акцентировать внимание на первичном уровне профилактики, так как любое негативное социальное явление легче предупредить, нежели вести работу по устранению последствий. Качественная работа, проведенная на первичном уровне, может гарантировать сокращение числа проявлений девиации на последующих этапах. Никто из специалистов не исключил ни один из уровней профилактики, это говорит о том, что обязательная работа по всем трем уровням профилактики для обеспечения наиболее эффективной работы. Работа по профилактике такого социального явления как жестокое обращение с детьми имеет большое значение. Необходимо пересмотреть законодательную базу и рассмотреть введение специального закона, касающегося вопроса жестокого обращения с детьми; вводить административные, экономические санкции, для родителей, допускающих факты жестокого обращения для ужесточения наказания. Применение специальных мер воздействия в отношении родителей, обязательных к исполнению (обучение, лечение, трудоустройство и т.д); совершенствовать работу по раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми в семье.
Подобные работы
- Защита и реализация прав ребенка в системе современного российского образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Исследовать проблемы и особенности профилактики насилия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся
в социально опасном положении (по материалам
социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



