Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 8
1.1 Агрессивное поведение как психологический феномен в трудах
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2 Проблема агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в освещении клинической психологии 17
1.3 Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 23
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Результаты исследования 42
2.3 Программа рекомендаций для работы психолога с
несовершеннолетними правонарушителями 61
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения
Глава 1 Теоретические основы изучения агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 8
1.1 Агрессивное поведение как психологический феномен в трудах
отечественных и зарубежных авторов 8
1.2 Проблема агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в освещении клинической психологии 17
1.3 Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних
правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 23
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Результаты исследования 42
2.3 Программа рекомендаций для работы психолога с
несовершеннолетними правонарушителями 61
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения
Актуальность. Сегодня социально важной проблематикой является агрессивное криминогенное поведение несовершеннолетних. Данные статистики свидетельствуют о том, что приблизительно третья часть от всех правонарушений, что совершаются подростками, является агрессивно-насильственной по своему характеру (Назарова, 2016). Несмотря на предпринимаемые со стороны государства действия по профилактике криминальной активности несовершеннолетних уровень преступности среди подростков остается еще довольно значительным (Ошевский, 2014). Естественной реакцией социума может быть ужесточение уголовного права в отношении несовершеннолетних лиц. Вместе с тем такой подход не будет продуктивным, ибо не ликвидируются основания противоправного поведения. Изолированность в условиях пенитенциарной системы зачастую ведет к освоению норм криминальной субкультуры и мешает реинтеграции подростка в общество (Дебольский, 2015), значит, нужны новые подходы в работе с несовершеннолетними.
Вопросы ранней профилактики и коррекции агрессивного противоправного поведения несовершеннолетних лиц разрешаются неполно. При этом мы имеем дело именно с той категорией правонарушителей, которая из-за возрастных особенностей наиболее перспективна для профилактики и коррекции. Для их результативной реализации нужны научные изыскания, обращенные на прогноз потенциального криминального агрессивного поведения несовершеннолетних лиц, на исследование психологических факторов, умножающих и понижающих его риск. Определение психологических факторов повышения риска криминального агрессивного поведения разрешит определить наиболее продуктивные направления профилактики и коррекции.
Важность клинических факторов в развитии агрессивного поведения подростков весьма часто слабо учитывается. Это ведет к свершению в дальнейшем данными лицами повторных более тяжелых правонарушений, в основном агрессивного насильственного характера (Ошевский, 2014). Поэтому для создания эффективных мер по профилактике агрессивного поведения, сопровождающего и определяющего правонарушения, по ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя в программу диагностирования нужно включать оценку психических факторов агрессивного поведения. В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности».
Объект исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности
Цель исследования - на теоретическом и эмпирическом уровне разработать проблему агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
Задачи исследования:
1. В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыть сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей.
2. Изучить разработанность в литературных источниках вопроса психологических детерминант риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
3. Провести эмпирическое исследование психологических предикторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
4. Проинтерпретировать полученные результаты эмпирического исследования.
5. Разработать программу рекомендаций для работы психолога с несовершеннолетними правонарушителями по результатам исследования.
Гипотезы:
1) Предполагаем, что в группе несовершеннолетних
правонарушителей уровень агрессии выше, чем в группе нормы.
2) Предполагаем, что высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с акцентуацией характера по демонстративному и возбудимому типу.
3) Высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с низким уровнем самооценки.
4) Выраженное агрессивное поведение демонстрируют несовершеннолетние правонарушители, которые не уверенны в себе и в своих силах, не удовлетворенные своими возможностями, а также с плохой саморегуляцией.
Теоретико-методологическая основой исследования явились научные идеи, теории и концепции: агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство личности (К. Лоренц); агрессивное поведение несовершеннолетних (А. Бандура); агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей (С. Н. Ениколопов и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-исследовательской психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: психологическое тестирование:
- опросник уровня агрессивности Басса - Дарки,
- методика изучения акцентуаций личности Г. Шмишека - К. Леонгарда (для подростков),
- методика «Самооценка» Л.Д. Столяренко,
- «Методика исследования самоотношения (МИС)» Р.С.Пантелеева.
3. Метод математической статистки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена).
Эмпирическая база исследования: подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 (Управление МВД России по городу Барнаулу) и МОУ СОШ №56 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 60 человек (юноши в возрасте 15-16 лет). Из них 30 несовершеннолетних совершили правонарушение, 30 несовершеннолетних - не совершали правонарушения.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников сущности понятий агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования: проведено эмпирическое исследование, результаты которые расширяют, уточняют, конкретизируют данные о развитии агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера, самоотношения и самооценки.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Вопросы ранней профилактики и коррекции агрессивного противоправного поведения несовершеннолетних лиц разрешаются неполно. При этом мы имеем дело именно с той категорией правонарушителей, которая из-за возрастных особенностей наиболее перспективна для профилактики и коррекции. Для их результативной реализации нужны научные изыскания, обращенные на прогноз потенциального криминального агрессивного поведения несовершеннолетних лиц, на исследование психологических факторов, умножающих и понижающих его риск. Определение психологических факторов повышения риска криминального агрессивного поведения разрешит определить наиболее продуктивные направления профилактики и коррекции.
Важность клинических факторов в развитии агрессивного поведения подростков весьма часто слабо учитывается. Это ведет к свершению в дальнейшем данными лицами повторных более тяжелых правонарушений, в основном агрессивного насильственного характера (Ошевский, 2014). Поэтому для создания эффективных мер по профилактике агрессивного поведения, сопровождающего и определяющего правонарушения, по ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя в программу диагностирования нужно включать оценку психических факторов агрессивного поведения. В связи с этим была выбрана тема данной выпускной квалификационной работы - «Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности».
Объект исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования - агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности
Цель исследования - на теоретическом и эмпирическом уровне разработать проблему агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
Задачи исследования:
1. В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыть сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей.
2. Изучить разработанность в литературных источниках вопроса психологических детерминант риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
3. Провести эмпирическое исследование психологических предикторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
4. Проинтерпретировать полученные результаты эмпирического исследования.
5. Разработать программу рекомендаций для работы психолога с несовершеннолетними правонарушителями по результатам исследования.
Гипотезы:
1) Предполагаем, что в группе несовершеннолетних
правонарушителей уровень агрессии выше, чем в группе нормы.
2) Предполагаем, что высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с акцентуацией характера по демонстративному и возбудимому типу.
3) Высокий уровень агрессивного поведения демонстрируют несовершеннолетние правонарушители с низким уровнем самооценки.
4) Выраженное агрессивное поведение демонстрируют несовершеннолетние правонарушители, которые не уверенны в себе и в своих силах, не удовлетворенные своими возможностями, а также с плохой саморегуляцией.
Теоретико-методологическая основой исследования явились научные идеи, теории и концепции: агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство личности (К. Лоренц); агрессивное поведение несовершеннолетних (А. Бандура); агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей (С. Н. Ениколопов и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение, анализ, обобщение и систематизация научно-исследовательской психологической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: психологическое тестирование:
- опросник уровня агрессивности Басса - Дарки,
- методика изучения акцентуаций личности Г. Шмишека - К. Леонгарда (для подростков),
- методика «Самооценка» Л.Д. Столяренко,
- «Методика исследования самоотношения (МИС)» Р.С.Пантелеева.
3. Метод математической статистки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена).
Эмпирическая база исследования: подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции № 5 (Управление МВД России по городу Барнаулу) и МОУ СОШ №56 г. Барнаула. В исследовании приняли участие 60 человек (юноши в возрасте 15-16 лет). Из них 30 несовершеннолетних совершили правонарушение, 30 несовершеннолетних - не совершали правонарушения.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников сущности понятий агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования: проведено эмпирическое исследование, результаты которые расширяют, уточняют, конкретизируют данные о развитии агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера, самоотношения и самооценки.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Данная дипломная работа посвящена исследованию агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности. При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыты сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей. В теории социального научения агрессия трактуется как некоторое специфичное общественное поведение, усваиваемое и поддерживаемое по преимуществу точно так, как множество иных его форм. В общественном контексте агрессивное поведение отличается присутствием намерения нанести вред. Агрессия - это действие, непосредственно агрессивное поведение, а агрессивность - это готовность к совершению таких действий, готовность к агрессивному поведению. Проявление агрессивности может идти в форме защиты, может принимать и разрушительные формы проявления, направленные как на себя, так и на других. Для появления агрессивного поведения авторы выделяют несколько причин таких, как биологические факторы, физические отклонения, викарный опыт, а также фрустрацию, которым способствуют как эмоциональные переживания, так и эмоциональные состояния. Несмотря на то что ряд авторов считают агрессивное поведение типичным для всех подростков, а не только для совершающих преступления, в большинстве литературных источников, в том числе содержащих последние эмпирические данные по исследуемой проблеме, указывается на агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей. Насильственная мотивация агрессивного поведения подростков-правонарушителей характеризуется большой ситуативностью, эмоциональностью. В структуре побуждений данной мотивации доминирует потребность самоутверждения. В процессе совершения агрессивных действия происходит вымещение злобы на посторонних; освобождение напряжения (замещение); неверное утверждение себя (гиперкомпенсация). В подростковый период появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению.
Изучена разработанность в литературных источниках вопроса психологических факторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Увеличивают риск развития агрессивного поведения в несовершеннолетних правонарушителей такие психологические детерминанты, как акцентуации характера, тревожность, эмоциональная неустойчивость, гнев, раздражительность, импульсивность, сниженный фон настроения, коммуникативные трудности, низкий уровень интеллекта, трудности волевого контроля, завышенный уровень притязаний, неустойчивость и крайние полюсы самооценки, амбивалентность самоотношения, слабая эмпатия.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
По всем шкалам методики Басса-Дарки по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены более высокие результаты. Достоверно в группе несовершеннолетних правонарушителей выше показатели физической агрессии, раздражительности, вербальной агрессии, индекс агрессивности.
По методике Шмишека-Леонгарда наиболее выражены у несовершеннолетних правонарушителей такие акцентуации характера, как возбудимость и демонстративность. Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна черта демонстративности в повседневном общении; импульсивность, склонность реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации.
По методике Л. Д. Столяренко достоверно с высоким уровнем значимости в клинической группе ниже показатели самооценки, что приводит к неуверенности в себе, невозможности реализовать свои способности.
По методике Р С. Пантелеева наиболее высокие результаты по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены по шкале «внутренняя конфликтность». Низкие результаты получены по шкалам: «самоуверенность», «саморуковоство». Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна неудовлетворенность своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение; вера в подвластность "Я" внешним обстоятельствам, плохая саморегуляция, отсутствие тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом; сомнения, несогласия с собой, фрустрация ведущих потребностей.
Эмпирически и методом математической статистики были подтверждены все гипотезы.
На основании итогов эмпирического исследования была разработана программа рекомендаций по психокоррекции агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей через воздействие на такие его предикторы, как акцентуация характера, самооценка и самоотношение.
В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыты сущность психологического феномена агрессивного поведения и его особенности у несовершеннолетних правонарушителей. В теории социального научения агрессия трактуется как некоторое специфичное общественное поведение, усваиваемое и поддерживаемое по преимуществу точно так, как множество иных его форм. В общественном контексте агрессивное поведение отличается присутствием намерения нанести вред. Агрессия - это действие, непосредственно агрессивное поведение, а агрессивность - это готовность к совершению таких действий, готовность к агрессивному поведению. Проявление агрессивности может идти в форме защиты, может принимать и разрушительные формы проявления, направленные как на себя, так и на других. Для появления агрессивного поведения авторы выделяют несколько причин таких, как биологические факторы, физические отклонения, викарный опыт, а также фрустрацию, которым способствуют как эмоциональные переживания, так и эмоциональные состояния. Несмотря на то что ряд авторов считают агрессивное поведение типичным для всех подростков, а не только для совершающих преступления, в большинстве литературных источников, в том числе содержащих последние эмпирические данные по исследуемой проблеме, указывается на агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей. Насильственная мотивация агрессивного поведения подростков-правонарушителей характеризуется большой ситуативностью, эмоциональностью. В структуре побуждений данной мотивации доминирует потребность самоутверждения. В процессе совершения агрессивных действия происходит вымещение злобы на посторонних; освобождение напряжения (замещение); неверное утверждение себя (гиперкомпенсация). В подростковый период появляются дополнительные источники научения агрессивному поведению.
Изучена разработанность в литературных источниках вопроса психологических факторов риска агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Увеличивают риск развития агрессивного поведения в несовершеннолетних правонарушителей такие психологические детерминанты, как акцентуации характера, тревожность, эмоциональная неустойчивость, гнев, раздражительность, импульсивность, сниженный фон настроения, коммуникативные трудности, низкий уровень интеллекта, трудности волевого контроля, завышенный уровень притязаний, неустойчивость и крайние полюсы самооценки, амбивалентность самоотношения, слабая эмпатия.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
По всем шкалам методики Басса-Дарки по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены более высокие результаты. Достоверно в группе несовершеннолетних правонарушителей выше показатели физической агрессии, раздражительности, вербальной агрессии, индекс агрессивности.
По методике Шмишека-Леонгарда наиболее выражены у несовершеннолетних правонарушителей такие акцентуации характера, как возбудимость и демонстративность. Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна черта демонстративности в повседневном общении; импульсивность, склонность реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации.
По методике Л. Д. Столяренко достоверно с высоким уровнем значимости в клинической группе ниже показатели самооценки, что приводит к неуверенности в себе, невозможности реализовать свои способности.
По методике Р С. Пантелеева наиболее высокие результаты по клинической группе несовершеннолетних правонарушителей получены по шкале «внутренняя конфликтность». Низкие результаты получены по шкалам: «самоуверенность», «саморуковоство». Для несовершеннолетних правонарушителей свойственна неудовлетворенность своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение; вера в подвластность "Я" внешним обстоятельствам, плохая саморегуляция, отсутствие тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом; сомнения, несогласия с собой, фрустрация ведущих потребностей.
Эмпирически и методом математической статистики были подтверждены все гипотезы.
На основании итогов эмпирического исследования была разработана программа рекомендаций по психокоррекции агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей через воздействие на такие его предикторы, как акцентуация характера, самооценка и самоотношение.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017



