Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ ПРИ СКЛОННОСТИ К РАССТРОЙСТВАМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа №93172

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Анализ теоретико-методологических источников по проблеме неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к расстройствам пищевого поведения 8
1.1 Теоретико-методологические взгляды на проблему
неадаптивных схем как механизма социальной тревоги 8
1.2 Неадаптивные схемы при склонности к расстройствам
пищевого поведения 17
1.3 Консультативно-психологическая помощь при нарушении
неадаптивных схем при склонности к расстройствам пищевого поведения 24
Глава 2 Анализ теоретико-методологических источников по проблеме неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к расстройствам пищевого поведения 41
2.1 Теоретико-методологические взгляды на проблему
неадаптивных схем как механизма социальной тревоги 41
2.2 Неадаптивные схемы при склонности к расстройствам
пищевого поведения 48
2.3 Консультативно-психологическая помощь при нарушении
неадаптивных схем при склонности к расстройствам пищевого поведения 63
Заключения и выводы 71
Библиографический список 73
Приложения

Профессиональный спорт является той сферой деятельности, которая диктует требования к телесной физической форме, что в свою очередь сопряжено с дисциплиной питания. Известно, что профессии, связанные с необходимостью ограничений в питании, относятся к группе риска возникновения расстройств пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения (РПП) - актуальная проблема, преимущественно касающаяся девушек. Выделяют такие основные клинические формы Расстройства приёма пищи (F50) отнесены в МКБ-10 к поведенческим синдромам, связанным с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Все они сопровождаются специфическими особенностями мышления и поведения (Д, Барлоу, М. Купер, Б. В. Зейгарник). Специфическими аспектами жизни профессиональных спортсменов являются большие физические нагрузки, необходимость преодолевать физическую боль, чувство физического и психологического дискомфорта и, возможно, ограниченный круг общения, что также находит свое отражение в личностных чертах и в пищевом поведении. Все это может приводить к нервным срывам и в целом подрывает психосоматическое здоровье. Существует целый спектр различных страхов, и «лишь один из них способен нас погубить: простая, но всесильная вера в то, что мы не сможем с чем -то справиться» (Дж. Янг) [59, с. 102]. Страхи становятся причиной появления неадаптивных убеждений. Особенно появлению данным когнитивным особенностям психологического развития личности подвержены девушки. У девушек обостряется восприятие своей внешности, важна для них оценка со стороны окружающих.
Ситуации оценивания, как правило, порождают негативные эмоции, которые становятся причиной того, что девушки подросткового и юношеского возраста начинают болезненно воспринимать свое внешнее «Я». Ранняя неадаптивная схема — это понятие, введенное Джеффри Янгом и обозначающее защитный эмоциональный и когнитивный паттерн, который формируется в детстве и повторяется на протяжении всей жизни. Ранние неадаптивные схемы дисфункциональны в значительной степени, состоят из воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений и касаются собственной личности и отношений с другими людьми. А. Бек и Эллис изучали то, как именно неадаптивные когнитивные схемы влияют на эмоции, хотя возможно, что само привнесение осознанности в процессы, сопутствующие эмоциям, задает их внутреннюю вербализацию [5, с. 125]. Схожим путем идет Д. Барлоу, однако он скорее делает акцент на внутреннюю вербализацию оценок и ожиданий относительно текущей или будущей ситуации. В детстве человек мог пережить плохое обращение, быть покинутым или отвергнутым. Во взрослом возрасте сформировавшиеся неадаптивные схемы могут быть активированы событиями, которые человек неосознанно воспринимает похожими на травматичные события своего детства. Когда схема активируется, человек переживает сильные негативные эмоции, например, гнев, страх или стыд. Желание быть совершенными идет из недостаточного сформированного и независимого образа себя. Невозможность быть лучшей во всех сферах жизни, вызывает у девушек с нарушением пищевого поведения страх и социальную тревогу (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев, А.Б.Холмогорова).
Объект: психологические механизмы склонности к РПП.
Предмет: Особенности неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к РПП.
Цель: Построение типологии особенностей неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к разным типам РПП на примере молодых женщин, занимающихся пауэрлифтингом.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические источники по проблеме изучения неадаптивных схем, расстройств пищевого поведения, изучения социальной тревоги.
2. Разработать программу эмпирического исследования неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к РПП.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей неадаптивных схем у девушек склонных к расстройствам пищевого поведения с помощью специально подобранных, согласно цели исследования, методов.
4. Проанализировать результаты исследования, выявить значимые взаимосвязи параметров неадаптивных схем с типами расстройств пищевого поведения, построить типологию неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к РПП.
5. Разработать план коррекционной работы, по проблеме неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к расстройствам пищевого поведения на примере молодых женщин, занимающихся пауэрлифтингом.
Гипотезы:
1. Неадаптивные схемы «Потребность в одобрении» и «жертвенность» будут сопровождаться выраженной социальной тревогой при склонности к РИН.
2. Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях и высокая выраженность гелотофобии характерны молодым женщинам, занимающимся пауэрлифтингом, при склонности к расстройствам пищевого поведения.
3. При склонности к расстройствам пищевого поведения молодым женщинам будут характерны неадаптивные схемы, связанные с взаимоотношениями с окружающими/близкими людьми: «эмоциональная депривация», «социальная изоляция»
Теоретико-методологические основы:
Механизмы развития личности и регуляции психики в культурно - деятельностном подходе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия;
Когнитивный подход А. Бека, Дж. Янга в понимании неадаптивного поведения личности, а так же дисфункциональных убеждений, лежащих в основе такого поведения;
Особенности целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии личности в патопсихологическом подходе Б. В. Зейгарник, Б.С. Братусь;
Механизмы социальной тревоги в патопсихологической концепции социальной О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева.
Методы исследования
Для решения указанных задач и проверки гипотез были использованы следующие методы: 1) тестирование («Опросника социальной тревоги и социофобии» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева; Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory); Опросник «Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения» Сагалакова О.А., Киселева М.Л.; «Схемный опросник Дж.Янга»; Опросник гелотофобии (Р.Т. Пройер, В. Рух в адаптации Е.А. Стефаненко); 2) метод математически-статистической обработки данных (параметрический и непараметрический корреляционный анализ).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к расстройствам пищевого поведения (РИИ) и основана на проведенном теоретико-методологическом анализе современной зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме.
С помощью теоретико-методологического анализа литературы, были сформулированы гипотезы, и проведено исследование. Результатом эмпирического исследования являлось формирование типологии неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при склонности к расстройствам пищевого поведения.
Эмпирическое исследование показало, что в целом разные этапы расстройства пищевого поведения и неадаптивные схемы сопровождаются социальной тревогой, которая варьируется в зависимости от типа РИП и степени его выраженности.
Ио итогам результатов исследования на основе выделенной типологии была составлена программа психокоррекционного вмешательства в русле когнитивно-бихевиорального подхода, с использованием метакогнитивных техник и приемов овладения социальной тревогой. Данная программа направлена на то, чтобы девушки при симптомах расстройства пищевого развивали навыки когнитивной регуляции и совладали с социальной тревогой, тем самым адекватно могли бы оценивать и организовывать свое поведение.
Таким образом, в результате эмпирического исследования неадаптивных схем как механизма социальной тревоги при симптомах расстройства пищевого поведения были сделаны следующие выводы:
1. Расстройства пищевого поведения способствуют появлению социальной тревоги различного типа и выраженности.
2. Эмоциогенное пищевое поведение характеризуется нарушением когнитивной регуляции социальной тревоги в ситуациях «быть в центре внимания, под наблюдением». Так же при эмоциогенном пищевом поведении будет наблюдаться наибольшая выраженность социальной тревоги, по сравнению с другими расстройствами пищевого поведения.
3. Неадаптивные схемы имеют взаимосвязь с ограничительным типом расстройств пищевого поведения и эмоциогенным, но наиболее характерны для ограничительного пищевого поведения.
4. Неадаптивные схемы будут сопровождаться выраженной социальной тревогой, наибольший уровень социальной тревоги будет наблюдаться в схемах «потребность в одобрениипризнании, жертвенность», т. е. в ситуациях признания и одобрения другими людьми.
5. Контроль над употреблением пищи будет сопровождаться высокой социальной тревогой в таких ситуациях, как «быть в центре внимания под наблюдением»
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, были выполнены, выдвинутые гипотезы подтверждены, а цель работы была достигнута.



1. Бауманн, У., Пере, М. Клиническая психология / У. Бауман, М. Пере. - СПб.: Питер, 1998. - 402 с.
2. Бек, Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. / С. Джудид Бек.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. - 400 с.
3. Бек, А., Фримен, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. - М.: Академия. 2012. - 227 с.
4. Беляев, Г.С., Лобзин, В.С. и др. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беляев, В.С. Лобзин. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
5. Берн, Э. Трансакционный анализ и психокоррекция / Э. Берн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 325 с.
6. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2014. - 624 с.
7. Бойко, В.В. Энергия Энергия эмоций / В.В. Бойко. - СПб.: Питер,
2013. - 463 с.
8. Виноградова, Т.Е. Когнитивные нарушения в ситуации болезни / Т.Е. Виноградова // Журнал неврологии и психиатрии (приложение «Инсульт»). - 2012. - Т. 1. - С. 22-28
9. Выготский, Л.С. Развитие психики / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2012. - 874 с.
10. Гиндикин, В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства: справочник / В.Я. Гиндикин. - М.: Триада-Х, 2015. - 256 с.
11. Дороженкин, И.Н. Синдром хронической усталости / И.Н. Дороженкин // Врач. - 2011. - № 4. - С. 19-22.
12. Дубровина, И. Психологическая культура личности / И. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - №4. - С. 59-76.
13. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - СПб.: Питер,
2014. - 412 с.
14. Игумнов, С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2012. - 352 с.
15. Каплан, Г.И. Клиническая психиатрия / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. - М.: Медицина, 2014. - 934 с.
16. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. - СПб.: Питер, 2012. - 912 с.
17. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект / Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2011. - 141 с.
18. Корсакова, Н.К. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. / Н.К. Корсакова. - М.: Академия, 2015. - 456 с.
19. Кулганов, В.А., Белов, В.Г., Парфёнов, Ю.А. Прикладная клиническая психология: учебное пособие / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфёнов. - СПб.: СПбГИПСР, 2012. - 444 с.
20. Купер, М. Когнитивно-бихевиоральный подход к Р11П / М. Купер // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 52-55.
21. Лакосина, Н.Д. Клиническая психология / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 416 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. леонтьев. - СПб.: Питер, 2014. - 745 с.
23. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Академия, 2014. - 413 с.
24. Марилов, В.В. Общая психопатология / В.В. Марилов. - СПб.: Питер, 2013. - 569 с.
25. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В.Д. Менделевич. - М.: Медпресс, 2011. - 592 с.
26. Мохина, И.В. Медицинская психология / И.В. Мохина. - М.:
Академия, 2012. - 406 с.
27. Мягков, И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учеб. для вузов / И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. - М: Логос, 2016. - 318 с.
28. Мясищев, В.Н. Основы общей и медицинской психологии / В.Н. Мясищев. - М.: Академия, 2014. - 215 с.
29. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Цифровая книга / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2012. - 280 с.
30. Орлова, М.М. Клиническая психология: конспект лекций / М.М. Орлова. - М.: Высш. образование: Юрай-Издат, 2016. - 450 с.
31. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипова. - М.: Академия, 2014. - 368 с.
32. Петровская, А.И. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях / А.И. Петровская // Вопросы психологии. - 2016. - №2. - С, 19-22.
33. Петров, В.И. Медицинская психология. Курс лекций: учебное пособие / В.И. Петров. - Могилёв, УО «Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова», 2012. - 367 с.
34. Поляков, Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы / Ю.Ф. Поляков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2014. - № 2. - С. 3-8.
35. Полякова, О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Речь, 2013. - 144 с.
36. Рассел, Джесси Институт психотерапии и клинической психологии / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. -116 с.
37. Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 355 с.
38. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс // Психология: журнал
Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 1. - № 4. - С. 3-26.
39. Ромек, В.Г., Канторович, В.А., Крукович, Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Канторович, Е.И. Крукович. - СПб.: Питер, 2015. - 369 с.
40. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство) / С.Я. Рубинштейн. - М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2014. - 569 с.
41. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В. Метакогнитивные стратегии при социальном тревожном расстройстве / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. - 2012. - №1(8). - С. 122-125.
42. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В. Когнитивно-бихевиоральная терапия социофобии и тревожно-депрессивных расстройств / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 2009. - 206 с.
43. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В. Психосемантический анализ паттернов эмоционально- когнитивного реагирования в ситуациях оценивания в контексте выраженности социальной тревоги / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев / [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 6 (23). - Режим доступа:http://mprj.ru.(Дата обращения: 16.12.2016 г.)
44. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В. Экспериментально-патопсихологическая модель и диагностика социального тревожного расстройства / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев / [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 6 (17). - Режим доступа: http://medpsy.ru. (Дата обращения: 16.12.2016 г.)
45. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В. Социальное тревожное расстройство как многоликий социокультурный феномен / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: сборник тезисов докладов межрегиональной научно¬практической конференции, посвященной 70- летию кафедры психиатрии и наркологии КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск, 3¬4 декабря 2012 г.) / под ред. В. Я. Семке, Н. А. Бохана. - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2012. - 168 с. - С. 128-131.
46. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В., др. Страх оценивания в учебных
ситуациях как предиктор девиантного поведения у подростков / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев // Психологические проблемы девиантного поведения в образовательной среде: профилактика, диагностика,
консультирование и коррекция: материалы Всероссийской научно¬практической конференции (Барнаул, 29-30 ноября 2012 г.) / Под ред. Л.Д. Деминой, Д.В. Труевцева. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013. - 374 с. - С. 362-366.
47. Сидоров, П.И. Клиническая психология / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 880 с.
48. Титова, Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций / Н.М. Титова. - М.: Приор-издат, 2014. - 112 с.
49. Човдырова, Г.С. Клиническая психология: Общая часть / Г.С. Човдырова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 521 с.
50. Хаимберг, Р.Г. Социальная тревожность / Р.Г. Хаимберг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.
51. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г., Родионова, М.С. Тарабрина, Н.В.. Частная патопсихология. - 2 Т. / Клиническая психология: в 4 т. / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, М.С. Родионова, Н.В. Тарабрина. - М.: Академия, 2012. - 432 с.
52. Франц, А. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / А. Франц / Пер. с англ. С. Могилевского. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 419 с.
53. Фрейд, З. Общая теория неврозов / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. - 478 с.
54. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных / Л.С. Цветкова. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 342 с.
55. Церковский, А.Л. Избранные лекции по медицинской психологии. Курс лекций: учебное пособие. / А.Л. Церковский. - Витебск, ВГМУ, 2014. - 109 с.
56. Шпектор, А.В. Кардиология. Клинические лекции: моногр. / А.В. Шпектор, Е.Ю. Васильева. - М.: АСТ, 2012. - 768 с.
57. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. - М.: Альпина бизнес букс, 2012. - 471 с.
58. Яковлева, Н.Г. Хрестоматия по зарубежной психологии / Н.Г. Яковлева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 874 с.
59. Янг, Дж. Когнитивная психология / Дж. Янг. - М.: Академия, 2014. - 458 с.
60. Juster, H. R., Heimberg, R. G., Frost, R.O., Holt, C. S., Mattia, J. I., & Faccenda, K. (1996b) Social phobia and perfectionism. Personality & Individual Differences, 21, 403-410.
61. Liebowitz M.R., Schneier F.R., Hollander E., et al: Treatment of social phobia with drugs other than benzodiazepines, Journal of Clinical Psychiatry 1992; 52 (suppl Nov):10-15.
62. Marks, I. M., & Gelder, M. G. (1966) Different ages of onset of varieties of phobia. American Journal of Psychiatry, 123, 218-221
63. Heimberg, R. G., Mueller, G.P., Holt, G. S., Hope, D. A., & Liebowitz, M. R. (1992) Assessment of anxiety in social interaction and being observed by others: the Social Interaction Anxiety Scale and the Social Phobia Scale. Behavior Therapy, 23, 53-73.
64. Wells A., Papageorgiou C. Brief cognitive therapy for social phobia: a
case series // Behaviour Research and Therapy 39 (2001) 713-720. -
Department of Clinical Psychology, University of Manchester, Rawnsley Building, MRI, Oxford Road, Manchester M13 9WL, UK University of Manchester and North Manchester NHS Trust, UK, 2001.
65. Wells, A., Clark, D.M., Salkovskis, P.M., Ludgate, J., Hackmann, A., & Gelder, M. (1995). Social Phobia: The role of in-situation safety behaviours in maintaining anxiety and negative beliefs. Behavior Therapy, 26, 153-161. (QZ10 beh).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ