Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЯЗВИМЫХ СЕМЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Работа №69773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЯЗВИМЫХ СЕМЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА
1.1. Социальная поддержка уязвимых семей: понятие и сущность 8
1.2. Программно-целевой метод как механизм социальной поддержки уязвимых семей
2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ 34
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЯЗВИМЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Реализация муниципальных социальных программ в области 34
социальной поддержки уязвимых семей (на примере УСЗН администрации г. Белгорода)
2.2. Диагностика проблем реализации социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей на муниципальном уровне (по материалам социологического исследования)
2.3. Методика оценки муниципальных социальных программ в
области социальной поддержки уязвимых семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Современное развитие нашего общества, социальные процессы, происходящие в нем, оказывают существенное влияние на состояние семьи, динамику и тенденции ее развития.
В последние годы в стране наблюдается усиление внимания к проблемам семьи. Основными задачами государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, задачи обеспечения условий для выполнения семьей ее важнейших функций: совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека; рождения и воспитания детей; укрепления института семьи, повышения ее статуса в обществе; сокращения масштабов социального сиротства; воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов; поднятия уровня социальной защиты семьи, материнства и детства.
Социально-экономические изменения в стране болезненно отразились на состоянии семьи: переходные, кризисные периоды общественного развития порождают увеличение числа социально уязвимых семей. Своевременное выявление социально уязвимых семей, их оздоровление, вовремя оказанная им социальная поддержка, позволяют минимизировать семейные проблемы, определить способы повышения воспитательных ресурсов семьи.
Для успешной социальной поддержки социально уязвимых семей особую актуальность приобретают социальные программы, направленные и влияющие на жизнедеятельность семьи как социального института. Одним из ключевых механизмов является программно-целевой метод, условия применения которого, полностью соответствуют специфики состояния семьи и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономического и социально-психологического положения семей.
Степень разработанности темы исследования. Тенденции и перспективы изменения размеров и состава семьи, динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления
Разработке проблем реализации государственной семейной политики в современных условиях, определению ее места и роли в социальной деятельности государства посвящены работы Г.И. Авциновой, Г.И. Кареловой, Г.И. Клемантовой, Л.Т. Шинелевой и др.
Вопросы реализации семейной политики на региональном уровне исследовали такие ученые, как А.В. Артюхов, В.Н. Архангельский, Е.С. Баразгова, Н.В. Васильева, Л.В. Гришина, М.В. Гордеева, О.В. Козловская, В.В. Терехина и др.
Вопросы организации социальной поддержки семьи рассматриваются Б.Н.Алмазовым, О.Ю.Арсентьевой, А.В.Артюховым, В.Н.Архангельским, Р.М.Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехиным, З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В их работах определены типичные проблемы, возникающие при осуществлении социальной защиты, помощи, поддержки различным категориям семей.
В работах Л.С. Алексеевой, Е.Б. Бреевой, А.М. Платонова, Н.М. Римашевской, Е.М. Рыбинского развиваются идеи, связанные с конструированием новых социальных программ для семей, в том числе для уязвимых. Региональные особенности семейной политики изучали В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, О.А. Горшкова, С.В. Дармодехин, М.А. Клупт, Н.В. Краснова, А.И. Кузьмин, Г.К. Никольская, Л.Л. Рыбаковский и др.
Методы и этапы социального проектирования описаны в работах В.А. Лукова, В.И. Патрушева, В.М. Сафроновой, Н.Б. Топка и др.
Исследования, направленные на построение теории социального проектирования семейной политики, ведутся с 20-х годов XX века. Значительный вклад в ее разработку внесли М. Азимов, В. Гаспарский, В И. Гинецинский, Дж.Джонс, Я. Дитрих, В.М. Розин, Л. Тондл, П. Хилл (определение сущности, особенностей и эффективности традиционного проектирования).
Диагностике социально уязвимой семьи посвящены работы И.В. Бестужева- Лады, А.И. Пригожина, Р.В. Овчаровой, К.Г. Селевко и др.
Объектом исследования является социальная поддержка уязвимых семей.
Предмет исследования - социальные программы в области социальной поддержки уязвимых семей на муниципальном уровне.
Цель исследования - охарактеризовать социальные программы как механизм социальной поддержки уязвимых семей и разработать методику оценки муниципальных социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей.
Задачи:
• охарактеризовать социальную поддержку уязвимых семей;
• рассмотреть программно-целевой метод как механизм социальной поддержки уязвимых семей;
• провести диагностику проблем реализации социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей на муниципальном уровне;
• разработать методику оценки муниципальных социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория системного подхода (В.Н. Андреев, В.В. Краевский и др.); теория социальных систем (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер); теория ситуационного подхода (П. Друкер, Ф. Каст и др.); теория институционального кризиса семьи (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.И. Кузьмин, М. Медков А.Б. Синельников, и др.); концептуальные идеи о развитии семейной политики, о новом качестве отношений семьи, общества, государства (C.B. Дармодехин, М.Н. Залывский, Г.И. Климантова, А.А. Меньшов, О.Б. Осколкова, С.В. Тетерский, Е.И. Холостова и др.); теоретические положения о сущности и функциях социальной поддержки различных групп населения (О.С. Газман, М.В. Галагузова, Т.В. Егорова, Ю.В. Замятина, Ф.И. Кевля, О.М. Кодатенко, Т.В. Лушпарь, О.А. Лышова, Г.Ю. Ульянова, и др.); исследования в области научно-методического обеспечения процесса поддержки, разработки социальных технологий (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский,
При работе над дипломной работой использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос (интервьюирование), массовый опрос (анкетирование), математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального, системного анализа и метод моделирования. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области социального программирования социальной поддержки уязвимой семьи на муниципальном уровне.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, а также указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативно-правовые документы в отношении Белгородской области; статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистическая и отчетная информация УСЗН администрации г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Диагностика проблем реализации социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей на муниципальном уровне» (ноябрь 2015) - опрос (интервьюирование) специалистов на базе УСЗН администрации г. Белгорода (n=15), опрос (анкетирование) семей, состоящих на учете УСЗН администрации г. Белгорода (n=42).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: раскрыта сущность социального программирования в области социальной поддержки уязвимых семей; дана характеристика мнения специалистов социальных служб и семей по проблеме. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по применению методики оценки муниципальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.
Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования реализации социальных программ как механизма социальной поддержки уязвимых семей на муниципальном уровне.
Апробация работы. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под социальной уязвимостью понимают объективную характеристику индивидов, групп и слоев современного общества, которая обусловлена мерой их чувствительности к негативным воздействиям и может повлечь за собой опасность утраты стабильного устойчивого места в социальной структуре общества. Уязвимость семьи имеет особую природу по сравнению с уязвимостью индивидов или социальных групп. Семья в целом является наиболее действенным институтом, компенсирующим уязвимость отдельных лиц, представителей отдельных уязвимых категорий.
Социальная поддержка - это система, обеспечивающая потенциальную возможность оказания помощи, а также деятельность по оказанию помощи в трудной жизненной ситуации и обеспечению жизнедеятельности людям, для которых потенциальные социальные риски превратились в актуальные, для того, чтобы они не утратили своего социального статуса и самой возможности нормального социального функционирования. Государством разработана типология мер государственной социальной поддержки семей с детьми: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей; натуральные выдачи семьям, имеющим детей, в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей; трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии семьям, имеющим детей.
Социальная поддержка может быть предоставлена различными источниками социальных ресурсов и осуществляться на основе различных социальных технологий. Однако по результатам анализа социальной практики постепенно вырабатываются наилучшие (и изживаются недостаточно эффективные) методы социальных действий.
Целевая программа - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития. Целевые программы в механизме реализации государственной социальной политики органично дополняют в качестве ее инструмента законы и оперативно-управленческую деятельность государственных органов. Особенность этого механизма состоит в том, что его действие направлено на решение проблемы в той или иной области экономики или социальной сферы путем перевода проблемы в плоскость конкретных управленческих задач. Они обеспечивают осуществление программно-целевого подхода в законотворческой и управленческой деятельности; социальные (социально ориентированные) - направлены на повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, рост уровня и совершенствование образа жизни, изменение характера и облегчение условий труда
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Использование программно-целевого подхода для решения сложных социальных проблем доказало свою эффективность в качестве механизма социальной поддержки уязвимых групп населения.
Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода и муниципальные бюджетные учреждения социального обслуживания населения участвуют в реализации 2 целей и 4 задач Плана действий органов местного самоуправления на 2012-2016 годы Стратегии развития города Белгорода. Все мероприятия по социальной поддержке жителей города реализуются в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Белгорода на 2015 - 2020 годы». Она направлена на социальную поддержку отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на укрепление института семьи, повышения престижа материнства и отцовства, обеспечение создания условий для расширения возможностей граждан пожилого возраста.
Управлением социальной защиты населения реализуется Муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Белгорода на 2015 - 2020 годы. Относительно темы нашего исследования проведем анализ двух подпрограмм: Подпрограмма 1 «Социальная поддержка отдельных категорий населения» и Подпрограмма 3 «Сохранение и укрепление семейных ценностей».
Конечные результаты подпрограммы: увеличение количества граждан, получивших меры социальной поддержки, с 83000 до 89000 человек; количество зданий социальной сферы, адаптированных для инвалидов, не менее чем на 2 ежегодно.
Автором дипломной работы проведено социологическое исследование «Диагностика проблем реализации социальных программ в области социальной поддержки социально уязвимых семей на муниципальном уровне». Цель исследования: выявить проблемы реализации социальных программ как механизма социальной поддержки социально уязвимых семей в муниципальном образовании.
Автором делается вывод о том, что при наличии значительного и регулярно возрастающего объема средств, выделяемых из городского бюджета на социальную поддержку отдельных категорий граждан, в том числе уязвимых семей, несмотря на наличие обширной системы неденежной поддержки детей из таких семей (обеспечение бесплатного или льготного доступа к качественному образованию, культуре и спорту), в целом на современном уровне респонденты оценивают такую политику как недостаточную, а программы, при помощи которых, она реализуется не вполне адекватно отвечающую их нуждам и потребностям.
Проведя теоретическое и эмпирическое исследование, считаем необходимым предложить методику оценки муниципальных социальных программ в области социальной поддержки уязвимых семей. Методика состоит из 2 разделов. Первый предполагает предпрограммные мероприятия, второй - мероприятия во время и после реализации социальной программы.
Введение методики позволит: активизировать внутренние ресурсы уязвимой семьи и потенциал ее участия в социально-экономической жизни муниципалитета и повысить адаптацию семей к условиям жизнедеятельности; обеспечить условия для развития самостоятельности и экономической независимости семьи; сократить масштабы безнадзорности и социального сиротства; обеспечить изучение проблем семей на основе постоянного мониторинга; создать эффективные системы взаимодействия и координации деятельности всех служб, ответственных за социальную поддержку уязвимых семей на муниципальном уровне.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ