Развитие коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младших классов во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения младшего школьного возраста 11
1.3. Роль формирования коммуникативных навыков в развитии детей
младшего школьного возраста с нарушением зрения 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 20
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной
программы начального образовательного учреждения по формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности 23
2.3. Анализ авторских диагностических методик по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 28
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
3.1. Проект диагностики коммуникативных навыков у детей с
нарушением зрения младшего школьного возраста 33
3.2. Проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Нарушение зрения как форма дизонтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения младшего школьного возраста 11
1.3. Роль формирования коммуникативных навыков в развитии детей
младшего школьного возраста с нарушением зрения 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 20
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной
программы начального образовательного учреждения по формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности 23
2.3. Анализ авторских диагностических методик по формированию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 28
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
3.1. Проект диагностики коммуникативных навыков у детей с
нарушением зрения младшего школьного возраста 33
3.2. Проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 66
Количество детей с патологиями зрительной системы систематически увеличивается. На рост зрительных нарушений влияют различные факторы (экология, травмы, токсичные вещества). Зрительный дефект является первичным нарушением у представленной категории детей. Нарушение зрительного аппарата влечёт за собой вторичные нарушения развития. К таким нарушениям относятся расстройства эмоциональной сферы, коммуникативной сферы. Вторичные отклонения нуждаются в коррекции, как и первичные нарушения развития. Коррекция вторичных нарушений способствует наиболее благоприятному приспособлению к окружающей среде. Главной задачей становится развитие коммуникативных навыков у детей с дефектом зрительной сферы. Развитие коммуникативной сферы представляет на данный момент важную проблему. Отсутствие навыков коммуникации доставляют ребёнку большие трудности в адаптации к новым условиям жизни, налаживании социальных связей. В итоге ребёнок становится не самостоятельным и зависимым от взрослых. В Российской Федерации в приоритете становятся вопросы, связанные с обеспечение поддержкой и квалифицированной помощью детей и их семьи [19, с. 1].
Коммуникация, в течение жизни ребёнка, отвечает за решение различных задач, возникающих в процессе общения. Понимать эмоциональный настрой собеседника, адаптироваться в разных коммуникативных ситуациях, пользоваться правилами общения, строить правильные траектории поведения.
Если коррекционная работа, над расстройствами коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с дефектом зрительного аппарата, не будет проводиться в соответствии с возрастными особенностями, то это может привести к остановке в развитии навыка коммуникации или к ухудшению состояния ребёнка. Ребёнок будет испытывать стресс при общении с малознакомыми людьми, может полностью отказываться от коммуникации, процесс социализации остановиться, произойдёт снижение формирования личностных особенностей характера. Все перечисленные последствия говорят о важности проведения коррекции по развитию навыка коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения для формирования правильных личностных качеств. В полной мере развитые коммуникативные навыки способствуют социализации в школьной обстановке, усвоению школьной программы, положительному опыту в общении со сверстниками.
Дети с различного рода нарушениями в развитии сталкиваются с непониманием со стороны норматипичных сверстников. Зачастую могут возникать конфликтные ситуации, что оказывает негативное влияние на развитие ребенка с нарушением в зрительной сфере. Неблагоприятный опыт общения оставляет отрицательный отпечаток на коммуникативной сфере ребёнка.
В работах отечественных и зарубежных учёных нашли своё отражение вопросы, касающиеся сферы коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста, а конкретно в трудах таких авторов как, Л. С. Выготский, В. З. Денискиной, Л. И. Солнцева, Д. Б. Эльконин. Вышеперечисленные учёные приходят к общему выводу, что у обучающихся младшего школьного возраста с недостатками в зрительной сфере отмечается серьезное недоразвитие навыка коммуникации. Своевременно сформированные коммуникативные умения способствуют правильному развитию психической сферы ребёнка, влияют на развитие всех сторон личности обучающегося. Проблеме коммуникации ребёнка с социумом, отводится особое внимание в работах учёных. Таким образом, наряду с коррекционными занятиями по развитию зрительной сферы, ориентации в пространстве, педагогам необходимо делать упор на развитие и формирование навыка социального взаимодействия.
На наш взгляд, формированию навыка коммуникации у детей с дефектом зрения уделяется недостаточно внимания, поэтому эта тема является актуальной.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении проблемы овладения коммуникативными навыками у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные навыки у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть особенности детей с нарушением зрения.
2. Охарактеризовать состояние коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения по данным научной литературы и требования ФГОС для лиц с нарушением зрения к организации и содержанию роботы по развитию коммуникативных навыков.
3. Охарактеризовать внеурочную деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Разобрать перспективное планирование работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков, с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения, будет наиболее продуктивной во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативной документации, подбор диагностических методик, разработка содержания обучающегося эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Коммуникация, в течение жизни ребёнка, отвечает за решение различных задач, возникающих в процессе общения. Понимать эмоциональный настрой собеседника, адаптироваться в разных коммуникативных ситуациях, пользоваться правилами общения, строить правильные траектории поведения.
Если коррекционная работа, над расстройствами коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с дефектом зрительного аппарата, не будет проводиться в соответствии с возрастными особенностями, то это может привести к остановке в развитии навыка коммуникации или к ухудшению состояния ребёнка. Ребёнок будет испытывать стресс при общении с малознакомыми людьми, может полностью отказываться от коммуникации, процесс социализации остановиться, произойдёт снижение формирования личностных особенностей характера. Все перечисленные последствия говорят о важности проведения коррекции по развитию навыка коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения для формирования правильных личностных качеств. В полной мере развитые коммуникативные навыки способствуют социализации в школьной обстановке, усвоению школьной программы, положительному опыту в общении со сверстниками.
Дети с различного рода нарушениями в развитии сталкиваются с непониманием со стороны норматипичных сверстников. Зачастую могут возникать конфликтные ситуации, что оказывает негативное влияние на развитие ребенка с нарушением в зрительной сфере. Неблагоприятный опыт общения оставляет отрицательный отпечаток на коммуникативной сфере ребёнка.
В работах отечественных и зарубежных учёных нашли своё отражение вопросы, касающиеся сферы коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста, а конкретно в трудах таких авторов как, Л. С. Выготский, В. З. Денискиной, Л. И. Солнцева, Д. Б. Эльконин. Вышеперечисленные учёные приходят к общему выводу, что у обучающихся младшего школьного возраста с недостатками в зрительной сфере отмечается серьезное недоразвитие навыка коммуникации. Своевременно сформированные коммуникативные умения способствуют правильному развитию психической сферы ребёнка, влияют на развитие всех сторон личности обучающегося. Проблеме коммуникации ребёнка с социумом, отводится особое внимание в работах учёных. Таким образом, наряду с коррекционными занятиями по развитию зрительной сферы, ориентации в пространстве, педагогам необходимо делать упор на развитие и формирование навыка социального взаимодействия.
На наш взгляд, формированию навыка коммуникации у детей с дефектом зрения уделяется недостаточно внимания, поэтому эта тема является актуальной.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении проблемы овладения коммуникативными навыками у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные навыки у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть особенности детей с нарушением зрения.
2. Охарактеризовать состояние коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения по данным научной литературы и требования ФГОС для лиц с нарушением зрения к организации и содержанию роботы по развитию коммуникативных навыков.
3. Охарактеризовать внеурочную деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Разобрать перспективное планирование работы по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков, с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения, будет наиболее продуктивной во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по теме исследования, анализ нормативной документации, подбор диагностических методик, разработка содержания обучающегося эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Обучающиеся с нарушением зрительной сферы младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков. Обучающиеся с трудом входят в контакт со сверстниками и взрослыми. Они не знают, как правильно начинать диалог, просить помощи. Не понимают, как правильно показывать свои чувства и эмоции через мимику лица и жесты. Из-за этого возникает риск появления недопонимания со стороны собеседника и нежелание продолжать общение. Для того чтобы этого избежать была составлен проект диагностики и развития коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с дефектом зрения.
Цель исследования - составить проект коррекционной работы по развитию навыка коммуникации среди обучающихся начальных классов с нарушением зрения во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были подобраны задачи:
1. Собрать информацию из источников и психолого-педагогической литературы по вопросу развития и формирования навыка коммуникации.
2. Проанализировать и отобрать подходящие методы и методики, направленные на диагностики коммуникативных навыков.
3. Изучить направления внеурочной деятельности.
4. Составить проект по диагностике навыка коммуникации с применением ранее подобранных методик.
5. Разработать проект коррекционной работы по развитию и формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с нарушением зрительного аппарата.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». Нами был произведён анализ понятия «коммуникативные навыки» и изучены различные виды нарушений зрительной сферы. Расписана психолого-педагогическая характеристика детей с дефектом зрения. Изучены специфические особенности формирования навыка коммуникации на уровне начального образования.
Вторая глава «Методические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». В этой главе были подобраны методики для диагностики навыка коммуникации в соответствии с особенностями данной категории детей и возрастом.
Третья глава «Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности». В этой части исследования нами был создан проект диагностики коммуникативной сферы обучающихся. Проект основывался на подобранных методиках. Также нами был разработан проект коррекционной работы по формирования и развитию коммуникативной сферы обучающихся со зрительным дефектом. И составлен календарно-тематический план игр и упражнений для детей, находящихся на начальном уровне образования. В связи со сложившейся ситуацией проект коррекционной работы несёт только теоретический характер, апробировать данный проект не было возможности.
Цель исследования была нами достигнута, поставленные задачи решены.
Цель исследования - составить проект коррекционной работы по развитию навыка коммуникации среди обучающихся начальных классов с нарушением зрения во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были подобраны задачи:
1. Собрать информацию из источников и психолого-педагогической литературы по вопросу развития и формирования навыка коммуникации.
2. Проанализировать и отобрать подходящие методы и методики, направленные на диагностики коммуникативных навыков.
3. Изучить направления внеурочной деятельности.
4. Составить проект по диагностике навыка коммуникации с применением ранее подобранных методик.
5. Разработать проект коррекционной работы по развитию и формирования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с нарушением зрительного аппарата.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». Нами был произведён анализ понятия «коммуникативные навыки» и изучены различные виды нарушений зрительной сферы. Расписана психолого-педагогическая характеристика детей с дефектом зрения. Изучены специфические особенности формирования навыка коммуникации на уровне начального образования.
Вторая глава «Методические аспекты изучения формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения». В этой главе были подобраны методики для диагностики навыка коммуникации в соответствии с особенностями данной категории детей и возрастом.
Третья глава «Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения во внеурочной деятельности». В этой части исследования нами был создан проект диагностики коммуникативной сферы обучающихся. Проект основывался на подобранных методиках. Также нами был разработан проект коррекционной работы по формирования и развитию коммуникативной сферы обучающихся со зрительным дефектом. И составлен календарно-тематический план игр и упражнений для детей, находящихся на начальном уровне образования. В связи со сложившейся ситуацией проект коррекционной работы несёт только теоретический характер, апробировать данный проект не было возможности.
Цель исследования была нами достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных навыков у слабовидящих обучающихся
младших классов во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021





