Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕНДЕНЦИИ СТИЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ВЛАДИМОРО- СУЗДАЛЬСКОЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ XII-XIII ВЕКОВ

Работа №93096

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

философия

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛСЬКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ 8
1.1. Стили русской храмовой архитектуры XII-XIII веков и их
характеристика 8
1.2. Историческая связь храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней
Руси 21
II. СТИЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ 31
2.1. Владимиро-Суздальское зодчество и типология первых христианских
храмов 31
2.2. Архитектурные особенности храмов Владимиро-Суздальского княжества
XII-XIII веков 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 56



Архитектура храмов Владимиро-Суздальской земли XII-XIII веков в культурно-историческом наследии российского государства представляет собой одну из малоизученных сфер храмового зодчества. Выбранный нами временной промежуток обусловлен тем обстоятельством, что в период XII-XII веков здесь происходит основание культуры Владимиро-Суздальского княжества, развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Нужно отметить, что в данном исследовании речь пойдет о православных храмах. Традиции русской храмовой архитектуры оказали непосредственное влияние на становление и развитие православных храмов Владимиро-Суздальской земли. Православные храмы являлись неотъемлемой частью архитектурного облика населенного пункта и привносили элемент знаковости, столь необходимый в процессе присоединения, заселения и освоения новых территорий.
Русь в ХП-ХШ веках переживала разнообразные процессы, среди которых были и периоды расцвета - государственного, экономического, культурного - и периоды упадка. Важно отметить, что сфера храмовой архитектуры, тесно соприкасалась с общей жизнью государства, отражала особенности эволюции последнего в своём развитии.
Рассматриваемая нами тема не была предметом специального рассмотрения и остается мало изученной. Необходимо также отметить, что храмовая архитектура Древней Руси XII-XIII вв. претерпела значительные видоизменения из-за разрушений и подверглась уничтожению в период антирелигиозной кампании в первой половине XX столетия. В связи с этим актуальность темы очевидна.
Степень разработанности темы. Несмотря на свою обширность и многообразность, отмеченные известными советскими историками, корпус
4 письменных источников, отражающих происходившее на заре российской государственности, фактически не меняется на протяжении нескольких веков. К тому же широкий спектр этих документов, охватывающий летописные хроники, княжеские уставы церкви, литературные произведения различных жанров и иные свидетельства рассматриваемой нами эпохи немногочислен. Если же говорить о межгосударственных документах, имеющих отношение к рассматриваемому нами периоду, то подлинные дипломатические акты Древней Руси просто не сохранились.
Скудость письменных источников, неоднократно отмечалась исследователями. При этом в общем виде истории архитектуры уделялось большое количество исследований и посвящено множество учебной литературы, авторами которых являются: С. Ю. Афонькин , Т. Р. Забалуевой , Т. Л. Кильпе , В. И. Пилявского , О. Шуази.
История храмовой архитектуры так же обозначена в энциклопедических словарях Н.И. Баторевича, Н.И. Кожицева , В. Л. Глазычевой , А.Ю. Казаряна , В. Коха . Наиболее полный список древнерусских источников конца ХП- начала ХШ века по истории взаимосвязи храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси составлен следующими авторами: Н.Я. Ворониным , Г. С. Колпаковой11, Г. Г. Литаврина12, Ц. Г. Нессельштрауса13, З. В. Удальцовой14.
Образы храмов в истории археологии изучены и отражены в работах М. В. Алпатова , Н. Будура , М. В. Губарева , Ж. Дюби , Т. Кашириной , А. Ю. Низовского , Ш. М. Шукурова .
Техника и стили храмовой архитектуры наиболее полно раскрыты в работах И. А. Бартнева , З. Гидиона , М. Ю. Кеслера , И. Б. Михайловского , А. С. Мухнина.
Немаловажное значение имеют так же статьи из журналов «Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений» , «Научные исследования» , «Краткие сообщения Института археологии АН СССР» , «Архитектура СССР».
В итоге необходимо признать то, что реконструкция прошлого нередко возможна только путем построения каких-либо гипотез. Следствием этой бедности в наличии источников стало и то, что понимание событий у авторов исследований в данной области порой рознятся до диаметрально противоположных мнений.
Объект исследования - архитектура Древней Руси.
Предметом исследования - Владимиро-Суздальская храмовая архитектура XII-XIII столетий.
Цель данной работы заключается в изучении тенденций стилевого развития и типологии Владимиро-Суздальской храмовой архитектуры XII-XIII веков как архитектурного и культурного феномена.
Для достижения этой цели предполагается выполнить несколько задач
- осветить особенности стилей русской храмовой архитектуры XII-XIII веков и дать их характеристику;
- проанализировать историческую взаимосвязь храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси;
- рассмотреть историю Владимиро-Суздальского зодчества и типологи ю первых христианских храмов;
7 рассмотреть архитектурные особенности храмов Владимиро-Суздальского княжества ХП-ХШ веков.
Теоретико-методологическая основа работы. В связи с необходимостью изучения большого количества письменных источников в основе работы лежат методы комплексного использования источников и сравнительно-исторический анализ.
Научно-практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения храмовой архитектуры рубежа XII-XII вв., в лекционной, семинарской и экскурсионной работах в учебных учреждениях, в музеях, в научно-исследовательских центрах, в архитектурно-проектной деятельности современных зодчих, в подготовке студентов архитектурных и художественных вузов.
Научная новизна работы определяется, прежде всего, принципом неисчерпаемости исторических источников. Комплексное исследование взаимоотношений церкви с государством и обществом в конце X - XII в. позволило проследить важные перемены в статусе церковных учреждений.
Апробация. Основные результаты работы нашли свое отражение в выступлении и публикации в сборнике Международной
научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: духовно-нравственные ценности и будущее человечества»,
Белгород 2018.
Структура работы. В соответствии с поставленными задачами данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении дается обоснование выбранной темы, раскрывается актуальность, характеризуются использованные источники, ставятся цель и задачи работы. Первая глава включает исследование особенностей развития русской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков, вторая направлена на изучение стилевого развития храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества ХП-ХШ веков. В заключении подведены итоги работы. В библиографическом списке описаны источники и литература, используемая для написания данной работы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении тенденций стилевого развития и типологии Владимиро-Суздальской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков как архитектурного и культурного феномена мы определили следующее: русская архитектура развивалась под влиянием мировых стилей и с сохранением народных традиций, а потому следует говорить не об образцах различных архитектурных стилей, воплотившихся в создании Владимиро-Суздальской храмовой архитектуры ХП-ХШ столетий, а об отдельных направлениях русской церковной архитектуры в данный исторический период.
При исследовании особенностей развития русской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков была исследована характеристика стилей русской церковной архитектуры ХП-ХШ веков, а так же рассмотрена историческая связь храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси. В рамках исследования стилей русской церковной архитектуры ХП-ХШ веков можно выделить следующее:
Во-первых, в эпоху данного периода, можно выделить основные три стиля, присущие храмовому строительству в ХП-ХШ веках. Это византийский, романский и древнерусский стили. Византийский стиль - первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности. Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Древнерусскому стилю характерно совершенство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы).
Во-вторых, получив самую совершенную в христианстве византийскую художественную систему, Древняя Русь практически сразу начала её творчески переосмысливать. Это косвенно говорит о наличии развитой дохристианской архитектурно-художественной традиции. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Но его пластическое решение, оставаясь в рамках византийской художественной традиции, практически сразу приобретает черты национального своеобразия. Поэтому, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов.
В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут. Характерной особенностью первых великокняжеских соборов стали обширные хоры, присущие не византийским крестово-купольным храмам, а императорским купольным базиликам. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам;
В-третьих, главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю - крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).
Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с восток! тюркских, германских и северо-иранских племён. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.
В рамках исследования исторической связи храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси можно выделить следующее:
1) Направления развития храмовой архитектуры, под влиянием византийского стиля архитектуры колоссальны. Ведь Древняя Русь заимствовала не только стилистику строительства, но и определила новый уровень развития культуры, выделила ее как самостоятельную. Благодаря этому у Древней Руси образовалось богатое культурное наследие.
2) Архитектура Владимиро-Суздальских земель имеют некоторое сходство с храмовыми постройками западной Европы романского периода, это заявление обусловлено двумя основными особенностями: строительным материалом - камнем, вместо кирпича и наличием декора: аркатурных поясов, орнаментальных и зооантропоморфных рельефов, лопаток, пилястр, наличие ордерной системы и перспективных порталов. Все эти признаки наблюдаются в храмовой постройке Владимиро-Суздальской архитектуры, однако отнести ее к романской нельзя, поскольку в остальном сооружения Владимира являются принципиально примерами славянского каменного зодчества, взращенного на византийской культуре.
При исследовании особенностей стилевого развития русской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков необходимо отметить, что, несмотря на сложный период, приходящийся на феодальную раздробленность, Древняя Русь активно развивала международные отношения и впитывала в себя все веяния и достижения инженерной мысли Византии и Европы. Борьба между княжествами сформировала огромный опыт для развития новых типов и видов архитектурных стилей. При этом, традиционная архитектура Древней Руси перешла на новый, более качественный и высокий уровень. Это можно обосновать тем, что строительство, произведенное византийскими и европейскими мастерами наиболее преемственно по сравнению со строительством мастеров Древней Руси. Таковое влияние дало большой опыт
55 в обучении русских мастеров новым приемам и техникам, а так же положило основу каменному строительству.
При исследовании особенностей храмовой архитектуры Владимиро- Вуздальского княжества ХП-ХШ веков быта исследована история Владимиро-Суздальского зодчества и дана характеристика первых христианских храмов, а так же архитектурные особенности храмов Владимиро-Суздальского княжества ХП-ХШ веков.
В рамках исследования Владимиро-Суздальского зодчества дана характеристика первых христианских храмов. Необходимо отметить, что история Владимиро-Суздальского зодчества делится на ряд этапов, связанных с правлением Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода 3 и его наследников. Во время княжения Владимира Мономаха образовалась платформа для формирования Владимиро-Суздальского зодчества. Период расцвета Владимиро-Суздальского княжества сформировался при правлении Юрия Долгорукого. Происходит формирование Владимиро-Суздальского зодчества,
преимущественным становится крепостное зодчество. Значимыми постройками периода правления Андрея Боголюбского становится строительство Успенского собора (1158-1160), «Золотых» ворот (1164), дворцовый ансамбль в Боголюбове на р.Нерли (1158-1165), церковь Покрова на Нерли (1165). Особенностью становится использование резного белокаменного архитектурного декора. Значимыми постройками периода княжения Всеволода 3 становится строительство Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197). Особенностью становится развитие монументальной белокаменной резьбы.



I. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т., Т I. М.: Искусство, 1967. 216 с.
2. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т., Т II. М.: Искусство, 1967. 328 с.
3. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура. СПб.: СЗКЭО, 2009. 176 с.
4. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX - XII вв. Серия: Культура народов Востока. М.: Наука, 1978. 312 с.
5. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. 257 с.
6. Баторевич Н.И., Кожицева Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 702 с.
7. Будур Н. Дорога к храму. Основы православной культуры / Наталия Будур. М.: Дрофа-Плюс, СКЦ Норд, 2015. 224 c.
8. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: URSS: КомКнига, 2011. 317 с.
9. Воронин Н. Я. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М.: АН СССР, 1962. 566 с.
10. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. М.: Стройиздат, 1984. 455 с.
II. Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. М.: Астрель, 2002. 677 с.
12. Губарев М. В., Низовский А. Ю. «100 великих храмов мира». М.: Вече, 2005. 512 с.
13. Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века / Институт археологии Академии наук СССР. М.: Искусство, 1975. 350 с.
14. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / пер. с фр. М.Ю.Рожновой, О.Е.Ивановой. М.: Ладомир, 2002. 298 с.
15. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. М.: Эксмо, 2007. 239 с.
16. Иоаннисян О.М. О раннем этапе развития галицкого зодчества. М.: КСИА, 1981, 164.
17. Казарян А.Ю. Византийская империя. Архитектура. В кн.: Православная энциклопедия. Т. VIII. М.: 2004. С. 277-303.
18. Каширина Т., Евсеева Т. Русские храмы. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2009. 216 с.
19. Кеслер М.Ю. Камень в архитектуре православного храма // РусАрх: электрон. науч. б-ка по истории древнерус. архитектуры / С.В. Заграевский. М.: Аврора, 2009. 320 с.
20. Кеслер М.Ю. Развитие храмостроительства на Руси с IX по XX век // РусАрх: электрон. науч. б-ка по истории древнерус. архитектуры / С.В. Заграевский. М.: Аврора, 2009. 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ