Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение математике в системе СПО как средство формирования универсальных компетенций

Работа №93058

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И
ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Компетентностный подход на современном этапе в образовании 8
1.2. Математическая грамотность как элемент универсальной
инструментальной грамотности и инструмент развития универсальных компетенций 20
1.3. Профессионально-прикладная направленность обучения математике
как средство формирования математической грамотности в среднем профессиональном образовании 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО 34
2.1 Методическая разработка практического занятия по математике на
тему: «корни, степени и их свойства» для студентов техникума с использованием метода проектов 34
2.2 Метод ключевой задачи 39
2.3 Метод проектов применительно к внеаудиторным самостоятельным
работам 45
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ И МЕТОДА КЛЮЧЕВОЙ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СПО 50
3.1. Подходы к оценке универсальных компетентностей в международной
практике 50
3.2. Методика оценки отдельных универсальных и общих компетентностей
55
3.3. Результаты оценки отдельных универсальных и общих
компетентностей на примере студентов СПО 1 и 2 курсов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

В современном мире работодатели помимо требований к профессиональным навыкам, все чаше предъявляют требования к универсальным компетенциям. Одновременно с этим нарастает тенденция к смене профессии в течении трудовой жизни. Если еще в 20-м веке человек мог получить профессию один раз на всю жизнь, то теперь, в эпоху роботизации и искусственного интеллекта, частая смена технологий приводит к необходимости овладевать новыми знаниями и навыками. Эти факторы в совокупности указывают на важную роль развития универсальных компетенций в процессе образования. Вместе с тем, в среднем профессиональном образовании (далее - СПО) в большей мере внимание уделяется получению конкретных знаний по профессии (специальности). В этом заключается проблема исследования.
Согласно приказу «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования», (далее ФГОС) [28], к выпускникам техникумов и колледжей предъявляются требования, в соответствии с которыми студенты должны обладать общими компетенциями. Для каждой специальности или профессии предусмотрен собственный набор общих компетенций, однако, среди них можно выделить и ряд общих. Отметим некоторые компетенции, которые в процессе обучения необходимо сформировать у студентов большинства специальностей (профессий):
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Поэтому для современной системы СПО становится актуальным поиск методов, форм и средств, с помощью которых у студентов будут формироваться отмеченные компетенции. Требуемый набор общих компетенций целесообразно формировать средствами всех учебных предметов, однако, каждый из них имеет собственную специфику и обладает индивидуальным дидактическим потенциалом.
Для формирования общих компетенций у студентов СПО математика, как учебный предмет располагает существенными возможностями. Исходя из вышесказанного сформулируем цель и задачи исследования.
Цель исследования. Разработать методику формирования
универсальных компетенций студентов СПО при обучении математике.
Объект исследования. Процесс обучения математике в системе СПО.
Предмет исследования. Формирование универсальных компетенций при обучении математике в системе СПО.
Гипотеза исследования. Формирование универсальных компетенций при обучении математике в СПО с сохранением уровня математической подготовки учащихся будет результативным, если использовать метод проектов и систему ключевых задач.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить в ходе анализа научной и методической литературы список универсальных и общих компетенций для их реализации при обучении математике.
2. Определить методы, позволяющие формировать универсальные компетенции при обучении математике с сохранением уровня математической подготовки учащихся.
3. Выявить особенности и разработать методические рекомендации по использованию метода проектов и метода ключевой задачи на занятиях по математике в системе СПО.
4. Разработать и оценить результативность применения метода проектов и метода ключевой задачи для формирования универсальных компетенций при обучении математике в системе СПО.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
1. Теория компетентностного подхода в образовании, представленная в работах Баранникова А. В., Борисенко Н. А., Голуба Г.Б., Добряковой М.С., Зеера Э. Ф., Зимней И.А., Иванова Д. А., Мерзляковой О. П. Федорова А.Э. и других авторов.
2. Законодательная и нормативная база РФ в части компетентностного подхода в образовании.
3. Результаты научного исследования по преемственности общих компетенций ФГОС СПО и универсальных компетенций ФГОС ВО Кузнецовой И. В.
4. Международный опыт развития универсальных компетенций в процессе образования, представленный в докладе «Универсальные компетенции и новые грамотности: от лозунгов к реальности» [33].
5. Результаты исследования математической грамотности учащихся PISA [46].
6. Учебная и методическая литература по организации учебного процесса и по решению математических задач представленная в работах Егоровой К.В., Симоновой Е. А., Хуторского А. В., Шабашовой О.В., Шарыгина И.Ф.
Методы исследования, применявшиеся в работе:
Теоретические методы: анализ учебной литературы по предмету исследования, цитирование информационных источников по
рассматриваемой проблеме, изучение и реферирование международного опыта и лучших практик в образовании.
Эмпирические методы: проведение формирующего педагогического эксперимента по применению метода проектов и метода ключевой задачи в процессе обучения математики в СПО.
Обоснованность и достоверность результатов исследования на основе выводов обеспечивается положительными результатами практического использования результатов работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Использование метода проектов и метода системы ключевых задач на уроках математики в СПО в современных условиях для развития универсальных компетенций.
2 Опытным путем подтверждена результативность предложенных методик с использованием метода A/B тестирования.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Произведен отбор методов, позволяющих наиболее эффективно формировать универсальные компетенции, на основе анализа отечественных и зарубежных практик.
2. Предложены разработки уроков с использованием вышеуказанным методов, соответствующие требования ФГОС.
3. В рамках предложенных методов рассмотрены темы: «Степени и корни», «Решение тригонометрических уравнений», «Нахождение площади криволинейной трапеции с помощью интеграла». Для всех приведённых тем показаны конкретные примеры, наиболее широко охватывающие соответствующие разделы математики.
4. Предложена система оценивания уровня универсальных компетенций, включающая тестирование обучающихся и опрос педагогов, а также метод А/B анализа.
Апробация и внедрение основных идей, получение результатов представленного исследования осуществлялись на базе ГАПОУ СО Областной техникум дизайна и сервиса, г. Екатеринбург.
Структура и содержание работы представлены объемом 67 страниц без учета приложений. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 47 источников, списка сокращений, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование универсальных компетенций играет важную роль в обучении студентов средних профессиональных учебных заведений. Высокий уровень компетентности выпускников позволяет удовлетворить требования стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В результате включения показанных методов в процесс обучения формирование уровня математической грамотности не страдает, зато у студентов повышается описанная в работе компетентность.
В работе было исследовано несколько методов обучения и их влияние на формирование универсальных компетенций. Рассмотрены формы и методы, которые используют зарубежные учебные заведения, в том числе семинар-дискуссия (групповая дискуссия), метод мозгового штурма и метод проектов. Мы не утверждаем, что предложенные нами методы не имеют аналогов по эффективности достижения поставленных в работе задач, что они безальтернативно должны применяться в каждом учебном заведении системы СПО. Но поскольку, показанные, в части «результаты», тенденции к росту уровня компетенций, имеют место быть, то мы смеем рекомендовать к использованию описанные в работе методики к применению.


1. A/B тест — это просто. URL: https://habr.com/ru/post/233911/ (дата обращения: 04.04.2020).
2. Баранников, А. В. Содержание общего
образования : компетентностный подход / А. В. Баранников. - Москва : ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
3. Беляков Е. Чему учит математика? Об умении рассуждать и демократических ценностях «Учительская газета», №32 от 7 августа 2018 года. URL: http://www.ug.ru/archive/75547 (дата обращения: 02.05.2020).
4. Борисенко, Н. А. «Барометр влияния», или Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на обучение. Рецензия на книгу: Джон Хэтти «Видимое обучение». Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2018. № 1. С. 259
5. Браун, Т. Дизайн-мышление. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г., 256 с.
6. Васильева, М.А. Профессионально-прикладная направленность обучения математике как средство формирования математической компетентности (на примере аграрного вуза): автореф. на соискание уч. ст. канд. пед. наук / М.А. Васильева. - Саранск, 2014.
7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Ключевые компетентности
обучающихся в контексте требований ФГОС нового поколения:
Методическое пособие/Под ред. Когана Е.Я. - Самара: ООО «Арбат», 2012. - 86 с.
8. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. В. Дмитриева. М.: АСТ,2003.- 1584 с.
9. Добрякова М.С., Фрумин И.Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2020. - 12 с.
10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М:2019 год. Режим доступа:
http:// static. government.ru/media/files/V GZkuVnp 1 h5rLAAIBZ 1 AsP5zv4zhI79t.p df (дата обращения: 08.05.2020).
11. Дыкман, И. М. Методическая разработка практического занятия по математике на тему: «корни, степени и их свойства» для студентов техникума. Обучение в современной школе: сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам / Уральский государственный педагогический университет ; ответственный редактор О. П. Мерзлякова. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 185 с..
12. Егорова, К.В. Профильная направленность обучения математике
как современная проблема среднего профессионального образования: перспективы. Статья опубликована в рамках: Международной научно­практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МИГУ, 22 — 26 апреля 2019г.) URL:
http://news.scienceland.ru/2019/04/21/профильная-направленность-обучения/ (дата обращения: 19.05.2020).
13. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005 - 216 с.
14. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно­целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 42 с.
15. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб. -метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ