Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Работа №93049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Особенности развития самостоятельности у детей
дошкольного возраста 6
1.2. Сущность и содержание познавательно-исследовательской
деятельности детей среднего дошкольного возраста 15
1.3. Условия развития самостоятельности детей среднего
дошкольного возраста в познавательно-исследовательской
деятельности 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Анализ воспитательно-образовательной работы по развитию
самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности 34
2.2. Разработка проекта по развитию самостоятельности детей
среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63

Актуальность темы. Развитие самостоятельности во все времена считалось актуальной проблемой дошкольного воспитания и образования. Однако единые подходы возникновения и развития в дошкольном детстве такого качества личности, как самостоятельность, не разработаны. Ряд авторов считают, что самостоятельность начинает развиваться в раннем возрасте (М. А. Данилов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин); другие ученые считают, что более чувствителен к развитию самостоятельности дошкольный возраст (Д. Асанова, А. К. Бондаренко, Ф. В. Изотова, Е. В. Проскура); третья позиция авторов заключается в том, что развитие самостоятельности может быть реализовано только в младшем школьном возрасте (Б.П. Есипов, И.Н. Колесниченко, В.Г. Машинистов, В.С. Цейтлин).
В настоящее время самостоятельность рассматривается как одна из ведущих черт личности дошкольника, которая выражается в умении правильно ставить цели, уверенности в их достижении с помощью средств, доступных ребенку, ответственности за свои действия и инициативу в условиях, которые требуют нестандартных выводов.
Развитие самостоятельности у дошкольников широко рассматривается в ряде передовых педагогических и психолого-педагогических работ (А. К. Бондаренко, Ш. И. Ганелин, Н. В. Елизаров, Ф. В. Изотова, П. И. Пидкасистый, Л. А. Ростовецкая, Г. А. Цукерман, Г. И. Щукина и др.)
Исследуются различные аспекты самостоятельности: природа и сущность (А.Г. Хрипкова, Г.А. Болл), соотношение компонентов в его структуре (Т.Г. Гуськова, Ю.Н. Дмитриева), условия и этапы ее формирования (А. А. Люблинская, К. П. Кузовкова, З. В. Елисеева), роль и значение самостоятельности как фактор успешной адаптации ребенка в образовательной организации (Т. Н. Филютина).
На самостоятельность как на качество личности мы можем влиять лишь косвенно, применяя при этом методы и способы руководства действиями детей, ведущих к самостоятельности. Подобные действия в нашем исследовании составляют познавательно-исследовательскую деятельность детей. Именно этот вид деятельности способен мобилизовать естественные склонности и сильные стороны ребенка, помочь ему реализовать поставленную перед ним задачу, правильно сформулировать цель, спланировать свою деятельность и достичь цели с помощью средств, доступных ребенку этого возраста, а также показать ответственность за свою деятельность.
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности, по мнению А. И. Савенкова, важно, чтобы дети овладевали определенными навыками, такими как: видеть проблему, задавать поисковые вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, спорить и отстаивать свои собственные идеи и т.д.
Все вышеизложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи исследования.
Проблема: каковы педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно- исследовательской деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать сущность и содержание познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в познавательно- исследовательской деятельности.
4. Провести диагностику уровня развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
5. Разработать проект по развитию самостоятельности детей среднего
дошкольного возраста в познавательно-исследовательской
деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: наблюдение, беседа, методы графической и математической обработки данных.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривиной, Е.Н. Герасимовой, М.И. Лисиной, С.А. Марутяна, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №587.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и выявить педагогические условия, способствующие развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно­исследовательской деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены задачи, по результатам, решения которых сделаны следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности детей дошкольного возраста показал, что под понятием самостоятельность понимается развивающееся качество, высокий уровень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без поддержки со стороны взрослых, умением поставить цель деятельности. Самостоятельность развивается поэтапно, весь период дошкольного возраста. Развитие самостоятельности происходит в различных видах детской деятельности. В возрасте 4-5 лет ребенок может ставить перед собой известные ему задачи и решать их обычным образом, в слегка изменившихся условиях, по собственному желанию, самостоятельность ребенка на этом этапе приобретает стабильность, но не перестает быть ситуативной.
2. Проанализировав сущность и содержание познавательно­исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте, пришли к выводу, что познавательно-исследовательскую деятельность детей можно рассматривать как организованную деятельность, позволяющую ребенку самостоятельно или с помощью педагога получать информацию и осваивать идеи о конкретном предмете, объекте, физическом или природном явлении. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделены следующие основные направления: знакомство с предметами и явлениями, которые находятся за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между объектами, явлениями и событиями, ведущих к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности. Так же были определены задачи, виды и этапы познавательно-исследовательской деятельности в этом возрасте. Одним из видов познавательно-исследовательской деятельности является
экспериментирование, которое представляет собой познавательное развитие, характеризующееся интенсивностью усвоения различных способов достижения результатов, творчества, направленного на практическое развитие знаний в повседневной жизни. Исходя из этого развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельность, мы будем именно в экспериментировании.
3. Нами были рассмотрены условия развития самостоятельности детей в познавательно-исследовательской деятельности. Для нашей работы мы выделили следующие условия: организация совместной деятельность взрослого (педагога) и ребенка, родителей и детей, создание предметно­развивающей среды. Развивающая среда позволяет педагогу более гибко и динамично включать ребенка в активную, целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуальные и личные качества; анализировать содержание субъективного опыта детей, активируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативность, творчество, независимо от их способностей.
4. На этапе опытно-поисковой работы нами была проведена диагностика по развитию самостоятельности в познавательно­исследовательской деятельности детей, которая показала преобладание среднего и низкого уровня развития самостоятельности у детей группы. Так же мы провели анкетирование педагогов на развитие самостоятельности именно в экспериментировании. Воспитатели отмечают, что развивающая среда в групповой комнате и на групповой площадке только на 30% позволяет реализовать потребности дошкольников в экспериментировании. Среди причин, ограничивающих эксперименты, они называют нехватку времени у детей и педагогов, оборудование и материалы, место для размещения и хранения оборудования. Все воспитатели сходятся во мнении, что экспериментирование не так важно и не требует особого внимания.
5. Были созданы условия для развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности, а именно, в экспериментировании. Нами был создан и реализован проект «Почемучки - исследователи» для детей среднего дошкольного возраста, в ходе которого был создан уголок экспериментирования, в котором проводились различные эксперименты не только с педагогом, но и самостоятельно. А также совместно с воспитателем мы разработали план для родителей по развитию самостоятельности в экспериментировании.
Таким образом, можно подчеркнуть, что при создании и соблюдении выявленных педагогических условий отмечается положительная динамика развития самостоятельности в познавательно-исследовательской
деятельности детей среднего дошкольного возраста.


1. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С. 52 - 58.
2. Алиева, Т. Детская инициатива - основа развития познания, деятельности, коммуникации/ Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С. 113 - 119.
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - Москва : Академия, 2000. - 192 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. Н. Божович. - Москва : Детство - Пресс, 2015. - 328 с.
5. Борисенко, М. Г. Игры с малышом для развития самостоятельности / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - Москва : Литера, 2015. -
158 с.
6. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - С. 124 - 132.
7. Воскресенская, В. Создаём развивающую среду сами / В. Воскресенская // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 77 - 79.
8. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов ; стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 253 с.
9. Година, Г. Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година, под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. - Москва : Педагогика, 2017. - С. 83 - 111.
10. Гуриненко, Н. А. Планирование познавательно­
исследовательской деятельности с дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. / Н.А. Гуриненко. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017.
• 64 с.
11. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т. В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №11. - С. 60 - 64.
12. Доронова, Т. Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С. 5 - 9.
13. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье : методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - Москва : Просвещение, 2015. - 220 с.
14. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. - Москва : Просвещение, 1993. - 203 с.
15. Жуйкова, Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования / Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 921-924. - URL : https://moluch.ru/archive/88/17199/ (дата обращения: 15.03.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ