Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КАРДМЕЙКИНГА

Работа №97127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Характеристика самостоятельности как свойство личности 7
1.2.Особенности развития самостоятельности в дошкольном детстве 12
1.3.Кардмейкинг - как вид творческой деятельности. Особенности метода организации кардмейкинга в ДОУ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностические методики для изучения самостоятельности
детей дошкольного возраста 28
2.2.Описание деятельности педагога по развитию
самостоятельности детей в процессе кардмейкинга 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На сегодняшний день в педагогике и психологии одной из ключевых проблем развития личности выступает вопрос о формировании у детей самостоятельности.
В настоящее время интерес к теме развития самостоятельности обусловлен, прежде всего, целями и задачами формирования личности, стоящими перед различными образовательными организациями.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», нормативно­правовых документах, таких как «Конституция РФ», «Концепция модернизации российского образования» и других нормативных документах сформулирован обозначен социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано о необходимости «...побуждать детей к инициативности и самостоятельности, специальным образом организуя образовательную среду».
Так, согласно п. 3.2.1 ФГОС ДО, при реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности [43].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ самостоятельности, что подтверждено исследованиями различных авторов (Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. В. Запорожца,
З. В. Елисеевой, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконина и др.)
При этом следует отметить, что изучение феномена самостоятельности детей дошкольного возраста ведется в различных направления: исследуются соотношение компонентов самостоятельности и структура (Т. Г. Гуськова, Ю. Н. Дмитриева); сущность самостоятельности дошкольника и ее природа (Г. А. Балл, И. П. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова); взаимосвязь различных психических процессов с самостоятельностью (Т. И. Горбатенко, Д. В. Ольшанский, А. Н. Цыркун): этапы, методы и условия развития у дошкольников самостоятельности (З. В. Елисеева, А. А. Люблинская, П. К. Кузовкова).
Одним из вариантов, обеспечивающих развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе, является творческая деятельность как органичная часть гуманистической теории и практики воспитания.
Творческая деятельность в ходе реализации образовательного процесса предусматривает личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают как партнеры по деятельности и общению.
Однако в практике дошкольного образования по-прежнему отмечается недостаток современных методических разработок и методов, нацеленных именно на формирование самостоятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность нашего исследования определилась наличием противоречий между необходимостью формирования самостоятельность детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью программно-методических материалов, обеспечивающих организацию образовательного процесса в данном аспекте.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: с помощью чего организовать образовательный процесс в направлении формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста?
В нашей работе мы предлагаем развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в творческой деятельности посредством кардмейкинга.
Кардмейкинг - это искусство создания открыток руками.
Исходя из проблемы, нами была сформулирована тема исследования «Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе кардмейкинга».
Актуальность проблемы и темы исследования определила выбор объекта и предмета.
Объект - процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования методики кардмейкинга.
Предмет - педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель - теоретически обосновать, определить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если использовать следующие педагогические условия:
1. опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает, на примере занятий кардмейкингом, мотивационную связь разных видов деятельности;
2. особая организация совместной деятельности педагогов и детей (в настоящее время НОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
3. создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко её менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. изучить и охарактеризовать состояние проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике ДОУ, на этой основе уточнить понятие «самостоятельность»;
2. определить критерии и показатели для выявления уровня сформированности самостоятельности старших дошкольников;
3. определить понятие «кардмейкинг», его суть и методику организации в ДОУ;
4. разработать и апробировать педагогические условия формирования самостоятельности старших дошкольников.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самостоятельности дошкольников);
• эмпирические (наблюдение за деятельностью дошкольников; беседы с детьми; опрос воспитателей; анкетирование родителей; анализ и обобщение собственного педагогического опыта работы).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовательская работа посвящена проблеме развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе кардмейкинга.
Перед нами стояла цель теоретически обосновать, определить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологический анализ литературы позволил определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в определенных умениях при поставке определенной цели, настойчивости при ее реализации, ответственном отношении к своей деятельности, осознанном и активном действии при изменяющихся условиях новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность имеет ряд функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, самореализации личности, мотивирования, саморазвития, автономности, самоактуализации, развития отдельных свойств личности и др.
Для воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста используются различные сочетания методов, приемов и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет дополнительное образование, позволяющее воспитанникам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя.
В качестве развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, был предложен кружок, в ходе которого используется техника кадмейкинга (ручное изготовление открыток).
В ходе экспериментальной работы был подобран инструментарий для диагностики сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, определены группы детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Дана характеристика данным группам детей. Выделены и реализованы этапы занятий по кардмейкингу.
Исследование показало, что дошкольники выполняют задания с большей самостоятельностью, они более уверенно высказывают собственное мнение, обращаются за помощью к взрослому лишь в случае крайней необходимости.
Даже допуская ошибки при выполнении заданий, большинство детей стараются обосновать свои ответы, что свидетельствует о сознательном самостоятельно принятом решении.
В целом, исследование показало, что дети стали более активными, решительными. Задания они выполняют быстрее.
Вопросы, адресованные воспитателю более осмысленны, целенаправленны.
Дошкольники проявляют умение ставить цель и достигать ее, при поддержке взрослого большинство из них доводит начатое дело до конца.
Заметно увеличился интерес детей к деятельности, особенно познавательно-исследовательской и трудовой. Ребята сами проводят опыты в исследовательском центре, с удовольствием дежурят и даже просят сделать их дежурными вне очереди.
При выполнении задания дети проявляют ответственность и инициативность. В продуктивной деятельности самостоятельность проявляется в том, что дошкольники могут определить, из каких частей состоит та или иная поделка, наметить план ее выполнения и довести начатое до конца.
При этом большинство детей соблюдают порядок на рабочем месте и умеют все заранее приготовить для работы. Это является свидетельством того, что переход на более высокие уровни развития самостоятельности обусловлен не случайными факторами, а закономерен.
Развитие самостоятельности проходило эффективно, так как нами соблюдались следующие условия:
• организация образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой и трудовой видах деятельности.
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения в конкретной предметно­пространственной среде.
Таким образом, работа по развитию самостоятельности, проведенная с детьми, дала положительные результаты, цель и задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.
В ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу о том, что занятия кардмейкингом способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста творческой активности; художественного и эстетического вкуса; самостоятельности; самовыражения; аккуратности; воображения; усидчивости; моторики рук; позитивной самооценки.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Абузярова, Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст] / Л. А. Абузярова // Ребёнок в детском саду. - 2004. - № 6. - С. 30-32.
2. Блонский, П. П. Педология [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Юрайт, 2018. - 119 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
4. Бумажный hand-made [Текст] : [подборка материалов] / материал подгот. Анна Стеньшина // Здоровье. - 2012. - № 10 (688). - С. 17-21.
5. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Ювета, 2001. - 176 с.
6. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Текст] : методическое пособие / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 63 с.
7. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. - М. : Смысл, 1998. - 670 с.
8. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е. Б. Волосова. - М. : Просвещение, 1999. - 234 с.
9. Воскресенская, В. Создаём развивающую среду сами [Текст] / В. Воскресенская // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 77-79.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 93 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2011. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4 : Детская психология. - 432 с.
14. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Кн. дом «Ун-т», 2000. - 336 с.
15. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ