ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
|
Введение 3
Глава 1. Следователь, как участник российского уголовного судопроизводства 7
История возникновения и развития органов предварительного расследования в России 7
Процессуальные функции следователя и их место в деятельности следователя… 17
Полномочия следователя в уголовном процессе и проблемы их реализации 25
Глава 2. Процессуальная самостоятельность следователя в уголовном процессе 34
Механизм обеспечения процессуальной самостоятельности следователя… 34
Ведомственный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль над деятельностью следователя… 45
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел… 53
Обеспечение процессуальной независимости следователей 60
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 66
Последний лист ВКР 72
Глава 1. Следователь, как участник российского уголовного судопроизводства 7
История возникновения и развития органов предварительного расследования в России 7
Процессуальные функции следователя и их место в деятельности следователя… 17
Полномочия следователя в уголовном процессе и проблемы их реализации 25
Глава 2. Процессуальная самостоятельность следователя в уголовном процессе 34
Механизм обеспечения процессуальной самостоятельности следователя… 34
Ведомственный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль над деятельностью следователя… 45
Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел… 53
Обеспечение процессуальной независимости следователей 60
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 66
Последний лист ВКР 72
Основной процессуальной фигурой досудебного производства является следователь, именно он согласно действующему УПК РФ правомочен возбуждать уголовное дело и проводить все необходимые следственные действия с целью привлечения лиц, совершивших общественно опасное деяние. В этой связи одним из возможных и реальных путей совершенствования досудебной части российского уголовного судопроизводства может и должно быть укрепление процессуальной самостоятельности и независимости следователя при четко определенной ответственности за законность и обоснованность принимаемых им решений по уголовному делу.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с принятием и вступлением в силу УПК РФ реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным, те проблемы, которые имели место в период действия УПК РСФСР остались не завершенными. Одной из таких проблем является обеспечение процессуальной независимости следователя на предварительном следствии. Рассмотрение вышеуказанной проблемы позволяет систематизировать накопленный юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Цель данной работы – проанализировать правовой статус следователя как участника уголовного процесса.
Задачи: - рассмотреть историю развития правового статуса следователя в Российском законодательстве и его основные функции;
- проанализировать основные проблемы реализации процессуально самостоятельности следователя;
- рассмотреть общую характеристику взаимодействия следователя с органами дознания.
Результаты исследования позволят увидеть реальное положение следователя в российском законодательстве по отношению к иным участникам уголовного судопроизводства, проблемы, которые возникают при их взаимодействии на практике, и в итоге поможет определить пути решения выявленных проблем. Практическая и научная значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что благодаря изучению правового статуса следователя можно улучшить качество производимых следственных и иных процессуальных действия на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Правовой статус следователя в российском законодательстве имеет большой интерес среди исследователей, таких как Шейфер С.А., Бегиев Х.Б., Рябинина Т.К., БабичА. В., Степанов Б.Б., Никифорова Н. П., Бобров А. В., Будников В. Л., Волколупов Е. В., Чупаков Ю. В., Вартанов А. Р., Драпкин Л. Я., Шуклин А. Е.
Внимание к данной тебе существует, и среди юристов-практиков, юристов, которые непосредственно ведут деятельность по право применению, сюда можно отнести как самих следователей следственных органов, так и возглавляющего эту систему Председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина А.И. и др.
Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы были использованы практические материалы следственной практики, полученные из следственных органов, как сами материалы доследственных проверок, так и непосредственно уголовные дела, находящиеся или которые находились у следователей в производстве.
Объектом исследования является правовой статус следователя в Российском законодательстве.
Предмет представляет собой процесс становления и дальнейшего развития правового регулирования деятельности следователя в Российском законодательстве при производстве предварительного следствия, взаимодействие следователя с органами дознания, а также непосредственно влияние уголовно-правовых норм на процессуальную самостоятельность следователя в России.
Методологической основой исследования служит общенаучный, диалектический метод, познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико- юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в которых имеются по три и четыре параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с принятием и вступлением в силу УПК РФ реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным, те проблемы, которые имели место в период действия УПК РСФСР остались не завершенными. Одной из таких проблем является обеспечение процессуальной независимости следователя на предварительном следствии. Рассмотрение вышеуказанной проблемы позволяет систематизировать накопленный юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Цель данной работы – проанализировать правовой статус следователя как участника уголовного процесса.
Задачи: - рассмотреть историю развития правового статуса следователя в Российском законодательстве и его основные функции;
- проанализировать основные проблемы реализации процессуально самостоятельности следователя;
- рассмотреть общую характеристику взаимодействия следователя с органами дознания.
Результаты исследования позволят увидеть реальное положение следователя в российском законодательстве по отношению к иным участникам уголовного судопроизводства, проблемы, которые возникают при их взаимодействии на практике, и в итоге поможет определить пути решения выявленных проблем. Практическая и научная значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что благодаря изучению правового статуса следователя можно улучшить качество производимых следственных и иных процессуальных действия на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Правовой статус следователя в российском законодательстве имеет большой интерес среди исследователей, таких как Шейфер С.А., Бегиев Х.Б., Рябинина Т.К., БабичА. В., Степанов Б.Б., Никифорова Н. П., Бобров А. В., Будников В. Л., Волколупов Е. В., Чупаков Ю. В., Вартанов А. Р., Драпкин Л. Я., Шуклин А. Е.
Внимание к данной тебе существует, и среди юристов-практиков, юристов, которые непосредственно ведут деятельность по право применению, сюда можно отнести как самих следователей следственных органов, так и возглавляющего эту систему Председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина А.И. и др.
Кроме того, при написании выпускной квалификационной работы были использованы практические материалы следственной практики, полученные из следственных органов, как сами материалы доследственных проверок, так и непосредственно уголовные дела, находящиеся или которые находились у следователей в производстве.
Объектом исследования является правовой статус следователя в Российском законодательстве.
Предмет представляет собой процесс становления и дальнейшего развития правового регулирования деятельности следователя в Российском законодательстве при производстве предварительного следствия, взаимодействие следователя с органами дознания, а также непосредственно влияние уголовно-правовых норм на процессуальную самостоятельность следователя в России.
Методологической основой исследования служит общенаучный, диалектический метод, познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико- юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в которых имеются по три и четыре параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Следователь - исключительно важный и ответственный участник уголовного судопроизводства. У него сложные задачи и достаточно большие полномочия, но вместе с тем, в ходе проведенного исследования правового статус следователя были выявлены ряд практических проблем, которые до сих пор никак не урегулированы законодателем.
Для начала стоит отметить, что возникновение фигуры следователя в Российском законодательстве прошло достаточно долгий период своего становления. Начиная с тех времен, когда следователь назначался главой государства – императором, был наделен широким полномочиями, несменяем и практически приравнен к судье, но только на досудебной стадии. После чего положение следователя не раз менялось, дела его то полностью независимым, от иных органов, то наоборот ставя его в подчиненное положение. Завершающим этапом, в формировании правового статуса следователя в Российском законодательстве стало формирование единого Следственного комитета РФ. В силу чего стала увеличиваться роли и значимость следователя на досудебной стадии уголовного судопроизводства. На основе анализа действующего УПК РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 года, а также дополнительной юридической литературы можно сделать вывод о том, что на современном этапе институт следователя сформировался, не окончательно и необходима его дальнейшая разработка. Основное внимание при этом уделяется процессуальной самостоятельности следователя в Российском законодательстве.
Сложная ситуация с обеспечением самостоятельности следователя была урегулирована законодателем своеобразно: ее рамки в действующем уголовно-процессуальном законодательстве сужены, до критических пределов, что крайне негативно отражается на практике расследования уголовных дел, на обеспечении прав и законных интересов участников уголовного процесса, на достижении задач уголовного судопроизводства.
Одним из решений в реализации самостоятельности прав следователя стал, разработанный Следственным комитетом при МВД России проект Федерального закона "О статусе следователя" устанавливал юридические и социальные гарантии обеспечения принципа процессуальной самостоятельности следователя, его независимости и подчинения только закону. Законопроект, несмотря на свою разработанность, получил как одобрение со стороны других министерств и ведомств, так и свою критику, но даже по сегодняшний день не перешел из стадии простого обсуждения. В связи с чем, некоторые авторы не раз указывают именно на необоснованное затягивание в принятии федерального закона.
В связи с этим В.С. Шадрин справедливо отмечает, что задача по усилению процессуальной самостоятельности следователя оказалась невыполненной, поскольку в действительности указанную самостоятельность приобрели не следователи, а их начальники39. Об этом же пишет В.С. Балакшин, который отмечает, что, надежно заслонив следователя от прокурора, инициаторы реформы следственного аппарата не смогли гарантировать процессуальную самостоятельность следователя от указаний и решений руководителя следственного органа.
Это подтверждают сами следователи, говоря о том, что процессуальная самостоятельность следователь является лишь формальным принципом его работы, закрепленным в УПК РФ, поскольку на практике, к сожалению, данные принцип в жизнь практически не притворяется и является крайне относительным.
Следователь самостоятелен лишь в несении персональной ответственности за принятое им процессуальное решение, однако, чтобы ему его принять ему необходимо согласовать его с «десятью начальниками» (руководитель, заместитель руководителя, руководитель отдела процессуального контроля, зональный инспектор, прокурор и т.д.), при этом зачастую их мнения расходятся, и привести их к единому консенсусу не всегда удается. Прямая и непосредственная обязанность следователя – это расследование уголовных дел, но на сегодняшний день все выглядит совершено иначе: следователь занимается всем, кроме этого, он подавляющую часть своей работы ходит по совещаниям, готовит различные справки-информации и т.д. Из чего следует, что процессуальная самостоятельность является важнейшим элементом правового статуса следователя и его значение велико для успешного решения стоящих перед ним задач. Для обеспечения реальной процессуальной самостоятельности следователя необходимо, чтобы каждый из участников досудебного производства выполнял свою функцию: следователь – уголовное преследование, руководитель следственного органа – ведомственный контроль и руководство деятельностью следователя, прокурор – прокурорский надзор, а суд (судья) – судебный контроль.
Для начала стоит отметить, что возникновение фигуры следователя в Российском законодательстве прошло достаточно долгий период своего становления. Начиная с тех времен, когда следователь назначался главой государства – императором, был наделен широким полномочиями, несменяем и практически приравнен к судье, но только на досудебной стадии. После чего положение следователя не раз менялось, дела его то полностью независимым, от иных органов, то наоборот ставя его в подчиненное положение. Завершающим этапом, в формировании правового статуса следователя в Российском законодательстве стало формирование единого Следственного комитета РФ. В силу чего стала увеличиваться роли и значимость следователя на досудебной стадии уголовного судопроизводства. На основе анализа действующего УПК РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 года, а также дополнительной юридической литературы можно сделать вывод о том, что на современном этапе институт следователя сформировался, не окончательно и необходима его дальнейшая разработка. Основное внимание при этом уделяется процессуальной самостоятельности следователя в Российском законодательстве.
Сложная ситуация с обеспечением самостоятельности следователя была урегулирована законодателем своеобразно: ее рамки в действующем уголовно-процессуальном законодательстве сужены, до критических пределов, что крайне негативно отражается на практике расследования уголовных дел, на обеспечении прав и законных интересов участников уголовного процесса, на достижении задач уголовного судопроизводства.
Одним из решений в реализации самостоятельности прав следователя стал, разработанный Следственным комитетом при МВД России проект Федерального закона "О статусе следователя" устанавливал юридические и социальные гарантии обеспечения принципа процессуальной самостоятельности следователя, его независимости и подчинения только закону. Законопроект, несмотря на свою разработанность, получил как одобрение со стороны других министерств и ведомств, так и свою критику, но даже по сегодняшний день не перешел из стадии простого обсуждения. В связи с чем, некоторые авторы не раз указывают именно на необоснованное затягивание в принятии федерального закона.
В связи с этим В.С. Шадрин справедливо отмечает, что задача по усилению процессуальной самостоятельности следователя оказалась невыполненной, поскольку в действительности указанную самостоятельность приобрели не следователи, а их начальники39. Об этом же пишет В.С. Балакшин, который отмечает, что, надежно заслонив следователя от прокурора, инициаторы реформы следственного аппарата не смогли гарантировать процессуальную самостоятельность следователя от указаний и решений руководителя следственного органа.
Это подтверждают сами следователи, говоря о том, что процессуальная самостоятельность следователь является лишь формальным принципом его работы, закрепленным в УПК РФ, поскольку на практике, к сожалению, данные принцип в жизнь практически не притворяется и является крайне относительным.
Следователь самостоятелен лишь в несении персональной ответственности за принятое им процессуальное решение, однако, чтобы ему его принять ему необходимо согласовать его с «десятью начальниками» (руководитель, заместитель руководителя, руководитель отдела процессуального контроля, зональный инспектор, прокурор и т.д.), при этом зачастую их мнения расходятся, и привести их к единому консенсусу не всегда удается. Прямая и непосредственная обязанность следователя – это расследование уголовных дел, но на сегодняшний день все выглядит совершено иначе: следователь занимается всем, кроме этого, он подавляющую часть своей работы ходит по совещаниям, готовит различные справки-информации и т.д. Из чего следует, что процессуальная самостоятельность является важнейшим элементом правового статуса следователя и его значение велико для успешного решения стоящих перед ним задач. Для обеспечения реальной процессуальной самостоятельности следователя необходимо, чтобы каждый из участников досудебного производства выполнял свою функцию: следователь – уголовное преследование, руководитель следственного органа – ведомственный контроль и руководство деятельностью следователя, прокурор – прокурорский надзор, а суд (судья) – судебный контроль.
Подобные работы
- Процессуальная самостоятельность следователя
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-процессуальный статус следователя
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Процессуальные полномочия следователя в уголовном процессе (Ивановский Юридический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Процессуальные решения следователя:
виды, форма, значение
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Процессуальные решения следователя:
виды и значение
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СЛЕДОВАТЕЛЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Процессуальное положение следователя в уголовном процессе
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Процессуальная самостоятельность следователя при производстве
предварительного следствия
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



