Введение 3
Глава 1. Дознание по уголовным делам в органах внутренних дел 6
1.1. Место и роль органов внутренних дел в системе субъектов,
осуществляющих дознание по уголовным делам 6
1.2. Понятие и виды дознания по уголовным делам, осуществляемые органами
внутренних дел 15
1.3. Субъекты, осуществляющие дознание по уголовным делам в органах
внутренних дел 24
Глава 2. Полномочия органов внутренних дел как субъектов производства дознания по уголовным делам 33
2.1. Полномочия органов внутренних дел при производстве дознания по
уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно 33
2.2. Полномочия органов внутренних дел при производстве дознания по
уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно 38
2.3. Полномочия органов внутренних дел при производстве дознания по уголовным делам в сокращенной форме 44
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение
Одно из центральных мест в правоохранительных органах Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Перед органами внутренних дел встают важнейшие задачи повышения уровня политического правосознания, общей и профессиональной культуры своих сотрудников.
Современная система ОВД - это целостное, сложное структурное образование, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Элементный состав, тенденции развития и особенности ОВД находятся в непосредственной зависимости от их системных качеств и свойств, обуславливающих их функциональную направленность.
Характеристика правового положения Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов на местах позволяет рассматривать их в качестве единого субъекта права - органов внутренних дел (ОВД).
В юридической науке вопросам, касающимся понятия органов внутренних дел как субъекта правоохранительной деятельности, его правового статуса и проблемам реализации последнего, уделяется значительное внимание. В частности, подчеркивалось, что органы внутренних дел осуществляют властные полномочия в различных сферах нередко посредством применения принудительного воздействия на участников многочисленных подконтрольных отношений. Подобная возможность субъектов применения мер принуждения с необходимостью требует четкого определения их места в современной правоохранительной системе, объема и содержания компетенции по реализации соответствующих правовых средств.
Выступая в качестве органов дознания, органы внутренних дел ежегодно расследуют от 170000 до 250000 уголовных дел . Данная ситуация подтверждает, что они занимают значительное место в системе органов расследования. При этом они сталкиваются с рядом проблем:
1. Организационного характера (кадры слабые, загруженность большая, несвойственные функции выполняют дополнительно, взаимодействие с другими службами плохое, методическое и техническое обеспечение недостаточное);
2. Процессуального характера (несовершенство УПК HA, которое имеет пробелы в регулировании их процессуальной деятельности).
Проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов дознания всегда были в поле зрения советско-российской процессуалистики и криминалистики. Достаточно заметный вклад в исследование организационно-процедурного построения функции дознания внесли Ю.Н. Белозеров, C.B. Бородин, H.A. Власова, С.И. Гирько, P.M. Готлиб, В.Н. Григорьев и другие.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства, теоретических разработок и опыта, накопленного практикой, с учётом отдельных положений проекта УПК РФ, разработать и научно обосновать рекомендации и предложения, направленные на совершенствование процессуальной деятельности органов дознания системы МВД России.
Задачи исследования:
-определить место и роль органов внутренних дел в системе субъектов, осуществляющих дознание по уголовным делам;
- выделить виды дознания по уголовным делам, осуществляемые органами внутренних дел;
- охарактеризовать субъекты, осуществляющие дознание по уголовным делам в органах внутренних дел;
- рассмотреть всесторонне полномочия органов внутренних дел как субъектов производства дознания по уголовным делам.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является уголовно-процессуальная деятельность органов дознания системы МВД России, действующих в пределах установленной законом компетенции, а также возникающие при этом правоотношения.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, регламентирующие процессуальную деятельность органов дознания системы МВД России и эмпирические материалы, отражающие результаты данной деятельности.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как общенаучный метод познания. В ходе диссертационного исследования использовались логико-правовой, историко-правовой, статистический методы исследования, а также исследование проводилось путем обобщения и анализа правоприменительных документов, нормативно-правовых актов.
Теоретической основой работы послужили достижения науки уголовного процесса и соответствующие теоретические разработки ученых- процессуалистов в области уголовного судопроизводства.
Структура работы определена ее содержанием и состоит их введения, двух глав, объединяющих собой шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе мною был освещен ряд важных вопросов, касающийся структуры ОВД, органов дознания и их компетенции на основе анализа действующего законодательства, предшествующего законодательного опыта и изучения научных статей ученых-процессуалистов.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет дознание как одну из двух форм предварительного расследования, которую осуществляет дознаватель по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не является обязательным. В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел.
Правовое определение понятия органов дознания сформулировано в п. 24ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В нем органы дознания определены как государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Виды органов дознания и перечень должностных лиц, относящихся к органам дознания, а также основные направления процессуальной деятельности органов дознания определены в статье 40 УПК РФ.
В целом по действующему уголовно-процессуальному законодательству существует две формы (вида) дознания:
1) ординарное дознание (дознание как форма предварительного расследования);
2) дознание в сокращенной форме (сокращенное дознание).
Определяя круг уголовных дел, которые могу быть расследованы в форме дознания, законодатель исходит из степени общественной опасности совершенного преступления: дознание производится по уголовным делам о преступлениях, которые обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые подследственны органам предварительного следствия.
Действующий УПК РФ определяет в качестве субъектов процессуальной деятельности по производству дознания не только дознавателя, но и орган дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, а также следователя, который производит дознание в случаях, установленных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Анализ изменений УПК РФ в части регламентации процессуального статуса указанных участников уголовного судопроизводства свидетельствует о положительной тенденции совершенствования их процессуальной деятельности.
Непосредственным руководителем подразделения дознания является начальник подразделения дознания: процессуальная «фигура», появившаяся на формальном законодательном уровне в УПК РФ лишь спустя несколько лет после его вступления в законную силу
Возложение полномочий по осуществлению дознания и на органы дознания, и дознавателей привело к необходимости введения в качестве участников уголовного судопроизводства и начальника органа дознания, и начальника подразделения дознания. При этом в случае расширения полномочий начальника подразделения дознания посредством их передачи от начальника органа дознания невозможно будет осуществлять распорядительные полномочия по отношению к сотрудникам органов дознания в случае производства ими проверки сообщений о преступлениях и принятии по ним решений, а также расследования уголовных дел в форме дознания.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК, прежде всего производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.
Производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не является обязательным, является основной уголовно-процессуальной функцией органа внутренних дел как органа дознания. Преступления, расследуемые в форме дознания, составляют основную массу возбужденных уголовных дел и насчитывают более 120 составов преступлений. Следовательно, дознаватель является значимой процессуальной фигурой в российском уголовном судопроизводстве.
Наряду со следствием и дознанием уголовно-процессуальным законом предусмотрен специфичный вид уголовно-процессуальной деятельности - производство неотложных следственных действий.
Под неотложными следственными действиями понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Орган дознания обладает широчайшими полномочиями в оперативно- розыскной и административной сферах. Кроме того, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации была введена глава 32.1, ставшая продолжением развития идеи об упрощении судопроизводства в уголовном процессе. Появившийся институт дознания в сокращенной форме, призван регулировать вопросы реализации, упрощенной досудебной уголовно-процессуальной формы по делам, по которым предварительное следствие необязательно.
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. от 05.02.2014) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации:
федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими
изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: (с последующими изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
5. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
6. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
7. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 (с последующими изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
8. Вопросы организации деятельности подразделений дознания
(организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 21.11.2012. №1051 [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс».
9. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 N 277 // Законность. - 2011.- N 12.
10. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия: Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 // Российская газета. - 14.11.2014. - N 260.
Специальная литература:
11. Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 97
12. Александров А.С., Лапатников М.В. Сокращенное дознание: новеллы УПК РФ и сложности их применения // Уголовный процесс. 2013. № 4.
13. Бажанов С.В. Краткий обзор истории становления и перспектив развития концепции полицейского дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2014. N 18. С. 12 - 15.
14. Бажанов С.В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2007. N 1. С. 6 - 7
15. Бажанов С.В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2007. N 1. С. 6 - 7.
16. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин. - М. 2008.
17. Белавин А.А., Бочинин С.А. Проблемы сокращенной формы дознания // Российский следователь. 2016. N 13. С. 12 - 17.
18. Боярская А.В. Проблемы юридической конструкции предмета доказывания в рамках сокращенного дознания // Российская юстиция. 2015. N 1. С. 38 - 42.
19. Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия в российском
уголовном процессе: вопросы теории, практики и законодательного
регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 134, 135.
20. Галиахметов М.А. Процессуальный порядок производства предварительного расследования в форме дознания: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Ижевск, 2010. С. 95.
21. Гирько С.И. О некоторых проблемных вопросах процессуальной регламентации ускоренного досудебного производства // Российский следователь. 2010. № 5.
22. Гирько С.И. Производство по уголовному делу дознания в сокращенной форме: прогнозы и суждения // Российский следователь. 2013. N 21. С. 2 - 5.
23. Григорьев Д.А. Ускоренная форма досудебного производства по уголовному делу и права человека // Мировой судья. 2011. № 6.
24. Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания // Российский следователь. 2008. - № 1.
25. Гусейнов Н.А. О правовой регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя /Н.А. Гусейнов // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 3.
26. Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 1989. С. 74.
27. Дознание в органах внутренних дел: историко-правовой аспект: учебное пособие / М. А. Маков [и др.]; под общ. ред. Р.С. Мулукаев. - М.: Инфра-М, 2017. - 126 с.
28. Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. Ф.К.
Зиннурова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: «Закон и право», 2013. - 431 с.
29. Доля Е.А. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме // Российский судья. 2013. N 6. С. 43 - 46
30. Есина А.С. Дознание. М., 2005. С. 14.
31. Заводнова С.В. Обязанности начальника органа дознания в уголовном процессе / С.В. Заводнова// Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2012. - № 1 (19).
32. Илюшкина О.С. Особенности взаимодействия начальника подразделения дознания с начальником органа дознания и дознавателями при раскрытии и расследовании преступлений / О.С. Илюшкина // Вестник Нижегородской академии МВД России. -2011. - № 3 (16).
33. Качалова, О.В. Доказывание при сокращенной форме дознания / О.В. Качалова // Уголовный процесс. - 2013. - № 6. - С. 32-36.
34. Ковтун Н.Н. Дознание в сокращенной форме: коллизии и лакуны нормативного регулирования // Российская юстиция. 2013. N 12. С. 47.
35. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. 1216 с.
36. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами №№ 105-ФЗ, 128-ФЗ, 130-ФЗ/ Б.Т. Безлепкин. - М.: Проспект, 2015. - 576 с.
37. Куленков В.В. К вопросу о процессуальных полномочиях дознавателя полиции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. N 3 (30). С. 31.
38. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. 1278 с.
39. Луковников Г.Д. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. С. 22.
40. Мельников В.Ю. Некоторые вопросы дознания в уголовном процессе // Российский судья. 2010. № 10.
41. Митюкова М.А. Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел / М.А. Митюкова // Сибирский юридический вестник. - 2004. - № 4.
42. Мичурина О.В. Регламентирует ли УПК РФ полицию в качестве органа дознания? // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2 С.87-89
43. Мусеибов У.А. О правовой регламентации понятия и системы органов дознания // Российский следователь. 2016. N 19. С. 9 - 11.
44. Настольная книга следователя и дознавателя/ Б.Т. Безлепкин. - 2-е изд., перераб. и доп., с учетом Федерального закона № 158-ФЗ. - М.: Проспект, 2013. - 368 с.
45. Николаева Т.Г. Правовое регулирование деятельности органов дознания (теоретические основы и правоприменительная практика): Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. СПб., 2006. С. 295.
46. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР: закон РФ от 29.05.1992 № 2869-1 (ред. от 14.11.2002) // Российская газета. - № 151. - 03.07.1992.
47. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 368.
48. Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11. С. 11.
49. Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. № 11.
50. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / М.В. Бубчикова, В.А. Давыдов, В.В. Ершов и др.; под ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. М.: РГУП, 2017. 444 с.
51. Петрова Г.Б. Сроки как элемент правового регулирования в уголовном судопроизводстве: дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 64.
52. Постановление ВЦИК от 15.02.1923 «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // Известия ВЦИК. - № 37. - 18.02.1923.
53. Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. - 1922. - № 20 - 21. - ст. 230.
54. Семенцов В.А., Науменко О.А. Проблемы совершенствования дознания как формы предварительного расследования// Общество и право. 2011. № 4.
55. Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. N 1 (55). С. 15.
56. Сумин А.А. Сокращенное дознание: мертворожденное дитя
реформаторов уголовного процесса // Адвокат. 2013. N 10.
57. Супрун С.В. Дознание - сокращенное следствие? // Российский юридический журнал. 2010. № 5.
58. Табаков С.А. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей и дознавателей органов внутренних дел: дисс. ... канд. юрид. Наук / С.А. Табаков. - Омск. 2009.
59. Торовков А.А. О некоторых тенденциях развития дознания в сокращенной форме // Вестник Барнаульского юридического института МВД России № 2 (31) 2016. С.65-66.
60. Трубникова Т.В. Пределы упрощения уголовного процесса // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12. С. 131
61. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)
[Электронный ресурс]: учебник / В.К. Бобров [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2014.-727с.
62. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, Е.А. Артамонова, Д.П. Великий и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. III - IV. 912 с.
63. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Свод законов РСФСР. - Т. 8. - С. 613.
64. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. 4-е изд. перераб. и доп. М., 2000. С. 9.
65. Францифоров Ю.В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. 2010. № 2
66. Хатуаева В.В., Калинина Л.В. Институт сокращенного дознания как дифференциация формы предварительного расследования // Современное право. 2014. N 8. С. 79 - 82.
67. Черепанова, Л.В. Уведомление дознавателем лица о подозрении в совершении преступления: учебно-метод. пособие / Л.В. Черепанова, Д.А. Воронов. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. - 54 с.
68. Чукаева О.А. Полномочия органа дознания по производству неотложных следственных действий // Законодательство и экономика. 2014. N 12. С. 66 - 69.
69. Чукаева О.А. Проблемы определения компетенции органа внутренних дел как органа дознания // Законодательство и экономика. 2014. N 9. С. 22 - 27.
70. Якубина Ю.П. Актуальные вопросы совершенствования форм предварительного расследования: дисс. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2010. С. 9.