Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №93000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Интеллектуальная одаренность младших школьников: сущность и
содержание 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика интеллектуально
одаренных детей младшего школьного возраста 14
1.3. Значение проблемного обучения в развитии интеллектуально
одаренных детей начальной школы 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 31
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ №136 по обучению
интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста 31
2.2. Выявление интеллектуально одаренных детей 3 «Г» класса МАОУ
СОШ №136 35
2.3. Программа развития интеллектуально одаренных детей младшего
школьного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71

Из века в век общество волновал вопрос происхождения и природы различий между людьми, так как возможности и способности людей разные. Именно поэтому первоначальным объяснением природы индивидуальных различий и существования особых способностей у отдельных людей было заключение об их «божественном» происхождении. Человек с выдающимися способностями, по мнению древних, счастливый избранник богов. Китайский мыслитель и философ Конфуций считал, что необходимо выявлять одаренных детей с целью последующего интенсивного обучения. Данная идея была воспроизведена в Древнем Китае, где для отбора применяли разные испытания на логическое мышление, память, фантазию. Из выше сказанного, можно сделать вывод, что идея отобрать «одаренных» имеет достаточно давнюю историю.
На сегодняшний день развитие интеллектуально одаренных детей - одно из приоритетных направлений в области образования, поддерживаемых на уровне государства.
Актуальность исследования. Согласно «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» каждый человек одарен. «Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность» [19].
Ряд исследователей выделяют разные виды одаренности, в частности интеллектуальную. Данный вид одаренности проявляется с определенного возраста и педагогу чрезвычайно важно выявить ее как можно раньше и создать благоприятные условия для ее развития.
В начальной школе уже можно отнести некоторых детей к категории интеллектуально одаренных. Они имеют более хорошие показатели интеллектуальных способностей, по сравнению с другими детьми, выражают восторг от интеллектуальной деятельности, отличаются тягой к получению новых знаний. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно прийти к выводу, что обучение интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста должно начинаться в начальной школе. Такое направление обучения играет важную роль в системе образования.
В современной системе образования возникают проблемы с обучением интеллектуально одаренных детей. Проблема первая - как выявить интеллектуально одаренных детей? Проблема вторая - какие методы и формы применять для развития их способностей?
В образовательном учреждении встречаются несколько категорий детей:
1) с ранним развитием интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
ФГОС НОО предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [32]. В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организованы интеллектуальные и творческие соревнования, научно­техническое творчество и проектно-исследовательская деятельность.
Степень изученности. Вопросы определения сущности, содержания, характеристик, видов одаренности отражены и в психолого-педагогической литературе, в частности Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, Ж. Брюно и др. Исследованию вопросов обучения одаренных детей младшего школьного возраста посвящены работы М.А. Холодной, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, и др. Возможности проблемного обучения представлены в трудах
М.М. Левина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, З.И. Калмыковой и др. Одним из наиболее результативных методов проблемного обучения ученые А.С. Обухов, В.С. Лазарев, В. Оконь, А.В. Леонтович и др. называют исследовательский метод. Работы данных ученых составили теоретическую базу данной выпускной квалификационной работы. Но недостаточно трудов, посвященных методике обучения интеллектуально одаренных детей в начальной школе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие интеллектуально одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В начале исследования была поставлена цель для реализации, которой был определен ряд задач.
В процессе решения первой задачи было выявлено, что интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть такой деятельности, которая связана с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям. Раскрыли шесть типов интеллектуального поведения, которое соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности. В работе рассмотрена психологическая модель интеллектуальной одаренности, которая проявляется на 4 уровнях, каждый из которых характеризует разные стороны работы интеллекта.
В результате решения второй задачи были выделены психолого­педагогические особенности интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста. В сфере познавательных способностей - владение большим объемом информации, умение устанавливать причинно - следственные связи, использование альтернативных путей поиска информации. В сфере творческих способностей - дивергентное мышление, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи. В эмоциональной и личностной сфере - склонность к самоанализу, настойчивость в выполнении задания.
Решая третью задачу, было выявлено, что одной из главных целей проблемного обучения является формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся. Данная технология способствует достижению высокого уровня умственного развития, что позволяет развивать интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста.
Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением. Вовлечение в такую деятельность интеллектуально одаренных обучающихся позволяет развить их самостоятельность и замотивировать на дальнейший обучение.
Решение четвертой задачи было посвящено анализу деятельности МАОУ СОШ №136 по обучению интеллектуально одаренных обучающихся. Анализ документов (учебные планы, планы воспитательной работы), интервью с классным руководителем, анализ уроков позволяют заключить, что в данном образовательном учреждении работа по рассматриваемому направлению ведется на основе рабочей программы . Специальная программа по сопровождению одаренных детей (в том числе интеллектуально одаренных) отсутствует.
Чтобы выявить интеллектуально одаренных обучающихся, были проведены диагностики и проанализированы их результаты. На основании проведенных диагностик можно сказать, что в 3 «Г» классе обучается три интеллектуально одаренных ребенка. Они продемонстрировали по всем диагностикам высокие показатели, что свидетельствует о наличии у них интеллектуальных особенностей.
Проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости целенаправленной и системной работы с детьми, имеющими интеллектуальную одаренность, использования в этой работе специальных методов обучения. Поэтому была разработана и реализована программа интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста на основе исследовательского метода.
Данная программа состоит из следующих элементов:
1. Пояснительная записка.
2. Особенности содержания обучения.
3. План реализации программы.
4. Планируемые результаты.
После частичной реализации программы была проведена контрольная диагностика, в ходе которой было выявлено, что посредством исследовательской деятельности происходит развитие не только интеллектуально одаренных обучающихся, но и детей, не имеющих данный вид одаренности. По всем критериям наблюдалась положительная динамика. Благодаря повторной диагностике мы выявили ещё одного интеллектуально одаренного обучающегося в 3 «Г» классе, он показал высокие результаты по всем критериям.
Участие в исследовательской деятельности предполагает наличие у детей определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, способность к целеполаганию, инициативность. Именно эти качества важны для интеллектуально одаренного ребенка и открывают возможность его дальнейшего развития.
Проанализировав теоретический материал по проблеме интеллектуальной одаренности, проведя эмпирическое исследование по выявлению интеллектуально одарённых детей в 3 классе, мы разработали программу развития интеллектуально одаренных детей посредством одного из перспективных методов проблемного обучения - исследовательского.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.


1. Айзенк, Г. Ю. Природа интеллекта. Битва за разум! / Г. Ю. Айзенк. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 348 с. - Текст: непосредственный.
2. Ахаева, Н. В. Методологические подходы при организации образовательного процесса одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. В. Ахаева // Научный альманах ассоциации France- Kazakhstan. - 2016. - № 3. - С. 78-84. - Текст: непосредственный.
3. Ахтамьянова, И. И. Особенности развития интеллектуального одаренных детей / И. И. Ахтамьянова // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2016. - № 4-1 (40). - С. 78-84. - Текст: непосредственный.
4. Бабаева, Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков : учебное пособие для вузов / Ю. Д. Бабаева, Т. М. Марютина. - Москва : Академия, 2000.
• 332 с. - Текст: непосредственный.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М.
Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с. - Текст:
непосредственный.
6. Блинова, В. Л. Детская одаренность: теория и практика : учебно­методическое пособие / В. Л. Блинова, Л. Ф. Блинова. - Казань : ТИПУ, 2010.
• 56 с. - Текст: непосредственный.
7. Бурменская, Г. В. Одаренные дети / Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкий. - Москва : Прогресс, 1991. - 383 с. - Текст: непосредственный.
8. Бурукина, Л. Н. Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста / Л. Н. Бурукина // Актуальные вопросы современной науки: материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Таганрог : Центр научной мысли, 2013 - С. 70-73. - Текст: непосредственный.
9. Верховцева, Л. В. Развитие интеллектуальной и творческой детской одарённости в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства / Л. В. Верховцева // Организация и управление исследовательской
деятельностью учащихся. - Москва : , 2018 - С. 111-131.
непосредственный.
10. Гребенюк, О. С. Общая педагогика : курс лекций / О. С. Гребенюк. - Калинигр. ун-т. - Калининград - 1996. - 107 с. - Текст: непосредственный.
11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н.
Дружинин. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2007. - 368 с. - Текст:
непосредственный.
12. Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учебное пособие 4-е издание / И. В. Дубровина. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2004. - 592 с. - Текст: непосредственный.
13. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - Москва : Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с. - Текст: непосредственный.
14. Ефремова, О. И. Психология развития : учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. И. Ефремова, Л. И. Кобышева. - Москва : Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 193 с. - Текст непосредственный.
15. Звонарева, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности / О. В. Звонарева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И Герцена. - 2008. - № 54. - С. 373-378. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ