ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Формирование адекватной самооценки младших школьников:
сущность понятия «самооценка», этапы формирования 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста 15
1.3. Создание ситуации успеха в формировании адекватной
самооценки младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
самооценки младших школьников на констатирующем этапе опытнопоисковой работы 36
2.2. Использование приёмов создания ситуации успеха в
формировании адекватной самооценки младших школьников в МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной 42
2.3. Диагностика уровня сформированности самооценки младших
школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
Обоснование актуальности темы исследования. Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для адекватной самооценки.
Оценка самого себя - не природное качество личности, самооценка формируется во время жизнедеятельности и воспитания. Период обучения в начальной школе является наиболее благополучным для формирования адекватной самооценки.
Неадекватная самооценка ведёт к появлению внутренних столкновений, не даёт раскрыться и реализовать личности свои ресурсы и способности, приводит к нарушениям в общении. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Любая деятельность постоянно обращает его внимание на самого себя, ставит ребенка в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
«Успех в учении, - писал еще В. А. Сухомлинский, - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей» [53].
Степень разработанности темы, её место и значение в науке и практике. Изучением проблемы формирования самооценки личности занимались такие педагоги и психологи, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, A. B. Захарова, И. С. Кон и др. В работах B. C. Мухиной, И. И. Чесноковой и др. мы можем заметить, что самооценка рассматривается как составляющая самосознания личности. В исследованиях А. И. Липкиной, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и др. выявляются особенности самооценки школьников и педагогические основы её формирования. Проблема формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности наблюдаются в работах М. Н. Андреевой, А. Б. Лариной, Е. А. Ральковой, Е. В. Сергеевой, И. А. Симоненко, И. Е. Сюсюкиной, А. Т. Фаттулаевой и др. Категории «успех» и «ситуация успеха» изучались А. С. Белкиным, В. Ф. Шаталовым, Н. Целищевой, И. Л. Финько, В. Ю. Питюковым, Э. Ш. Натанзоном, Е. Жариковым, Л. И. Егоровой и др.
Однако вопросы, связанные с приёмами создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников, в научной литературе, на наш взгляд, освещены недостаточно.
Тема исследования: «Ситуация успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников».
Проблема исследования: каковы приёмы создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников?
Объект исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников.
Предмет исследования: приёмы создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать приёмы создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования, определить сущность понятия «самооценка», выявить этапы формирования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть приёмы создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников.
4. Подобрать диагностические методики по выявленным критериям и провести диагностическое исследование уровня сформированности самооценки младших школьников на констатирующем этапе работы.
5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий с использованием приёмов создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников.
6. Провести диагностическое исследование на контрольном этапе опытно-поисковой работы, обосновать эффективность применения приёмов создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение; эмпирические - тестирование.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ лицея № 110 им. Л. К. Гришиной, в исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» и 3 «Г» классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка литературы из 61 источника и приложения.
Самооценка (оценка самого себя) формируется во время жизнедеятельности и воспитания человека, самооценка не является природным качеством личности. Важным является заложение основных моментов адекватной самооценки в то время, пока ребенок находится в младшем школьном возрасте, так как этот период является синзитивным для осознания ребенком своего «Я», мотивов своего поведения и потребностей в мире отношений между людьми. Неадекватная самооценка ведёт к появлению внутренних столкновений, не даёт раскрыться и реализовать личности свои ресурсы и способности, приводит к нарушениям в общении.
Мы проводили исследование на тему «Ситуация успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников». Перед нами был поставлен вопрос: «Каковы приёмы создания ситуации успеха в формировании адекватной самооценки младших школьников?». Для решения данной проблемы мы проделали следующую работу. Во-первых, нами была изучена научная литература по теме исследования. Мы определили, что самооценка способствует формированию различных форм поведения личности и является регулятором для них. Самооценка показывает то, как личность относится к самой себе, а также является результатом отражения самоотношения, которое совмещено с ней в образе «Я».
Формирование самооценки происходит наряду с развитием личности, то есть с раннего детства. Этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений человека. Ребёнок исследует этот мир и свое место в нем, определяет свои способности и возможности, на основании чего и складывается его самооценка. Формирование самооценки проходит 4 этапа от рождения до 14 лет (1 этап - от рождения до 18 месяцев; 2 этап - от 1,5 до 3-4 лет; 3 этап - от 4 до 6 лет; 4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет).
. Развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике, следовательно, необходимо уделять внимание начальному этапу - младшему школьному возрасту.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку младших школьников, необходима сложная и длительная работа. Одним из приёмов формирования адекватной самооценки младших школьников является создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность оптимального соотношения между тем, что ожидают окружающие, сама личность и результатами её деятельности. Педагог, занимающийся формированием адекватной самооценки, сам должен обладать определёнными личностными качествами.
При создании ситуации успеха используются следующие приёмы: «Эмоциональное поглаживание», «Эврика», «Холодный душ», «Авансирование», «Следуй за нами», «Даю шанс», «Лестница».
C целью исследовать уровень самооценки младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы нами использовалась методика Дембо-Рубинштейн.
Диагностическое исследование было проведено на базе МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной города Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 44 младших школьников: экспертная группа - 22 учащихся 3 «Г» класса и контрольная группа - 22 учащихся 3 «Б» класса.
По итогам диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы можно сделать вывод, что результаты в экспертной и контрольной группах оказались одинаковыми: в каждой группе у 8 учащихся средний уровень самооценки (адекватная самооценка), что составляет 36%, у 2 человек - завышенная самооценка (9%), 16 учащихся имеют заниженную самооценку (55%).
После проведения диагностического исследования и интерпретации результатов был проведён ряд мероприятий в экспертной группе (3 «Г» класс), позволяющих корректировать самооценку младших школьников. Мероприятия были проведены в течение трёх недель, всего 36 занятий.
Повторное исследование показало, что результаты контрольной группы остались примерно такими же. А повторная диагностика уровня самооценки в экспертной группе показала, что у 20 младших школьников (91%) выявлена адекватная самооценка и лишь у 2 детей (9%) неадекватная самооценка (у 1 ребёнка - высокий уровень, у 1 ребёнка - низкий уровень).
Таким образом, мы видим, что выделенные приёмы создания ситуации успеха при формировании адекватной самооценки эффективны в применении, что доказывает практическую значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях в ходе формирования адекватной самооценки младших школьников. Проблема решена, цель достигнута, выводы сделаны.
1. Абдрахманова, В. Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 138.
2. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект // Известия АПАз ССР. - 1969. - № 3.
3. Амелина, О. В. Создание ситуации успеха на уроке истории / О.
В. Амелина // Вестник науки и образования. - 2016. - № 5. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-na-uroke-istorii (дата
обращения 07.03.2020).
4. Андреева, Ю. В. Пять трактовок успеха в философии
образования: теоретические и прикладные аспекты / Ю. В. Андреева, В. Л. Бенин // Образование и наука. - 2014. - № 2. - С. 19-30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pyat-traktovok-uspeha-v-filosofii-obrazovaniya- teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty (дата обращения 07.03.2020).
5. Архипова, Е. А. Влияние воспитателя и сверстников на
самооценку детей / Е. А. Архипова. - Минск, 1983. - 23 с.
6. Баймухаметова, В. Р. Использование методов арттерапии на формирование адекватной самооценки младших школьников / В. Р. Баймухаметова, Е. В. Николаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 43. - С. 327-332. - URL: http://e- koncept.ru/2016/76486.htm. (Дата обращения 1.05.2019).
7. Бакштановский, В. И. Этика политического успеха: Научнопублицистическая монография / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов, В. А. Чурилов. - Тюмень-Москва : Центр прикладной этики, 1997.
8. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. Для учителя / А. С. Белкин. - Москва : Просвещение, 1991.
9. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. канд. псих. наук / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 2000.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. - Москва : Прогресс, 1986. - С. 422.
11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург, 2004.
12. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - 1992. - № 4. - С. 99-100.
13. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва, 1999. - 538 с. - URL: http://didacts.ru/slovari/professionalnoe- obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatija-terminy-aktualnaja-leksika.html (дата обращения 10.09.2019)
14. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости / Б. С. Волков. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - С. 14.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2009. - С. 203...