ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Самооценка: понятие, этапы формирования 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста 16
1.3. Характеристика приемов формирования самооценки младших
школьников в учебной деятельности 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
самооценки младших школьников на констатирующем этапе опытно- поисковой работы 29
2.2. Реализация приемов формирования адекватной самооценки
младших школьников в учебном процессе МАОУ СОШ № 69 39
2.3. Диагностика сформированности самооценки младших
школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
Обоснование актуальности темы исследования. Современная практика школьного обучения часто ограничивается формированием у ребенка знаний, навыков и умений, меньше внимания уделяя глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано его развитие, в том числе и самооценка.
Между тем, адекватная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки, в частности.
Усваивая определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и к самому себе как личности.
Формирование адекватной самооценки является важным моментом в формирование личности, превращая его в субъект, который способен действовать самостоятельно. Самооценка младшего школьника оказывает влияние на стиль поведения ребёнка, то есть обуславливает динамику и целенаправленность развития ученика.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. В отечественной психологии и педагогике существует большое количество теоретического материала о формировании самооценки на разных возрастных этапах.
Понятие, структура, функции, проблема развития самооценки рассматриваются в работах таких авторов, как: Л. И. Божович, М. И. Лисиной, И. С. Кона, А. И. Липкиной и других психологов. Разными авторами самооценка определяется по-разному.
В рамках исследования «Я-концепция», самооценка рассматривается как стержень процесса самосознания (Н. А. Батурин, Л. И. Божович, С. А. Будасси, В. В. Столин, Е. А Залучинова, О. Н. Молчанова, А. Г. Спиркин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова).
Л. И. Божович, А. И. Липкина, Е. И. Савонько рассматривали педагогические проблемы формирование самооценки.
Самооценку детей младшего школьного возраста рассматривали и изучали такие авторы, как Л. Г. Подоляк, И. В. Дубровина, А. В. Захарова, В. М. Сивельников, С. М. Юлдашева.
Все вышеперечисленное стало ключевым для выбора темы исследования.
Тема исследования: «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности».
Проблема исследования: каковы приемы формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности?
Объект исследования: формирование адекватной самооценки младших школьников.
Предмет исследования: приемы формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать приемы формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования, определить сущность понятия «самооценка».
2. Изучить психолого-педагогические особенности младшего
школьного возраста.
3. Рассмотреть приемы формирования адекватной самооценки младшего школьника в учебной деятельности.
4. Подобрать диагностические методики по выявленным критериям и провести диагностическое исследование уровня сформированности самооценки младших школьников на констатирующем этапе работы.
5. Реализовать приемы формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе МАОУ СОШ № 69.
6. Обосновать эффективность выявленных приемов формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, систематизация; эмпирические - тестирование.
База исследования. Данное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №69, в исследовании приняли участие 50 учеников 2 «В» и 2 «З» классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, списка литературы из 59 источников и приложения.
Проблема формирования адекватной самооценки является одной из главных проблем становления личности. Самооценка - это необходимый компонент развития личности, понимания человеком самого себя, своих психических и физических возможностей, поступков и поведения, отношения к близким и окружающим людям и к самому себе.
Мы проводили исследование на тему «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности». Перед нами был поставлен вопрос: «Каковы приемы формирования адекватной самооценки младших школьников?». Для решения данной проблемы мы проделали следующую работу.
Нами была изучена научная литература по теме исследования «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности». Мы выяснили, что самооценка формирует различные формы поведения индивида и регулирует их. Формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а со временем идет приобретение когнитивных характеристик. Многие ученые выделили различные синонимы термину «самооценка», например, чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность,
самоуважение и др. Все эти синонимы, не дают точного определения, а отражают суть самооценки и позволяют более точно понять ее предназначение. Также выделяют различные классификации по следующим параметрам.
• уровень: завышенный, заниженный и адекватный.
• вид: прогностический, ретроспективный и актуальный
Также мы дали различные трактовки определению «учебная деятельность» и определили структуру учебной деятельности.
С самого раннего возраста существует ряд условий для формирования самооценки: отношение находящихся вокруг людей, любовь и признание со стороны родителей, близких, преподавателей. Сравнивая мнение о себе окружающих людей, младший школьник формирует оценку себя. Благодаря положительным высказываниям, с помощью которых окружающие люди выражают своё личное отношение к личности ребёнка, к его поступкам, формируется фундамент самооценки младшего школьника. Ребёнок понимает для себя, что его поступки, внешний вид и т.д. оценивают окружающие, и благодаря этому старается их корректировать.
Мы выделили следующие приемы, позволяющие формировать адекватную самооценку младших школьников: «оценка не отметка», «создание игровой ситуации», «знаковые внешние приёмы», «приём оценивания ребёнка взрослым», «приём поощрения со стороны учителя», «приём создания ситуации успеха». Данные приёмы, снимают напряжение, тем самым происходит формирование адекватной самооценки младшего школьника.
Для определения самооценки младшего школьника, мы использовали методику В. Г. Щур «Лесенка» и Р. С. Немова «Какой Я».
Диагностическое исследование было проведено на базе МАОУ СОШ 69 города Екатеринбурга: экспертная группа - 25 обучающихся 2 «3» класса и контрольная группа - 25 учащихся 2 «В» класса.
По итогам диагностического исследования на констатирующем этапе, мы сделали вывод, что результаты в экспертной и контрольной группах оказались одинаковыми: в каждой группе одинаковое количество
обучающихся, которые имеют адекватную самооценку.
После проведения констатирующего этапа исследования был проведен формирующий этап опытно-поисковой работы в экспертной группе, позволяющий сформировать адекватную самооценку младших школьников.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что самооценка у экспертной группы изменилась. Дети, которые на констатирующем этапе диагностики имели заниженную самооценку, стали больше общаться со сверстниками, больше работать на уроках. Они не боятся высказывать своё мнение и учатся доказывать свою точку зрения. Дети, у которых на констатирующем этапе была завышенная самооценка, стали больше прислушиваться к своим товарищам, стали активно работать на уроке, стали пытаться слушать своих одноклассников и слышать их.
В контрольной группе произошли незначительные изменения в самооценке, у 4 обучающихся уровень самооценки снизился.
Можно сделать вывод, что выделенные приёмы формирования адекватной самооценки младших школьников доказали свою эффективность, что обуславливает практическую значимость исследования. Результаты могут быть использованы в образовательных учреждениях в ходе формирования адекватной самооценки младших школьников. Проблема исследования решена, цель достигнута.
1. Абдрахманова, В. Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 138.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 2003. - 247с.
3. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - Москва : Добросвет, - 2008.
4. Баркова, Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников / Н. П. Баркова, Н. И. Аркаева. Молодой ученый, - 2018. - № 26. - С. 148-153.
5. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. канд. псих. наук. / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 2000.
6. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки / О. А. Белобрыкина. журнал «Вопросы психологии», - 2001. - №4.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - Москва. - 2007. - С. 4346 - Текст: непосредственный.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург, 2004.
9. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал - 2000. - № 2.
10. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. / - Москва : Астрель, 2008.
11. Варшава, Б. Е. Психологический словарь. / - Москва : Академия,
2008.
12. Виноградова, Н. Ф. Учителю на заметку. / Виноградова Н. Ф.// Начальная школа. - 2007. - №13. - С. 15.
13. Витушкина, Э. В., Кружилина Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник ЧГПУ. 2014. - №1.
14. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский. - Москва : Владос, 2009. - С. 464.
15. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - Москва : 2007. - С. 278-282. - Текст: непосредственный...